Детям с любым развитием умение хорошо устанавливать причинно-следственные связи развивает мышление. Ребёнок учится:

1. Видеть проблему и ставить вопросы по ней;

2. Искать множество вариантов решений;

3. Искать лучший вариант и доказывать его преимущества;

4. Делать выводы о последствиях.

Это всё пригодится не только в учёбе, но и в жизни потому, что решения ребенка будут подчинятся здравому смыслу и логике, а не случайному выбору.

·  Выкладка карточек в логичный рассказ

Возраст: с 4,5-5 лет.

Готовая последовательность - ребенку нужно рассказать, что произошло и почему (картинка из открытых источников)

Естественно, готовая выкладка легче, поэтому лучше начинать с неё - ребенок должен просто логично пересказать историю на картинках. Если малыш не понимает задание - поначалу рассказываете вы, чтобы показать принцип.

А затем предлагайте составить последовательность самостоятельно, постепенно увеличивая количество карточек с 2 до 6-8.

·  Составление последовательностей

Возраст: самые простые задачи от 3 лет.

Это задания плана "продолжи ряд":

Их можно позже усложнять, добавляя в ряд последовательность не из 2, а из 3, 4, 5 фигур.

С 4-5 лет их можно усложнять выкладкой логических цепочек:

·  Объединение/вычитание символов

Возраст: с 5-6 лет.

Типовое задание выглядит вот так:

К слову, эти задачи качают не только понимание, что будет, если объединить один символ с другим, но и префронатальный синтез - задатки конструктивного мышления по комбинации объектов.

Префронатальный синтез часто страдает у детей с нарушением понимания речи - может проявлять себя как недостаточность понимания предлогов, плохая фантазия по сочетанию предметов.

Вербальные задачи

Это игры для детей, которые могут более-менее говорить. Двойная польза - в придачу к пониманию причинно-следственных связей, развиваем речь.

·  Придумать причины

Возраст: от 5 лет.

Вам нужно предложить ребенку гипотетическую ситуацию, а он должен придумать для неё причину или следствие. Например:

"Люди очень удивились потому, что..."

"Девочка потеряла ключи и поэтому..."

Лучше всего это задание срабатывает, если просить ребенка придумать сразу несколько причин и следствий - так развивается вариативность мышления, что особенно полезно для деток, склонных к ритуалам, зацикленностям - так им можно показать, что бывают разные выходы из одной ситуации.

·  "Что будет, если?..", но с фантазийным содержанием

Возраст: от 5-6 лет

Включение фантазийного элемента помогает развить сторонние, но не менее полезные навыки - воображение и широту мышления.

Это вопросы типа: "Что будет, если у слона вырастут крылья?" или "Что случилось бы, если бы на деревьях стало расти мороженое?"

·  Пары слов

Возраст: от 5 лет.

А это проработка причинности путем воссоздания логических связей между словами, отталкиваясь от логики "Что сначала, а что потом?". Ребенку нужно воссоздать пары типа:

"Яйцо?" -> "Цыпленок";

"Пшеница?" -> "Мука";

"Гусеница?" -> "Бабочка" и т.д.

Не бойтесь того, что какие-то вещи ребёнок не знает. Во-первых, он не на экзамене. А во-вторых, пробелы в знаниях - это не невосполнимая потеря. Напротив: вы увидели дефицит и получили возможность его ликвидировать.

Есть вариант развить понимание причинности не только через занятия.

В первую очередь это предоставление большей самостоятельности, выдача посильных обязанностей. Самостоятельная деятельность приведет к росту опыта взаимодействия ребенка с объектами - он сам начнет понимать как лучше, быстрее и удобнее что-либо сделать.

Кроме того, понимание причинно-следственных связей помогают развивать настольные игры, в которых нужно думать на несколько шагов вперёд: шахматы, шашки, некоторые карточные игры и т.д. Поэтому, если вам не нравится вариант с занятиями, но поработать с ребенком хочется, рекомендую присмотреться к игровому формату.

 

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 52 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

Ошибка в тексте?

Система Orphus

© Оф.сайт Детского сада №75 г.Чита, 2012-2024

Полезные ссылки