2019 02 05 001

2019 02 05 001

 

Как воспитать маленького помощника

Научите детей управлять эмоциями

Как преодолеть застенчивость
Развивающие программы
Влияние родительских установок на развитие детей
Как воспитать социально-активного ребенка
Развивающие игры для детей 3, 4 лет. Игры на кухне
Критерии психологической готовности ребенка к школе
Правильно ли Вы воспитываете ребенка?
Обобщенный перечень основных ошибок в воспитательной деятельности родителей
Влияние мультфильмов на развитие ребенка.
Что такое ФГОС дошкольного образования?
Страшные сны и кошмары у детей
Психологические особенности дошкольного возраста
Ребёнок младшего возраста в детском саду
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
С какого возраста отдать ребенка в школу?
Консультация для родителей «Леворукий ребёнок»
Амбидекстры – кто они?
Как у знать, что ваш ребенок гиперактивный
Рекомендации родителям гиперактивного ребенка
Подготовка детей к школе
Кризис семи лет
Играя дома, тренируем внимания и развиваем память
Советы родителям
Капризы и упрямство

Скоро в школу

 

Адаптация ребенка в детском саду

 

Что такое адаптация?

В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду. Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

  • отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники; необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
  • нужно взаимодействовать с другими детьми; уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
  • малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

!!! Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

  • нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
  • сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
  • регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
  • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
  • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

!!! Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются

Специалисты выделяют три степени адаптации:

  • Легкую. Утром ребенок идет в садик более-менее охотно. При такой степени привыкания у него отсутствует учащенная болезненность (иммунная система справилась с испытанием). Заметить небольшие изменения поведения могут только мама и папа. Большая часть ребят легко адаптируется к детскому саду. Им по душе возможность развлечься с новыми игрушками. Плач и небольшие капризы по утрам возможны. Однако при данной степени привыкания отсутствуют утренние истерики. На полную адаптацию требуется до 5 недель;
  • Среднюю. В течение первых 2-4 недель дитя может плакать по утрам. Нервные срывы и истерики также, как и при легкой степени, отсутствуют. Но ребенок может начать чаще болеть из-за так называемой «бактериальной и вирусной адаптации»;
  • Тяжелую. Даже через месяц-другой ребенок продолжает истерировать, услышав о предстоящем походе в детский садик. Как правило, тяжелая степень сопровождается бесконечными простудными заболеваниями, повышенными плаксивостью и нервозностью.

Для того, чтобы адаптация малыша в детском саду прошла максимально «безболезненно», необходим комплексный подход. Теоретические советы психологов следующие:

  • Родителям необходимо узнать, каков режим дня в группе, в которую предположительно отдадут ребенка. За пару-другую недель следует «перевести» малыша на тот же распорядок дома.
  • Мамы и папы должны научить чадо «самообслуживанию». Благодаря хотя бы минимальным навыкам, он сможет раньше привыкнуть к незнакомой обстановке, ощущая себя практически взрослым и самостоятельным. На легкую степень адаптации не следует рассчитывать родителям, чей ребенок не умеет проситься на горшок или обращаться к взрослым людям с иными просьбами, самостоятельно кушать.
  • Детский сад должен ассоциироваться у малыша с чем-то приятным и позитивным. Необходимо заранее рассказывать об играх, прогулках, вкусном питании, танцах, сказках и песнях. Необходимо объяснить, что все домашние развлечения и любимые занятия будут доступны и в детском садике. Но проходить они будут веселее, так как в них будут участвовать и другие ребятишки.

!!! Но не стоит перегружать кроху лишним объемом информации и пустыми обещаниями. В противном случае, он может обмануться в ожиданиях

Занятия с детьми по подготовке к садику.

Сюжетно-ролевая игра и прослушивание сказочных историй – любимые развлечения маленьких детей. Поэтому советы психолога часто включают такие пункты, как занятия и сказки для успешной адаптации в детском саду. Цель подобных игр – в непринуждённой форме ознакомить малыша с режимом и правилами детского сада.

 Заручитесь «поддержкой» детских игрушек – кукол, плюшевых медвежат. Пусть любимая пластиковая подружка станет воспитателем, а плюшевый мишка и робот – детсадовцами, которые только посещают дошкольное учреждение.

Причём занятия должны повторять практически весь день будущего дошкольника. То есть плюшевый мишка пришёл в садик, поздоровался с тётей-воспитательницей, поцеловал мамочку на прощание и начал играть с другими ребятишками. Затем он позавтракал и начал заниматься.

