Образовательная задача:
- Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающая задача:
- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
- Развивать умение делать выводы и умозаключения.
- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Воспитательная задача:
-Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.
- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Оборудования и материалы: Посылка ,письмо, изображение планеты Земля, весы, воздушные шары, контейнеры с водой , апельсины, мольберт , таблички с изображением свойств воздуха, семафорчки, халаты, бейджики, аудиозапись спокойной классической музыки.
Ход занятия: Вос-ль: Ребята ,к нам сегодня пришли гости ,давайте с ними поздороваемся. (звучит спокойная музыка)
-Сделаем глубокий вдох . выдох.
Вдохните здоровье , выдохните болезни,
Вдохните добро ,выдохните неприятности,
Вдохните уверенность , выдохните беспокойство,
Нам легко и приятно.
-Ребята, мне кажется к нам кто-то пришёл!(почтальон с посылкой)
-Интересно , что ж в посылке?
Воспитатель читает письмо: «Угадайте кто я , узнайте какой я , выясните для чего я.»
Что же это может быть? (предположения детей).
Воспитатель вместе с детьми открывает посылку: Странно я ничего не вижу , а вы? Может понюхаем ? Ничем не пахнет. Может потрогаем ? Ничего не ощущаем. Ничего не понимаю , что ж это? (воздух).
-Мы с вами знаем очень много свойств воздуха и сегодня я предлагаю вам узнать ещё кое-что интересное. Я предлагаю вам стать учёными – исследователями . А кто такие учёные – исследователи? (ответы детей).
Дети одевают халаты и бейджики с условными обозначениями , рассаживаются за столы.
- Ребята , давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Воспитатель показывает детям картинку с изображением планеты Земля.
-Наша планета со всех сторон окружена толстым слоем воздуха. Эта удивительная оболочка называется атмосфера.
Если бы её не было , то всё живо на нашей планете погибло бы под палящими лучами солнца днём, а ночью погибло бы от космического холода. Наша планета превратилась бы в мёртвую пустыню. Куда бы мы не поехали , не пошли , по морю или по суше ,везде нас окружает воздух.
1опыт: Имеет ли воздух вес
-Для следующего опыта возьмем два воздушных шарика и кладем их на весы.
-Что наблюдаем? (чаши весов неподвижны)
-Теперь на одну чашу положим надутый шарик. Чаша весов перевесила с каким шариком? Почему?
-Делаем вывод: воздух имеет вес.
(прикрепляем соответствующую табличку магнитом).
Физкультминутка:
Отдых наш физкультминутка,
Занимай свои места.
Дружно сели, дружно встали,
Руки кверху все подняли.
Сели-встали, сели –встали
Словно Ванькой- Встанькой стали.
А потом пустились вскачь
Словно мой упругий мяч.
2опыт «Почему апельсин не тонет? »
Воспитатель. Как вы думаете, если апельсин бросить в ёмкость с водой, он утонет? {Да.) Почему? {Он тяжёлый.) Проверьте, он достаточно тяжёлый, чтобы утонуть.
Воспитатель. Что вас удивило? {Апельсин не утонул.) Как вы думаете, почему это произошло? {Предположения детей.) Давайте очистим апельсин и бросим его в воду.
Воспитатель. Что произошло? {Он утонул.) Что мы можем предположить? {Что неочищенному апельсину не давала утонуть кожура.)
Кожа апельсина служит «спасательным жилетом» ,в ней находится много мелких пузырьков воздуха. (прикрепляем табличку магнитом).
-Молодцы! А сейчас я хочу проверить как хорошо вы знаете свойства воздуха. У вас на столе есть «семафорчики», я буду говорить вам утверждения , а вы если со мной согласны , то поднимаете зелёный , если нет- то красный. Понятно? Будьте внимательны!
-Без воздуха человек не может жить. (да)
-Воздух нужен животным. (да).
-Воздух имеет цвет. (нет).
-Воздух невидим. (да.
-Воздух можно услышать. (да).
-Воздух можно почувствовать. (да).
-Воздух имеет форму.(нет).
Вы сегодня были молодцы! Всем спасибо! Н забудьте брать свои рабочие места.