Ребенок учится родному языку  подражая, слушая, наблюдая и трогая руками

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Дошкольный возрастэтап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей.

Правильная, выразительная речьзвуковой портрет человека. Речьэто не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти.

В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастикаэто специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность

Артикуляционная гимнастикаэто комплекс упражнений, направленных на развитие подвижности, ловкости и точности движений языка, губ, щек, подъязычной уздечки. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для чёткого произношения звуков.

  • Выполнять артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
  • Каждое упражнение выполняется по 20-30 секунд. Постепенно время увеличивается до 1 минуты. Упражнения выполняются перед зеркалом.
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Не желательно выполнять гимнастику сразу после еды.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения произношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

 

Окошко
• широко открыть рот - "жарко"
• закрыть рот - "холодно"

Чистим зубки
• улыбнуться, открыть рот
• кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Месим тесто
• улыбнуться
• пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
• покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Чашечка
• улыбнуться
• широко открыть рот
• высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

Дудочка
• с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

Маляр
• губы в улыбке
• приоткрыть рот
• кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

Грибочек
• улыбнуться
• поцокатъ языком, будто едешь на лошадке
• присосать широкий язык к нёбу

Киска
• губы в улыбке, рот открыт
• кончик языка упирается в нижние зубы
• выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Поймаем мышку
• губы в улыбке
• приоткрыть рот
• произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

Лошадка
• вытянуть губы
• приоткрыть рот
• поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

Пароход гудит
• губы в улыбке
• открыть рот
• с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

Слоник пьёт
• вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
• "набирать водичку", слегка при этом причмокивая

Индюки болтают
• языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."

Орешки
• рот закрыт
• кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
• на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

Качели
• улыбнуться
• открыть рот
• кончик языка за верхние зубы
• кончик языка за нижние зубы

Часики
• улыбнуться, открыть рот
• кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Блинчик
• улыбнуться
• приоткрыть рот
• положить широкий язык на нижнюю губу

Вкусное варенье
• улыбнуться
• открыть рот
• широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

Шарик
• надуть щеки
• сдуть щеки

 

 

 

 

 

 

 

Гармошка
• улыбнуться
• сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу)
• не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

Барабанщик
• улыбнуться
• открыть рот
• кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."

Парашютик
• на кончик носа положить ватку
• широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

Загнать мяч в ворота
• "вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
• дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

ОКОШКО. Жил-был веселый Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево, направо. Вниз посмотрел. Ночью шел дождь – нет ли луж? Вверх посмотрел - светит ли солнышко? Закрыл окошко. Побежал язычок в ванную умываться. Открыл дверь ванной. Дверь заскрипела: Н-н-н... Надо смазать дверь – подумал Язычок. Вошел он в ванную. Включил свет – «чик». Открыл кран «чик-чик-чик». Полилась горячая вода «ш-ш-ш»... «Ой!» - испугался язычок и отдернул руки. Надо открыть какую воду? Правильно, холодную «чик-чик-чик». И язычок открыл кран с холодной водой «с-с-с»... Холодная водичка соединилась с горячей и стала теплой.

ЧИСТИМ ЗУБКИ Язычок умылся. Почистил зубки – сначала нижние, затем верхние. Прополоскал рот. Умылся еще раз. Вытерся. Закрыл кран с холодной водой «чик-чик-чик». Закрыл кран с горячей водой «чик-чик-чик». Закрыл дверь «н-н-н».. И побежал веселый Язычок на кухню завтракать.

МЕСИМ ТЕСТО А на кухне мама печет пироги. «Мамочка, здравствуй!, - крикнул радостно язычок.- Я тебя очень люблю.» «Здравствуй, сыночек! Я тебя тоже очень люблю! Помогай мне тесто месить!» Пя-пя-пя – разминали они тесто губами, потом зубками, снова губами. Тесто готово. Испекли они пирожки «Пя-пя-пя...» Язычок съел три пирожка. Как ты думаешь, с какой начинкой?

ЧАШЕЧКА Затем язычок выпил молока вот из такой чашечки. Сказал «Спасибо».

ДУДОЧКА И спросил Язычок у мамы – «Мамочка, можно я пойду погуляю?» Мама ответила «Конечно, можно, только не опоздай к обеду». Взял язычок дудочку и весело загудел «Ду-ду-ду!»

ЗАБОРЧИК Вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор. Вот такой. А на крыше дома труба. В трубе живет веселый ветер. «У-у-у...»поет он.

Маляр Веселый маляр красил забор.

ГРИБОК Смотри, Язычок, сказал маляр – возле забора вырос грибок.

Киска Как хорошо! ответил Язычок, и вдруг увидел кошку Мурку.

Поймаем мышку Мурка ловит мышку. Нельзя, Мурка! прогнал Язычок кошку. Погрозил пальчиком кошке. Нельзя!

ЛОШАДКА Побежал Язычок к своей лошадке. Погладил её. «Здравствуй, лошадка!» - ласково сказал Язычок. Лошадка обрадовалась. Заржала «Иго-го!» Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе.

