Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Понимают причинно - следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только не развита рука… Пишут медленно, неуверенно». Встаёт вопрос, в достаточной ли мере развита рука ребёнка? Можно ли её готовить к школе лучше, основательнее и когда?

Подготовка руки ребёнка к письму начинается задолго до поступления в школу. Это происходит уже тогда, когда маленький ребёнок берёт игрушку рукой. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Если раньше родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать, то сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах связанных с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой.

При обучении письму и рисованию важны навыки мелкой моторики. От степени развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга. Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание.

Важно сразу научить ребёнка правильно держать предмет, которым он пишет или рисует. А это, как показывает практика, остаётся без должного внимания взрослых. Иногда родители говорят: «Пусть пишет, как ему или ей удобно». Но правила пользования ручкой (карандашом) разрабатывались недаром: в них обязательны правильная посадка ребёнка, правильное положение тетради или раскраски.

Иногда родители говорят: «Вот пойдёт в школу - учительница научит», забывая о том, что ребёнок дома чаще всего бывает с вами наедине, запомните: переучить гораздо сложнее, чем научить сразу.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Огромную пользу в развитии мелкой моторики руки оказывают:

  • массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
  • пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
  • занятия лепкой, аппликацией, рисованием, различными видами рукоделия;
  • игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, счётные палочки и т. п.);
  • развитие элементарных навыков самообслуживания;
  • различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
  • игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);
  • игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.);
  • рисование карандашом (фломастером, кистью);
  • застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;
  • одевание и раздевание игрушек.

Развивающие игры для дошкольников. Игры для развития мелкой моторики:

-Упражнение с пипеткой. Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие ёмкости для наливания жидкости( игрушки на присосках для ванны). Если перевернуть их обратной стороной, то в присоски можно будет капать окрашенную воду пипеткой.

Упражнение с пинцетом. В те же самые игрушки с присосками пинцетом можно накладывать бусинки.

Сортировка мелких предметов. Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

Кукольная одежда на прищепках. Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.

Игры с прищепками. Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картон: по цвету, с буквами по краю коробки и написанными  соответствующими  буквами  на прищепках (задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке . Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.

Болты и гайки. Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.

Трубочки для коктейля. Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

Бусы. Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.

Сортировка семян. Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.

Зубочистка. Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладётся на ковёр, и ребёнок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребёнку посмотреть рисунок на просвет.

Наматывание ниток. Подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребёнок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребёнку о том, как паук охотится на букашек.

Переливание жидкостей и не только. Научите ребёнка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.

Конструкторы и пластилин. Общеизвестно, и, тем не менее, напомню, что работа с конструктором и пластилином развивает моторику.

Чтобы мелкая моторика дошкольников развивалась правильно, занятия должны быть регулярными. Не стоит думать, что это отнимет у вас так уж много времени: многие занятия совершенно не требуют присутствия родителей. Ваша задача - лишь предоставить ребёнку необходимые материалы, дальше он сам прекрасно разберётся.

Конечно, это не значит, что ребёнок должен всё время быть предоставлен сам себе. Необходимо выделить время и для совместных занятий. Помните: ребёнку важна ваша поддержка. Если у него что-то не получается, не нужно ругать его за это, лучше помогите. Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке и приносить ребёнку радость, только так они дадут плоды.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 50 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

Ошибка в тексте?

Система Orphus

© Оф.сайт Детского сада №75 г.Чита, 2012-2024

Полезные ссылки