!!! Если ребёнок с трудом расстаётся с мамой, особый упор нужно делать именно на данном моменте. Для этого лучше использовать специальные сказки для быстрой адаптации в детском саду, в которых, к примеру, котёнок перестаёт плакать после ухода матери и начинает весело играть с другими зверушками.

Совет дня: используйте простой прием для легкой адаптации в саду

  1. Предлагаем нарисовать на своей ладони и ладошке ребенка шариковой ручкой по сердечку. Затем непременно нужно подержаться за руки, чтобы зарядить эти сердечки любовью друг друга. При этом нужно рассказывать малышу о том, что этой энергии хватит сердечкам до тех пор, пока мама не заберет его из детского сада/не вернется домой/не завершатся уроки.

Ребенок будет понимать: сердечко на ладошке — частичка мамы. А значит, она всегда рядом.

Этот способ уже проверен многими заботливыми мамами. Попробуйте и вы!

  1. Важно понять причину слез ребенка. Что происходит в группе? Попробуйте пообщаться со специалистами сада (психолог, старший воспитатель), с которыми у вас есть контакт, готовые вам помочь прояснить ситуацию. Важно это делать не с позиции обвинения, а от имени своего волнения и желания помочь дочке.

Но часто бывает, что трудности ребенка обусловлены не садом.

Любопытно, что говорит ребенок о воспитателях ежедневно, что ее порадовало, что огорчило, что рассердило.

Поиграйте с дочкой в детский сад, можно через мягкие игрушки. Предложите ей побыть в игре разными воспитателями. Возможно это будет информативно для вас.

Адаптация к детскому саду: ошибки и заблуждения родителей:

-«Адаптация к саду проходит 1-2 недели»

Многие родители, приводя в сад ребенка в 2-3 года, планируют только одну неделю адаптации (т. е пребывание до обеда). А уже со второй недели хотят оставлять ребенка на сон, до вечера. 1-2 недели – это период адаптации эмоционально устойчивого ребенка, который уже посещал другой детский сад и ему 5-6 лет. Для детей 2-3 лет привыкание к саду – это период от месяца до полугода. Девочки – быстрее адаптируются и готовы выдерживать нагрузку полного дня через месяц- полтора, мальчики – сложнее. Бывает и так: ребенок начинает оставаться на полный день в саду, ему нравится, легко расстается с родителями. А через 1, 5-2 месяца мы наблюдаем последствия психического перенапряжения (тики, навязчивые движения, логоневроз, энурез, частые простудные заболевания как последствие снижения иммунитета), которое говорит, что нагрузка сада оказалась выше возможностей ребенка. Что является нагрузкой в детском саду? Это родителям трудно понять. Малыш получает много за день впечатлений. На занятиях и в различных видах деятельности ребенку необходимо слушать, направлять свое внимание, сосредотачиваться, задействовать все органы восприятия.

!!! Поэтому лучше всего в период адаптации ориентироваться на актуальное состояние ребенка, наблюдая, как ребенок переносит возрастающую нагрузку.

-«Об исчезнувшей маме»

Знакома ли вам такая ситуация? Первые трудные дни привыкания ребенка к саду. Малыш, с трудом оторвавшись от мамы, идет в группу. Ему интересны игрушки, новая обстановка, играющие дети. Он увлекается игрушкой, отвлекается от мамы. В это момент воспитатель шепчет маме «Идите! Видите, играет. Уходите, пока он отвлекся». И мама исчезает. Что происходит с ребенком, который несколько секунд назад видел маму, стоящей в коридоре, и вдруг – её НЕТ! Она исчезла! Куда, где мама?! Ребенок забывает про игрушки. Он испытывает смешанные сильные чувства: страх, удивление, непонимание, растерянность, беспокойство. Была мама и исчезла! Прожив стресс в такой ситуации, ребенок «привязывается» к маме, не отпускает, цепляется за руки, плачет, кричит. Он боится повторения травмирующей ситуации. Поэтому старается сделать всё, чтобы она не повторилась. После этого расставание в детском саду с мамой может стать ежедневной драмой.

Как можно было маме уйти? Она должна была попрощаться, сказать малышу, что уйдет, сообщить, когда вернется за ним. Маленькие дети лучше всего понимают время по режимным моментам: обед, тихий час, полдник, прогулка.

