Уважаемые родители!

Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что Ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков, как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они – важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

«СТОП – ИГРА». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

«РАЗВЕДЧИКИ». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

«УГАДАЙ-КА». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

«ИСПРАВЛЯЙ-КА». Произнесите слова в «дефектном» произношении и попросите ребенка исправить ошибку.

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

«КТО БОЛЬШЕ?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.

«МЫ – АРТИСТЫ». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно)

«МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.

Взаимосвязь развития мелкой моторики и речевой функции

«Не интеллектуальные преимущества

сделали человека властелином над всем живущим,

но то, что одни мы владеем руками

этим органом всех органов»- писал Джордано Бруно.

Рука настолько связана с мышлением, с переживаниями, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражения через руку.

Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития. Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь – пальцев рук. Это наглядно выявляется при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Следовательно, говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду тренировку не только артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук.

Создание благоприятной семейной  атмосферы

Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?» - лучше задайте нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т.п.

Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.

Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!