Ребенок учится родному языку подражая, слушая, наблюдая и трогая руками
В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.
Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.
Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей.
Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.
У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти.
В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на развитие подвижности, ловкости и точности движений языка, губ, щек, подъязычной уздечки. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для чёткого произношения звуков.
- Выполнять артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
- Каждое упражнение выполняется по 20-30 секунд. Постепенно время увеличивается до 1 минуты. Упражнения выполняются перед зеркалом.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Не желательно выполнять гимнастику сразу после еды.
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения произношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.
Окошко |
|||
Чистим зубки |
|||
Месим тесто |
|||
Чашечка |
|||
Дудочка |
|||
Маляр |
|||
Грибочек |
|||
Киска |
|||
Поймаем мышку |
|||
Лошадка |
|||
Пароход гудит |
|||
Слоник пьёт |
|||
Индюки болтают |
|||
Орешки |
|||
Качели |
|||
Часики |
|||
Блинчик |
|||
Вкусное варенье |
|||
Шарик |
|||
Гармошка |
|||
Барабанщик |
|||
Парашютик |
|||
Загнать мяч в ворота |
СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ
ОКОШКО. Жил-был веселый Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево, направо. Вниз посмотрел. Ночью шел дождь – нет ли луж? Вверх посмотрел - светит ли солнышко? Закрыл окошко. Побежал язычок в ванную умываться. Открыл дверь ванной. Дверь заскрипела: Н-н-н... Надо смазать дверь – подумал Язычок. Вошел он в ванную. Включил свет – «чик». Открыл кран «чик-чик-чик». Полилась горячая вода «ш-ш-ш»... «Ой!» - испугался язычок и отдернул руки. Надо открыть какую воду? Правильно, холодную «чик-чик-чик». И язычок открыл кран с холодной водой «с-с-с»... Холодная водичка соединилась с горячей и стала теплой.
ЧИСТИМ ЗУБКИ Язычок умылся. Почистил зубки – сначала нижние, затем верхние. Прополоскал рот. Умылся еще раз. Вытерся. Закрыл кран с холодной водой «чик-чик-чик». Закрыл кран с горячей водой «чик-чик-чик». Закрыл дверь «н-н-н».. И побежал веселый Язычок на кухню завтракать.
МЕСИМ ТЕСТО А на кухне мама печет пироги. «Мамочка, здравствуй!, - крикнул радостно язычок.- Я тебя очень люблю.» «Здравствуй, сыночек! Я тебя тоже очень люблю! Помогай мне тесто месить!» Пя-пя-пя – разминали они тесто губами, потом зубками, снова губами. Тесто готово. Испекли они пирожки «Пя-пя-пя...» Язычок съел три пирожка. Как ты думаешь, с какой начинкой?
ЧАШЕЧКА Затем язычок выпил молока вот из такой чашечки. Сказал «Спасибо».
ДУДОЧКА И спросил Язычок у мамы – «Мамочка, можно я пойду погуляю?» Мама ответила «Конечно, можно, только не опоздай к обеду». Взял язычок дудочку и весело загудел «Ду-ду-ду!»
ЗАБОРЧИК Вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор. Вот такой. А на крыше дома труба. В трубе живет веселый ветер. «У-у-у...»поет он.
Маляр Веселый маляр красил забор.
ГРИБОК Смотри, Язычок, сказал маляр – возле забора вырос грибок.
Киска Как хорошо! ответил Язычок, и вдруг увидел кошку Мурку.
Поймаем мышку Мурка ловит мышку. Нельзя, Мурка! прогнал Язычок кошку. Погрозил пальчиком кошке. Нельзя!
ЛОШАДКА Побежал Язычок к своей лошадке. Погладил её. «Здравствуй, лошадка!» - ласково сказал Язычок. Лошадка обрадовалась. Заржала «Иго-го!» Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе.
ПАРОХОД ГУДИТ Скачут они берегом реки. На реке гудит пароход: «Ы-ы....» «Счастливого пути, пароход!» - помахал ему вслед Язычок.
ЗДРАВСТВУЙ! Скачут они с лошадкой дальше. Скачут полем, скачут лесом. Здоровается язычок со всеми. «Здравствуйте, деревья!» «Здравствуй, небо!» И тут язычок увидел Солнце. «Здравствуй, Солнце!» Справшивают деревья, небо, солнце – кто это с нами поздоровался? «Это – я!!!» - крикнул Язычок. «Кто это – Я?» - переспрашивают деревья, небо, солнце... «Это – я!!!» (назови свое имя)
СЛОНИК ПЬЁТ Скачет язычок , скачет и прискакал он в зоопарк. В зоопарке он встретил своих друзей. Язычок увидел ослика. «Иа-иа-иа!» - поздоровался ослик. Язычок посмотрел, как умывается веселый слоник Бэмби: набирает хоботом водичку и моет себя, как из душа.
