При решении многих задач воспитания звуковой культуры речи в детском саду ведущими являются фронтальные формы работы с детьми в непосредственной образовательной деятельности. Но в силу разных причин некоторые дети плохо усваивают материал, неправильно произносят звуки или вовсе их пропускают. В этом случае необходима, среди прочих, помощь родителей, как закрепляющий и упражняющий фактор. Не все родители, даже при большом желании, имеют навыки работы по воспитанию звуковой культуры речи, владеют необходимыми методами и приемами. Одним из самых необходимых условий становления правильного произношения в домашней обстановке можно считать правильную, грамотно построенную, литературно выдержанную речь близких людей, окружающих ребенка дома. Именно она послужит примером для подражания. Не секрет, что ребенок, слыша дефекты речи от старших родственников, может перенять их, не подозревая об их неправильности. Особенно ярко это проявляется у детей младшего дошкольного возраста, когда запас впечатлений еще очень мал, работа речи двигательного аппарата несовершенна, но вместе с тем ярко выражена способность к подражанию. В таких случаях необходимо мягко, но настойчиво поправлять ребенка, не произнося неправильный звук. Эффективным методом стимуляции правильного произношения у детей могут стать совместные чтения родителей и ребенка таких поучительных детских произведений, как рассказы Н. Носова, В. Драгунского. Читая их вместе с детьми, нужно показать ребенку всю комичность такого произношения, подтолкнуть к желанию произнести тот или иной звук правильно. Плохую услугу и детям, и родителям могут оказывать неконтролируемые ими просмотры телепередач, мультфильмов, особенно последнего поколения. В них герои, на которых наши дети равняются, им подражают, зачастую шепелявят, картавят, сюсюкают, произносят слова и слово обороты, далекие от стандартов литературной речи. Ребенок хочет быть похожим на них, особенно если это Супермен, Человек-Паук и т.д. Для закрепления, полученного в детском саду материала дома можно поиграть с детьми в несложные словесные игры» «Цепочка слов», «Поймай звук», «Назови слово, «Сколько в слове частей», «Где спрятался звук?», «Скажи иначе» и т.д. Эти игры не требуют специального оборудования, особой подготовки, но хорошо развивают фонематический слух, речевой аппарат. По дороге в детский сад можно поиграть в другие словесные игры на развитие слухового внимания: «Какие звуки ты слышишь?», «Как гудит транспорт?». В это время можно повторить с детьми знакомые стихи, потешки, считалки, за клички – все это развивает у ребенка дикцию, темп, дыхание, позволяет родителям чаще произносить «неудачные» звуки с детьми, добиваясь лучшего результата. Многие родители, вопреки рекомендациям педагогов, очень рано стремятся научить детей читать в ущерб развития других речевых задатков. Механический способ обучения всегда менее эффективен чем тот, который строится на понимании звукового анализа слова. Развитие звуковой культуры речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленяя звуки шипящие, свистящие, сонорные, мягкие и твердые, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению. На помощь родителю в этом случае придут такие игры, как «Сосчитай слоги в слове», «Звуки подружились», «Какой звук потерялся», «Звуковые паровозики» и т.д.

Как только ребенок поймет слог слияние, его можно приобщать к такому увлекательному и развивающему занятию, как разгадывание ребусов. Это можно делать и раньше — когда он знакомится со звуками и буквами. Это замечательные игры с родителями: «Секретное письмо», «Разведчики», «Шпионы», «Первобытный человек». Таким образом, работая с детьми над устранением недостатков и дефектов речи, и педагогам, и родителям нужно: 1) правильно произносить все звуки родного языка, иметь ясную, четкую и отчетливую речь;

2) следить за речевым окружением детей, пресекая сюсюканья, коверканья слов;

3) больше внимания уделить развитию речевого слуха, речевого аппарата, используя для этого игровые задания, ребусы;

 4) привлекать детей к семейным чтениям, дружеской беседе.

