Детям с любым развитием умение хорошо устанавливать причинно-следственные связи развивает мышление. Ребёнок учится:
1. Видеть проблему и ставить вопросы по ней;
2. Искать множество вариантов решений;
3. Искать лучший вариант и доказывать его преимущества;
4. Делать выводы о последствиях.
Это всё пригодится не только в учёбе, но и в жизни потому, что решения ребенка будут подчинятся здравому смыслу и логике, а не случайному выбору.
· Выкладка карточек в логичный рассказ
Возраст: с 4,5-5 лет.
Готовая последовательность - ребенку нужно рассказать, что произошло и почему (картинка из открытых источников)
Естественно, готовая выкладка легче, поэтому лучше начинать с неё - ребенок должен просто логично пересказать историю на картинках. Если малыш не понимает задание - поначалу рассказываете вы, чтобы показать принцип.
А затем предлагайте составить последовательность самостоятельно, постепенно увеличивая количество карточек с 2 до 6-8.
· Составление последовательностей
Возраст: самые простые задачи от 3 лет.
Это задания плана "продолжи ряд":
Их можно позже усложнять, добавляя в ряд последовательность не из 2, а из 3, 4, 5 фигур.
С 4-5 лет их можно усложнять выкладкой логических цепочек:
· Объединение/вычитание символов
Возраст: с 5-6 лет.
Типовое задание выглядит вот так:
К слову, эти задачи качают не только понимание, что будет, если объединить один символ с другим, но и префронатальный синтез - задатки конструктивного мышления по комбинации объектов.
Префронатальный синтез часто страдает у детей с нарушением понимания речи - может проявлять себя как недостаточность понимания предлогов, плохая фантазия по сочетанию предметов.
Вербальные задачи
Это игры для детей, которые могут более-менее говорить. Двойная польза - в придачу к пониманию причинно-следственных связей, развиваем речь.
· Придумать причины
Возраст: от 5 лет.
Вам нужно предложить ребенку гипотетическую ситуацию, а он должен придумать для неё причину или следствие. Например:
"Люди очень удивились потому, что..."
"Девочка потеряла ключи и поэтому..."
Лучше всего это задание срабатывает, если просить ребенка придумать сразу несколько причин и следствий - так развивается вариативность мышления, что особенно полезно для деток, склонных к ритуалам, зацикленностям - так им можно показать, что бывают разные выходы из одной ситуации.
· "Что будет, если?..", но с фантазийным содержанием
Возраст: от 5-6 лет
Включение фантазийного элемента помогает развить сторонние, но не менее полезные навыки - воображение и широту мышления.
Это вопросы типа: "Что будет, если у слона вырастут крылья?" или "Что случилось бы, если бы на деревьях стало расти мороженое?"
· Пары слов
Возраст: от 5 лет.
А это проработка причинности путем воссоздания логических связей между словами, отталкиваясь от логики "Что сначала, а что потом?". Ребенку нужно воссоздать пары типа:
"Яйцо?" -> "Цыпленок";
"Пшеница?" -> "Мука";
"Гусеница?" -> "Бабочка" и т.д.
Не бойтесь того, что какие-то вещи ребёнок не знает. Во-первых, он не на экзамене. А во-вторых, пробелы в знаниях - это не невосполнимая потеря. Напротив: вы увидели дефицит и получили возможность его ликвидировать.
Есть вариант развить понимание причинности не только через занятия.
В первую очередь это предоставление большей самостоятельности, выдача посильных обязанностей. Самостоятельная деятельность приведет к росту опыта взаимодействия ребенка с объектами - он сам начнет понимать как лучше, быстрее и удобнее что-либо сделать.
Кроме того, понимание причинно-следственных связей помогают развивать настольные игры, в которых нужно думать на несколько шагов вперёд: шахматы, шашки, некоторые карточные игры и т.д. Поэтому, если вам не нравится вариант с занятиями, но поработать с ребенком хочется, рекомендую присмотреться к игровому формату.