Третий год жизни считается переходным этапом в развитии ребенка - к концу года малыш становится младшим дошкольником.

Однако в начале этого периода у него еще присутствуют все черты раннего детского возраста. Необходимо заметить, что такими беспомощными и несамостоятельными дети могут оставаться и в три, и в четыре года, если взрослые вовремя не реализуют все возможности развития и воспитания. «Что же делать?» - спросят нас озадаченные родители. Конечно, нельзя лишать ребенка посильной самостоятельности, делать все за него, подчеркивать каждый раз, что он еще очень мал, что у него все не так получается, сужать круг его общения с взрослыми и сверстниками; нужно внимательно относиться к его познавательным интересам и пояснять все, что разворачивается в окружающем перед его взором и формирует эмоциональный мир, постепенно переводить чувственный опыт в речь и т.д.

Организация жизни и задачи воспитания

Чем же третий год жизни знаменателен? В чем его особенности? О какой самоценности идет речь? Что нового в поведении ребенка?

На третьем году жизни происходит существенный перелом в его отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности малыша, имеющего собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с намерениями взрослого. Этот перелом обнаруживается в появлении, с одной стороны, ярко выраженного стремления к самостоятельности, а с другой - желания быть похожим на взрослых, подражать им.

Все сказанное имеет отношение к психологической характеристике возраста.

В процессе общения, в ходе предметной деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение и танец и др.) происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы.

Новым можно считать интенсивное развитие воображения, особенно во второй половине года (от 2,5 до 3 лет). Это значит, что ребенок может действовать в воображаемой ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого, показывает, как мышка бегает на лапках тихо-тихо (встает на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идет мишка-медведь, как зайчик скачет и шевелит ушками и т.п.

С развитием воображения и памяти появляются описанные выше виды продуктивной деятельности: рисование (продукт - рисунок), лепка (продукт - поделка), конструирование (продукт - постройка), игра (ролевое поведение) и др.

Следует обратить внимание родителей на то, что продуктивные виды детской деятельности должны быть начаты именно на третьем году жизни ребенка. Эти виды способствуют развитию отражательной способности мозга, а следовательно, имеют прямое отношение к развитию умственной активности, формированию интеллекта.

На третьем году жизни внимание малыша еще неустойчиво, но сосредоточение на деятельности, которая для него интересна, более длительно. Ребенок может заниматься ею уже12-15 минут, не переключаясь на что-то другое.

Значительно совершенствуется память. Малыш помнит не только то, что было в недавнем прошлом (несколько часов назад), но и (к концу третьего года) может рассказать, например, о том, что «ходил с папой и мамой в зоосад», или «вчера приходили гости», или «мама купила игрушечную машинку» и т.п. Это значит, что на протяжении третьего года совершенствуются процессы запоминания, а с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова.

Последнее не случайно. Интенсивно нарастает активный словарь, к трем годам в речи детей уже 1200-1500 слов и более.

Особенностью речевого развития является не только расширение понимания обращенной к малышу речи, а также активное употребление слов, т.е. произнесение их. Появляется более сложная функция - умение строить фразу из трех-четырех слов. Формируется грамматический строй речи.

Ребенок начинает употреблять не только простые предложения, но и сложные. Ему доступно понимание не только смысла отдельных высказываний взрослого, относящихся непосредственно к воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов о том, что не находится в данный момент в его поле зрения. Он понимает сказку, слушает небольшие стихотворения, потешки, с интересом рассматривает иллюстрации.

Деятельность малышей становится сложнее и разнообразнее. Они уже способны отличать игру от учебных заданий и элементарных трудовых поручений.

Сюжетная игра в первой половине года более развернута по содержанию, но, отображая действия близких людей (мамы, бабушки, отца), дети не берут на себя роли. Во второй половине года ребенок уже с увлечением участвует в ролевых играх: начинает отражать в своей игре жизненный опыт, выполняя в условном игровом плане действия взрослых, и берет на себя определенную роль - мамы, доктора и др.

Малыш по-прежнему эмоционален, чувствителен к похвале и порицанию взрослого, он очень привязан к близким, но проявляет интерес и к посторонним, если симпатию.

В этот период детства слово взрослого в процессе воспитания становится средством регулирующим поведением усваивать жизненно важные правила, формирует привычки. Он способен не только адекватно реагировать на слова «надо». Следовательно третий год  привносит в действия ребенка некоторые элементы самоорганизации.

Социальное развитие

Воспитывать интерес к окружающему миру, чувство симпатии к взрослым и детям. Учить доброжелательному общению в игре вначале «рядом», а потом вместе со сверстниками. Прививать любовь к родным и чувство уважения к старшим, желание слушаться их. Формировать базальное доверие к окружающему миру, желание подражать доброму отношению друг к другу, умение замечать хорошие поступки, благодарить за оказанное внимание или помощь. Отражать в сюжетно-отобразительных играх не только бытовые ситуации, но и взаимоотношения людей. Бережно относиться не только к вещам, предметам, растениям, но и к игрушкам, отображающим людей (куклы; животные, имитирующие человека, - свинка в фартучке, зайка в штанишках, кошка в платьице и т.п.).

Познавательное развитие

Расширять ориентировку при ознакомлении с социальным и природным окружением. Воспитывать интерес и внимание к явлениям природы. Замечать смену сезонов в природе (весна, лето, осень, зима), под руководством взрослого расширять ориентировку в живой (растения, животные, труд людей на огороде, цветнике и др.) природе. Учить любить все живое. Формировать представления о предметах и явлениях, о простейших связях между ними.