 Итак, семья – важный элемент системы образования, где работа с детьми по воспитанию звуковой культуры речи продолжается в неформальной обстановке, закрепляется, совершенствуется. Родители, не равнодушные к будущему своего ребенка, способны совместно с воспитателями детского сада качественно улучшить, а при необходимости и исправить недостатки речи детей. Каждому из нас хочется, чтобы ребёнок был готов к этой новой и ответственной жизни. Родители спешат записать чадо на различные курсы, дополнительные занятия. И все считают, что основой успешного обучения в школе является умение читать и писать. Конечно же - это важно! Думаю, вы не думали, что развитие речи так же важно, что важен активный богатый словарь! Обратите внимание, как ваш ребёнок рассказывает о том, что увидел. Зачастую он с трудом подбирает нужные слова, использует слова - паразиты. Очень важно количество слов в словаре вашего ребёнка при овладении в дальнейшем грамотным письмом, ведь применение многих грамматических правил необходимо быстро, а главное – правильно подобрать проверочное слово. Это будет возможно лишь при достаточном словаре, понимании значения каждого слова т.е его смыслового родства с другими. К 6-7 годам словарь уже в основном сформирован. Дальше ребёнок будет его пополнять за счёт услышанных и усвоенных на экскурсиях занятиях, прочитанных произведений, при обучении рассказыванию с помощью словесных игр.

 Уважаемые родители! Поиграйте, многие игры не требуют много времени (10-15 минут родительского времени). Игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря:

  • «Посмотри в окно» Родитель предлагает ребёнку назвать все предметы, которые он видит, обязательно указывая, какие они. Например: вот кирпичный дом. Это пятиэтажный дом. В этом доме 3 подъезда и много окон. А вот бежит пушистая чёрная кошка. Едет красная легковая машина. · «По дороге домой» В эту игру можно играть, прогуливаясь по улице и так далее.
  • «Отгадай, о чём я говорю?» Взрослый перечисляет свойства и признаки предмета, возможные манипуляции с ним: Круглый, оранжевый фрукт. Его можно порезать и съесть, можно сделать сок.
  • «Загадай, а мы отгадаем» Ребёнок составляет загадки – описания, а вы отгадываете.
  • «Архитектор» Ребёнок называет слово с заданным звуком и начинает строить здание, вы продолжаете. Чем больше правильно названных слов, тем больше, выше постройка.
  • «Твердый или мягкий?» Взрослый называет слова, а ребёнок, услышав мягко звучащий звук, вставляет мозаику зелёного цвета в паз и синюю, если слышит твёрдо звучащий звук.
  • «Помоги вставить звук, слово» 1.Землю роет старый кот (крот), под землёю он живет. 2. Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче лапу (лампу). 3. На арену вышли игры (тигры), мы от страху все притихли. Большое значение в обогащении детского словаря является работа по словообразованию. Дети начинают понимать, как образуются новые слова: названия детенышей животных, некоторых слов (почему цветок-подснежник, а гриб - подберёзовик).

Необходимо учить детей подбирать и различать слова, близкие и противоположные по значению. Эти слова называются синонимы и антонимы.

  • «Скажи наоборот» Вы называете слово, а ребёнок –противоположное ему по значению: горький- сладкий; твёрдый – мягкий, больной – здоровый…
  • «Закончи ряд» Родитель называет 1,2 слова, а ребёнок подбирает как можно больше слов близких по значению: жилище -дом-квартираздание…
  • «Бывает – не бывает» Родитель просит ребёнка внимательно слушать. Если то, что сказал взрослый, бывает нужно хлопнуть в ладоши, а если нет покачать головой и промолчать. (Рыбка идет, топор плавает, стол бегает, дорога прыгает, молоток летает, корабль плывёт, зайчик прыгает…).
  • «Подбери словечко» Взрослый предлагает ребёнку быть внимательным, выбрать для рыбки, лягушки и бабочки правильные слова, обозначающие действия (глаголы). Рыбка: к камню (отплыла или подплыла)? Бабочка к цветку (отлетела или подлетела)? С ветки на цветок (отлетела или подлетела)? В комнату (облетела или влетела)? Лягушка с бревна (спрыгнула или впрыгнула)?