ИНДЮКИ БОЛТАЮТ К ним подошел индюк. Он без умолка болтал «бл-бл-бл...»
ОРЕШКИ Маленькая белочка угостила Язычка орешками.
КАЧЕЛИ В зоопарке Язычок покатался на качелях. Покатался на маленьком автомобильчике «Дрррр...» Было очень жарко. Язычок купил себе мороженое – эскимо на палочке. Очень вкусное мороженое!
ЧАСИКИ Съел Язычок мороженое и подумал, что надо домой возвращаться. посмотрел на часы, а они стоят. Надо часы завести: «тик-тик-тик...» И часы пошли.
БЛИНЧИК «Ой! меня мама ждет!» Вскочил Язычок на лошадку и поскакал домой. Дома его ждала мама. Она испекла Язычку вкусные блинчики.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ И положила вкусного варенья.
ПОДАРКИ Мама сходила в магазин игрушек и купила своему любимому сыночку подарки. Мама подарила Язычку воздушный шарик. Его цвет на звук «з». Угадай, какого цвета шарик? Правильно, зеленого. Язычок надул шарик: «Ф-ф-ф...»
ГАРМОШКА Еще мама купила Язычку красивую гармошку
БАРАБАН Мама купила барабан. Язычок взял барабанные палочки и заиграл веселый марш «дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ» Он был очень рад новым игрушкам и очень рад, что вернулся домой к маме.
ПАРАШЮТИК
ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА
Искажения звуков и слов (сокращения слов, перестановка звуков и слогов, уподобление одного звука другому) часто связаны с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым вниманием. В дошкольные годы очень важно научить ребёнка хорошо слушать и слышать. Для развития внимания можно использовать различные занятия и игры.
- Предложим ребёнку помолчать, закрыв глаза, и внимательно прислушаться к звукам, которые доносятся с улицы, из кухни, из ванной (о чём говорит улица, комната?). Ребенок услышит гудки автомобиля, голоса людей, чириканье воробьев, тиканье часов, капанье воды из крана и т.п.
- Положим в банку шарик, в спичечную коробку гвоздики и будем издавать звуки, потряхивая коробочку, банку, разрывая бумагу, стуча карандашом о стакан, и т.д. Потом повернём ребёнка спиной и будем производить те же звуки. Ребёнок должен по звуку назвать, какие предметы издают звук. Нужно научить ребёнка различать силу, высоту голоса.
- Показываем ребёнку игрушку, например, собачку. Показываем, как собачка лает, когда находится близко (громко), и как – когда вдали (тихо). Потом произносим «гав-гав», меняя силу голоса, а ребёнок угадывает, далеко или близко находится собачка.
- «Я буду называть слова, а ты внимательно слушай: если в этом слове есть звук «в» (к, г, м, щ, р или какой-нибудь другой), хлопни, пожалуйста в ладоши («поймай звук в ладони»)». Произносите слова, выделяя голосом нужный звук.
- Можно поиграть в «слова»: «Давай будем придумывать слова, которые начинаются на букву … (называете букву).
- Предложите показать картинки с названием предметов, в названии которых есть звук … (называете звук).
Так же, залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
Для того чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, тренировать не только язык, но дыхание и голос.
Техника выполнения упражнений:
- воздух набирать через нос
- плечи не поднимать
- выдох должен быть длительным и плавным
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки. ( для начала их можно придерживать руками)
- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
Упражнения
«Чайник закипел», «Шторм в стакане».
В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения.
В стакан с водой вставьте трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох- вода бурлит.
«Игрушки»
Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную воздушную струю.
«Кораблик»
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой.
«Султанчик», «Сдуй ватку», «Забей гол».
Эти упражнения могут выполняться с высунутым и сложенным в трубочку языком, чтобы воздух проходил по середине языка. Дыхание остается прежним: вдыхаем через нос - выдох делаем через рот, не поднимая плеч.
«Снегопад».
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
«Листопад».
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели.
«Бабочка»
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела. (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
«Футбол»
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, загнать шарик в ворота.