Речевое развитие

Развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками. Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения. Расширять активный словарь. Совершенствовать грамматический строй речи. К концу третьего года употреблять все грамматические формы, грамматический строй речи. Употреблять сложноподчиненные предложения, составлять из нескольких предложений повествование. Уметь отразить в речи явления недавнего прошлого, высказать свое мнение о настоящем, простейшую ориентировку на будущее.

Учить понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы для малышей, используя иллюстрации, а затем и без наглядного сопровождения. Слушать потешки, сказки, эмоционально откликаться на коллизии развертывающегося сюжета. Вызывать желание их повторить.

Эстетическое развитие

Формировать у ребенка чувство прекрасного, показывая предметы русского народного творчества, обогащая эмоциональный мир детства звуками, красками, формами. Развивать интерес к рисованию, лепке, музыке, пению, игре на простейших инструментах (балалаечка, дудочка, металлофон и пр.).

Физическое развитие

Продолжать укреплять здоровье ребенка. Создавать условия для здорового образа жизни. Уделять внимание закаливанию организма ребенка. Совершенствовать основные движения, приучать к занятиям физкультурой и выполнению утренней гимнастики. Исключить в воспитательном процессе гиподинамию ребенка (недостаточность двигательных нагрузок). Выполнять физические упражнения в соответствии с показом или словесными указаниями взрослого, учить использовать гимнастические атрибуты (флажки, шары, кольца, гантели и пр.) по назначению.

Продолжать формировать культурно-гигиенические навыки в быту, элементарные навыки самообслуживания (умывание, одевание, опрятность и пр.). Формировать привычки культуры поведения и навыки воспитанности.

Нужен ли режим дня?

Режим дня нужен. Ребенок хотя и значительно повзрослел, но все еще не может самостоятельно оценить свое состояние и сделать то, что ему необходимо. Распорядок дня влияет на поведение малыша, приучает его быть организованным, дисциплинированным, принимать и выполнять требования взрослых.

Если вы внимательно проанализируете рационально организованный режим, то увидите его главную ценность: обеспечивать ритмичное, целесообразное чередование основных,  жизненно важных процессов – сна, бодрствования, кормления пребывания на воздухе. Смена игр и занятий, пособий и игрушек активизирует работу разных функциональных систем организма малыша – нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, делает более содержательной и интересной жизнь ребенка, предупреждает перенапряжение,  переутомление нервной системы, помогает организовать развивающие игры и занятия.

Несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, которые нужно учитывать родителям при составлении режима, для каждого возраста существует характерная продолжительность основных отрезков жизнедеятельности.

Составляя режим для своего ребенка, родители должны исходить из показателей его физического развития и выносливости нервной системы. Если малыш физически не очень крепок, имеет отклонения в состоянии здоровья, тогда ему нужен более щадящий, гибкий режим, который может меняться в течение одного дня в зависимости от обстоятельств (плохой сон ночью, приезд родственников, отсутствие любимого члена семьи и др.).

Сказанное не означает, что на третьем году жизни можно часто и существенно нарушать режим без каких-либо особых причин. Речь идет лишь об умении взрослых учитывать состояние малыша. Сдвиг режимных отрезков (примерно на полчаса) позволяет избежать стрессов и капризов.

Рекомендуем родителям десять правил «золотой середины»

  • Вырабатывайте положительное отношение к приему пищи.
  • Перед приемом пищи за 20-30 минут создайте психологическую установку на еду: исключите шумные игры, сильные и отвлекающие впечатления, которые могут подавить пищевой рефлекс и затормозить выработку пищеварительных соков; организуйте совместные приготовления к еде: попросите собрать игрушки, привести в порядок одежду, тщательно вымыть руки, принять посильное участие в сервировке стола.
  • Заранее расскажите, что приготовили на завтрак или обед, обратите внимание на приятный запах и вкус пищи, ее красивый вид. Можно включить в общение с ребенком шутки, подтверждающие слова взрослого, например: «Смотри, даже Мурка облизывается - так ей хочется попробовать твою кашку» и т.п.
  • Визуально оформите предстоящий прием пищи, т.е. красиво сервируйте стол: постелите скатерть (клеенку «под скатерть»), положите десертную ложку для первого, чайную - для чая; для второго блюда поставьте отдельную тарелку; чашку - обязательно с блюдцем; хлеб, печенье подайте в хлебнице или сухарнице, бумажные салфетки - в стаканчике.
  • Не допускайте во время еды неприятных ощущений. Следите, чтобы руки и лицо у ребенка были чистыми.
  • Показывайте образец приема пищи. Для этого сядьте рядом с малышом и на своем примере кратко поясняйте все действия, подчеркивая их необходимость и целесообразность: «Беру хлеб в левую руку, а в правую - ложку. Вот так!».
  • Во время приема пищи не требуйте от ребенка ответов. Если необходимо, отвечайте за него, например: «Вкусная у Лешеньки кашка? Очень вкусная! Мы и Мурке дадим кашку, но потом, когда сынок поест».
  • Не кладите очень много пищи на тарелку. Дайте столько, сколько ребенок в состоянии съесть (пусть это будет пять ложек!). Важно, чтобы малыш съел все до конца, и вы его пoxвaлите за «чистую» тарелочку. Через два дня положите ему на две ложки больше, он постарается съесть все, чтобы заслужить вашу похвалу.
  • Никогда не кормите ребенка насильно! Такой прием пищи не только вреден, но и опасен. Особенно, если малыш начинает плакать, потому что вместе с широким вдохом при крике часть пищи может попасть в дыхательное горло.
  • Можно применять отдельные игровые приемы, не требующие каких либо активных действий, например: «Смотри, как мишка (зайка, киска) радуется, что ты хорошо поел».

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 507 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

Ошибка в тексте?

Система Orphus

© Оф.сайт Детского сада №75 г.Чита, 2012-2024

Полезные ссылки