Предлагаемые упражнения помогут развивать речь ребёнка, он сможет выражать свои мысли более связанно и правильно. Эти упражнения способствуют развитию внимания, памяти и мышления. Старшая группа: Мышцы артикуляционного аппарата ребёнка на 6 году жизни считаются достаточно окрепшими, дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Считается, что 5летний ребёнок имеет достаточно развитый фонематический слух. То есть, он не только хорошо слышит звуки речи, но способен выполнять предлагаемые задания (связанные выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов), производить подбор слов на предлагаемые звуки, выполнять другие, более сложные задания. Например:

  • «Будь внимателен!» Взрослый предлагает ребёнку хлопнуть в ладоши (топнуть ногой, поднять руку…) когда услышит заданный звук. Игру повторяем несколько раз, меняя звуки.
  • «Место звука в слове» Взрослый просит назвать 1 звук в слове «ухо»; последний в слове «кенгуру»; место звука (у) в слове «паучок» (в начале, середине или конце слова)?
  • «Слово … не говори! » Родитель предлагает ребёнку повторять за собой все слова, кроме: например «стол» и так далее.
  • «Подбери словечко!» Предлагаете подобрать слова на заданный звук: например: звук (А). Продолжаете игру – упражнение, меняя звук (и согласный тоже).

Ребёнок старшего дошкольного возраста отличается от ребёнка 4 -5 лет. Личность ребёнка развивается в целом, он начинает мыслить на основе общих представлений. Внимание ребёнка становится более целенаправленным и устойчивым, совершенствуется деятельность, расширяется круг интересов. Происходит расширение и углубление круга представлений, рост словарного запаса ребёнка. 2500-3000 слов, таков словарный запас ребёнка 5-6 лет. Предлагаю вам игры-упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов и антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование: · «Наоборот» Родитель называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать пропущенное взрослым слово. Например: лимон кислый, сахар (сладкий); дорога длинная, тропинка (короткая); ручеёк узкий, река (широкая). Посмотри и расскажи. Во время выполнения этих заданий ваш ребёнок в игровой форме научится правильно согласовывать числительные с существительными, образовывать относительные прилагательные и согласовывать местоимения с глаголами. Играем дальше!

  • «Магазин игрушек» Представим, что мы в магазине игрушек. И мы должны купить игрушки. Например: коричневого цвета; тех, у кого 4 лапы; что - то синее… И ребёнок должен рассказать, что купит медведя и лисичку, потому что у них по 4 лапы (считаем: одна лапа, две лапы, три лапы, четыре лапы). Купим коричневого щенка, коричневую обезьяну, коричневую собачку. И так далее.
  • «Магазин овощей и фруктов» Взрослый спрашивает о том, что хочет купить ребёнок. Ребёнок (например) говорит о том, что хочет купить одно яблоко, один огурец, одну морковку.
  • «Готовим соки и варенья, играем в повара» Это слива? Давай сделаем сок и сварим варенье (предлагает взрослый). Из яблок, из груш, из абрикосов. Ребёнок отвечает: сливовый сок, варенье сливовое и так далее.
  • «Посчитаем?» Посмотри и сосчитай. Следите за четким и правильным согласованием окончаний. Например: Один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, 5 мячей; одна машина, две машины, три машины,4 машины, 5 машин; одно платье, 2 платья, 3.платья,4, 5 платьев. Много платьев, машин, мячей, помидоров…
  • «Кто как передвигается?» Взрослый, бросая мяч ребёнку, задает вопрос. Ребёнок, бросая мяч обратно должен ответить. Кто летает? Летают бабочки, птицы, жуки. Кто плавает? Плавают рыбы, дельфины, акулы.
  • «Я - Мы» Родитель, читая двустишия, ТВ которых местоимения и глаголы употребляются в единственном числе. Ребёнок должен повторить так, чтобы местоимения и глаголы были употреблены во множественном числе:
  1. Я бегу, бегу, бегу, 1. Мы бежим, бежим, бежим, Я на месте не стою. Мы на месте не стоим.
  2. На скамейке я сижу 2. На скамейке мы сидим И о чем – то говорю. И о чем – то говорим.
  3. Я гуляю, загораю 3. Мы гуляем, загораем, Землянику собираю. Землянику собираем. Загадывайте загадки об овощах, фруктах, домашних и диких животных; о посуде, мебели, транспорте… Попросите объяснить как ребёнок догадался.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно  строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать. 

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 60 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

Ошибка в тексте?

Система Orphus

© Оф.сайт Детского сада №75 г.Чита, 2012-2024

Полезные ссылки