!!! Ребенок имеет право печалиться расставанию с мамой. Но, услышав мамино «Я уйду», у него будет ясность и понимание, что мама ушла, когда она придет. Ясность ребенку очень важна.

-«Мы отдали в детский сад, вот пусть там воспитывают и развивают ребенка. Детский сад решит все трудности ребенка»

Детский сад – это услуга по оказанию помощи родителям. Но сад не отменяет первостепенной роли семьи в жизни ребенка. Все ценности, традиции, особенности контакта ребенок осваивает и присвоит именно в семье. Поэтому семье важно быть для своего малыша примером и образцом в общении и поведении. Эмоциональное состояние и способы поведения ребенка напрямую зависят от папы и мамы. В саду есть развивающая среда и занятия. Но ничто не заменит ежедневного общения ребенка с родителями обо всем происходящем вокруг и в семье; совместного времяпровождения в игре и семейных событиях; познавательных поездок и просто эмоционального проживания друг друга.

Пусть Ваш малыш с радостью говорит

«Хочу в детский сад!».

 

8 ОШИБОК РОДИТЕЛЕЙ ПРИ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ДЕТСКОМУ САДИКУ

 

Мамам, чьи малыши идут в садик, очень хочется, чтобы адаптация прошла очень мягко. Идеальный вариант – ребенок ладит с воспитателем и одногруппниками, каждое утро просыпается без слез и капризов. Однако любая перемена в жизни является стрессом для малыша, и иногда именно взрослые вольно или невольно мешают ребенку адаптироваться к садику. Я расскажу о самых распространенных родительских ошибках в процессе привыкания детей к дошкольному учреждению и о том, как их избежать.

Безусловно, каждый малыш – яркая индивидуальность. Маленькие сангвиники, к примеру, легче адаптируются к новым условиям, чем флегматики или меланхолики. Однако неправильное поведение родителей в период привыкания способно вызвать страхи, тревогу у любого малыша и затянуть его адаптацию на несколько месяцев. Какие ошибки чреваты столь серьезными последствиями?

Ошибка № 1. Внезапный уход

Первый день в детском саду обычно нравится всем детям, ведь вокруг столько всего нового и интересного. Да и привлечь внимание двух- или трехлетнего малыша очень легко. Он смело идет к тете-воспитательнице, глядя на играющих сверстников. Мама, обрадованная подобной сговорчивостью, осторожно уходит, не попрощавшись с крохой. Я часто видела следующую детскую реакцию:

  • ребенок, не обнаружив мать, приходит в ужас, начинает плакать. Уговорить его «подождать мамочку» невозможно – не помогают ни сладости, ни игрушки. В лучшем случае он просто сядет возле двери в ожидании прихода родителей;
  • в долгосрочной перспективе у малыша возникает ощущение, что он может потерять маму навсегда, даже если она решила отойти на минутку. Ребенок липнет к ней, ходит попятам, не отпуская от себя ни на шаг. Посещение садика откладывается на неопределенное время.

Я советую обязательно прощаться с маленьким дошкольником, даже если вы предупреждали его заранее о расставании. Разработайте особый ритуал прощания, который успокоит все страхи и тревоги. Не забывайте сообщать ему, когда вы его заберете (после завтрака, после сна и т.д.).

Ошибка № 2. «Полное погружение»

Мнение о том, что ребенок быстрее привыкнет к ребятам и воспитателю, если оставить его на весь день, ошибочно. Некоторые мамы, наслушавшись советов подруг («Мой сразу на целый день остался»), отказываются от постепенного посещения. И получают, в итоге, истерики и нежелание идти в садик.

Рекомендую ориентироваться только на своего малыша, его характер и самостоятельность. Путь к 9-часовому «рабочему» дню у каждого ребенка свой, но общая схема посещения такова:

  • предварительные прогулки на территории садика и детской площадки;
  • свободная получасовая игра с детьми в группе (мама ждет в коридоре);
  • двухчасовая игровая деятельность под руководством воспитателя;
  • нахождение с 8.00 до обеда;
  • обед в группе;
  • знакомство с кроваткой, сончас;
  • полный день.

Ошибка № 3. Разные требования дома и в садике

Часто приходится сталкиваться с мамами, которые считают, что воспитание детей – это задача только образовательных учреждений. Мало того, что родители не подготавливают кроху к новым условиям, они еще не следуют рекомендациям педагогов по объединению усилий.

