Очень часто, когда ребёнок приходит в начальную школу у него возникают трудности в овладении русским языком. Связано это с недостаточным развитием речи. часто родители не обращают внимание на то что ребёнок не умеет грамматически правильно оформить предложение, построить фразу, у него бедный словарный запас. Но все эти недочёты проявляются на уроках в школе.
Чтобы избежать эти трудности, надо развивать речь ребёнка в дошкольном возрасте. Предлагаю вам некоторые задания и игры, которые помогут развить речь ребёнка, обогатить его словарный запас и послужат неплохой базой для успешного обучения в школе.
Поиграйте с ребёнком, бросьте мячик и назовите слово в единственном числе. Ребёнок поймав, назовёт это же слово, но во множественном числе, и бросит его обратно.
Образец: лимон - лимоны, берёза - берёзы, тигр - тигры и т.п.
Учим ребёнка образовывать новые слова с помощью суффиксов. Ребёнок предложенные ему слова называет ласково.
Образец: дом - домик, лист - листик, нос - носик и т.п. (В эту игру тоже можно играть используя мяч).
Предложить ребёнку «собрать два слова в одно».
Образец:
- сад разводит - садовод,
- по луне ходит - …
- по снегу ходит - …
- везде ходит - …
- овощи режет - …
- мясо рубит - …
- сам летит - …
- снег падает - …
- листья падают - …
- лес рубит - …
- рыбу ловит - …
- трубы чистит - …
Часто в речи малыша можно услышать нелепые фразы и предложения, это говорит о том, что ребёнок ещё не чувствует многие смысловые оттенки слов, поэтому очень полезно поиграть в игры:
Учим ребёнка подбирать похожие по смыслу слова.
Образец:
- скачет - прыгает
- бросает - …
- бежит - …
- идёт - …
- кричит - …
- большой - …
- ловкий - ...
Учим ребёнка подбирать слова противоположные по смыслу.
Образец:
- кричать - молчать
- ломать - …
- поднимать - …
- хвалить - …
- прямой - …
- умный - …
- сухой - …
- вежливый - …
- весёлый - …
- горячий - ...
Объясните ребёнку что предметы могут быть сделаны из разных материалов и называться они будут по-разному.
Образец:
- если чашка сделана из глины, то она - глиняная.
- мяч из резины - …
- ведёрко из пластмассы - …
- стена из кирпича - …
- шляпа из соломы - …
- салфетка из бумаги - …
- коробка из картона - …
- кольцо из золота - …
- ваза из стекла - …
- люстра из хрусталя - …
- сумка из кожи - …
Список используемой литературы:
1. Жукова Н.С., Мастюков Е.Н., Филичева Т.Б., Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990 год.
2. Селевёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М.: Просвещение, 1987 год.
3. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Школа - пресс, 1999.