Музейное дело – очень важное дело.
Живой показ явлений, фактов особенно убеждает,
особенно врезается в память, толкает мысль…
Н. К. Крупская
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.
Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.
Создание маленького музея – это явление удивительное, способствующее осуществлению важнейших педагогических задач. Предметы, собранные в одном месте имеют для маленького ребенка чисто практическое значение, с помощью коллекции малыш реализует себя, предметы становятся частью развивающей среды.
В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения.
Музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности, познавательное развитие детей, художественные, изобразительные навыки.
Цель создания музея – Формирование у детей интереса к сказкам, средствами различных видов театра.
Задачи:побуждать интерес к предлагаемой деятельности;привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;формировать представление о различных видах театра;развивать речь, воображение и мышление;помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру;воспитывать на основе содержания русских сказок уважение к традициям народной культуры.
При создании мини-музея учитывались следующие принципы:
-наглядность
-доступность
-содержательность;
- сочетание предметного мира мини-музея с образовательной программой детского сада;
- последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями
- подвижность структуры (экспонаты или экспозицию использовать к теме занятия)
Формы работы:
- организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
- организация совместных с родителями мероприятий;
- организация театральных вечеров (показ сказок);
Формы работы с родителями:
- Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.
- Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
- Открытые показы занятий и театральных представлений.
Ожидаемые результаты:
Посредством театрализации у детей:
- развиваются творческие способности: умение перевоплощаться, передавать характер персонажа, импровизировать, брать на себя роль, мимика и жесты становятся более разнообразными;
- дети чаще используют настольный театр в своей игровой деятельности, а также как часть сюжетно-ролевых игр;
- разовьются интересы и способности, у застенчивых детей появится уверенность в себе, желание выступать перед сверстниками;
- совершенствуется речь: расширяется и активизируется словарный запас детей; вырабатывается правильный темп речи, интонационная выразительность; развивается диалогическая и монологическая форма речи, улучшается грамматический строй речи.
В настоящих музеях большинство экспонатов трогать нельзя, запрещено, а в нашем мини – музее не только можно, но и нужно. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей.
А так как у детей появляется интерес, обучение становиться более эффективным.
Мы рассматриваем мини - музей как часть предметно-развивающей среды, но и как образовательный ресурс для познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития ребенка дошкольника.
Перспектива развития музея:
- пополнение костюмов в уголок «Ряженья»;
- дальнейшее привлечение родителей к работе в музее;
- использование экспонатов в воспитательно-образовательном процессе.