В моей практике были ситуации, когда дома ребенка кормили бессистемно, включая к тому же мультики, чтобы его заинтересовать. В садике такой малыш не может сосредоточиться на каше или запеканке, требуя поставить любимый мультфильм. Еще одна головная боль для воспитателя – дети, которые засыпают только в процессе укачивания.

Заранее поинтересуйтесь у педагогов, в какое время проходят режимные моменты: завтрак, прогулка, обед и дневной сон. Это поможет подготовиться к садику и упорядочить детскую жизнь. И, конечно, воспринимайте воспитателя, как своего союзника в вопросе развития детей.

Ошибка № 4. Неправильный настрой на посещение садика

Создание неверного настроя способствует негативные высказывания о дошкольном учреждении, недовольство его работниками в присутствии малыша: «Какая плохая воспитательница нам досталась!» Я также не советую чрезмерно восхвалять садик и статус дошкольника.

Рассказывать о детском саде нужно, поскольку незнакомое и новое всегда пугает детей. Избегайте сгущения красок и рисования идеальной картинки: лучшая политика – это честность. Например: «Скоро ты пойдешь в садик, будешь играть с детками, а тетя-воспитатель будет учить тебя читать и писать». Замечательные помощники в этом деле – развивающие книжки и пособия со стихотворениями и картинками, рассказывающими о детсадовской жизни.

Ошибка № 5. Неготовность взрослых к детским слезам

Многие родители пугаются плаксивости малыша, который прежде с радостью посещал детскую площадку, общался со сверстниками, охотно шел в садик. Растерявшись, взрослые начинают ругать и даже наказывать его за слезы: «Такой большой, а все равно плачешь!»

Между тем, слезы в этот период – естественная защитная реакция детей. Намного хуже, если ребенок замыкается в себе, вообще не реагируя на столь серьезные перемены в жизни. Поэтому будьте терпеливы, скоро слезы прекратятся, и малыш будет заходить в группу без опаски и капризов.

Ошибка № 6. Несистематичное посещение

Иногда мамы относятся к вопросу посещения садика несерьезно: проспали, не хочется рано вставать, малыш закапризничал, решили отдать его на недельку бабушке. Через некоторое время ребенок понимает, что посещать сад не обязательно, и начинает манипулировать взрослыми через крики и слезы.

Не забывайте, что детский сад – это своего рода работа для детей, а значит, ходить в дошкольное учреждение нужно каждый день. Систематичность и регулярность посещения поможет крохе скорее привыкнуть к новому статусу и новым обязанностям.

Ошибка № 7. Неправильный режим дня

В садик нужно вставать рано, что становится реальной проблемой для родителей, чьи дети привыкли засыпать после 22.00. Сонный ребенок трет глаза, хнычет, капризничает, не понимая, чего он хочет. Так же он ведет себя и в группе, болезненно реагируя на уговоры мамы, педагога.

Первые дни в дошкольном учреждении накладывают отпечаток на дальнейшее отношение к этому месту. Чтобы начальный опыт малыша был только позитивным, позаботьтесь о заблаговременном его переводе на правильный распорядок дня. В этом случае он станет легко просыпаться и будет ходить в садик в замечательном настроении.

Ошибка № 8. Быстрый сбор

Эта родительская недоработка плавно вытекает из предыдущей. Маме жалко будить сладко спящего ребенка, она сама хочет подольше полежать в кровати. В результате сборы проходят в спешке, родители подгоняют дошкольника: «Собирайся быстрее», «Некогда разговаривать», «Потом тебя поцелую» и т.д. Малыш же не понимает, почему мама раздражена, он выходит из дома в плохом настроении.

Просыпаться следует заранее, чтобы вы сумели уделить немного времени крохе: погладить ножки и ручки, сделать веселую зарядку, потанцевать. Выходить в детский сад тоже необходимо заблаговременно, обеспечив запас времени. В этом случае вы не будете нервничать по дороге и не передадите свою тревогу детям.

Итак, мы рассмотрели 8 самых распространенных родительских ошибок, которые способны существенно осложнить и без того нелегкий процесс адаптации. Наши подсказки помогут их избежать, а значит, ребенок скорее и с меньшими потерями привыкнет к условиям дошкольного учреждения, поладит с педагогами и ровесниками.

Подготовила для Вас педагог-психолог Мальцева Оксана Петровна

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 122 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

Ошибка в тексте?

Система Orphus

© Оф.сайт Детского сада №75 г.Чита, 2012-2019

Полезные ссылки