ПАРОХОД ГУДИТ Скачут они берегом реки. На реке гудит пароход: «Ы-ы....» «Счастливого пути, пароход!» - помахал ему вслед Язычок.

ЗДРАВСТВУЙ! Скачут они с лошадкой дальше. Скачут полем, скачут лесом. Здоровается язычок со всеми. «Здравствуйте, деревья!» «Здравствуй, небо!» И тут язычок увидел Солнце. «Здравствуй, Солнце!» Справшивают деревья, небо, солнце – кто это с нами поздоровался? «Это – я!!!» - крикнул Язычок. «Кто это – Я?» - переспрашивают деревья, небо, солнце... «Это – я!!!» (назови свое имя)

СЛОНИК ПЬЁТ Скачет язычок , скачет и прискакал он в зоопарк. В зоопарке он встретил своих друзей. Язычок увидел ослика. «Иа-иа-иа!» - поздоровался ослик. Язычок посмотрел, как умывается веселый слоник Бэмби: набирает хоботом водичку и моет себя, как из душа.

 

ИНДЮКИ БОЛТАЮТ К ним подошел индюк. Он без умолка болтал «бл-бл-бл...»

ОРЕШКИ Маленькая белочка угостила Язычка орешками.

КАЧЕЛИ В зоопарке Язычок покатался на качелях. Покатался на маленьком автомобильчике «Дрррр...» Было очень жарко. Язычок купил себе мороженое – эскимо на палочке. Очень вкусное мороженое!

ЧАСИКИ Съел Язычок мороженое и подумал, что надо домой возвращаться. посмотрел на часы, а они стоят. Надо часы завести: «тик-тик-тик...» И часы пошли.

БЛИНЧИК «Ой! меня мама ждет!» Вскочил Язычок на лошадку и поскакал домой. Дома его ждала мама. Она испекла Язычку вкусные блинчики.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ И положила вкусного варенья.

ПОДАРКИ Мама сходила в магазин игрушек и купила своему любимому сыночку подарки. Мама подарила Язычку воздушный шарик. Его цвет на звук «з». Угадай, какого цвета шарик? Правильно, зеленого. Язычок надул шарик: «Ф-ф-ф...»

ГАРМОШКА Еще мама купила Язычку красивую гармошку

БАРАБАН Мама купила барабан. Язычок взял барабанные палочки и заиграл веселый марш «дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ» Он был очень рад новым игрушкам и очень рад, что вернулся домой к маме.

ПАРАШЮТИК

ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА

Искажения звуков и слов (сокращения слов, перестановка звуков и слогов, уподобление одного звука другому) часто связаны с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым вниманием. В дошкольные годы очень важно научить ребёнка хорошо слушать и слышать. Для развития внимания можно использовать различные занятия и игры.

  1. Предложим ребёнку помолчать, закрыв глаза, и внимательно прислушаться к звукам, которые доносятся с улицы, из кухни, из ванной (о чём говорит улица, комната?). Ребенок услышит гудки автомобиля, голоса людей, чириканье воробьев, тиканье часов, капанье воды из крана и т.п.
  2. Положим в банку шарик, в спичечную коробку гвоздики и будем издавать звуки, потряхивая коробочку, банку, разрывая бумагу, стуча карандашом о стакан, и т.д. Потом повернём ребёнка спиной и будем производить те же звуки. Ребёнок должен по звуку назвать, какие предметы издают звук. Нужно научить ребёнка различать силу, высоту голоса.
  3. Показываем ребёнку игрушку, например, собачку. Показываем, как собачка лает, когда находится близко (громко), и как – когда вдали (тихо). Потом произносим «гав-гав», меняя силу голоса, а ребёнок угадывает, далеко или близко находится собачка.
  4. «Я буду называть слова, а ты внимательно слушай: если в этом слове есть звук «в» (к, г, м, щ, р или какой-нибудь другой), хлопни, пожалуйста в ладоши («поймай звук в ладони»)». Произносите слова, выделяя голосом нужный звук.
  5. Можно поиграть в «слова»: «Давай будем придумывать слова, которые начинаются на букву … (называете букву).
  6. Предложите показать картинки с названием предметов, в названии которых есть звук … (называете звук).

Так же, залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

Для того чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, тренировать не только язык, но дыхание и голос.

Техника выполнения упражнений:

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки. ( для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

Упражнения

«Чайник закипел», «Шторм в стакане».

В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения.

В стакан с водой вставьте трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох- вода бурлит.

«Игрушки»

Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную воздушную струю.

«Кораблик»

Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой.

«Султанчик», «Сдуй ватку», «Забей гол».

Эти упражнения могут выполняться с высунутым и сложенным в трубочку языком, чтобы воздух проходил по середине языка. Дыхание остается прежним: вдыхаем через нос - выдох делаем через рот, не поднимая плеч.

«Снегопад».

Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

«Листопад».

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели.

«Бабочка»

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела. (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

«Футбол»

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, загнать шарик в ворота.