Составление рабочих учебных программ в ДОУ

Нормативная база:

  1. Конституция РФ, ст.43, 72.
  2. Закон РФ «Об образовании».
  3. Постановление Правительства РФ от 05.07.01 г. №505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
  4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011 г. N 2562
  5. Письмо Минобразования РФ от 02.06.98 г. №89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».
  6. Письмо Минобразования РФ о. 24.04.95 г. №46/19-15 «рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений».
  7. Письмо Минобразования РФ от 14.03.00. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
  8. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, утвержденные приказом Минобразования РФ №448 от 22.08.96 г.
  9. Региональные законы.

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация. Под стандартом образования понимается «система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала» (В.С.Леднев).

В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. В связи с этим в Государственном стандарте образования выделяют три компонента: федеральный, национально-региональный (или просто региональный) и локальный (компонент данного ОУ).

Характеристика образовательных программ

В соответствии с Законом «Об образовании», ст.32, §6, учебная программа – нормативный правовой акт, детально раскрывающий содержание обучения по конкретному предмету (курсу).

Учебная программа (по В.А.Сластенину) – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение».

Примерная образовательная программа – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету, расширительное толкование государственных стандартов.

Виды образовательных программ:

Основные программы разрабатываются на основе требований Государственного образовательного стандарта. Они утверждаются МО РФ и носят рекомендательный характер. Данные программы очерчивают базовый круг общеобразовательных знаний, умений и навыков и систему ведущих научных мировоззренческих идей. В них представлены общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Основные программы служат основанием для составления рабочих и авторских учебных программ.

Дополнительные программы (рабочие учебные) учитывают требования основных программ или разрабатываются на основе Государственного стандарта. В них отражается национально-региональный компонент, локальный или дошкольный, учитываются возможности методического потенциала педагогов, информационного и технического обеспечения, а также уровень подготовленности воспитанников.

Авторские учебные программы составляются педагогами-новаторами, отличаются логикой построения курса, глубиной поднимаемых в них вопросов и собственной точкой зрения автора на изучаемые явления и процессы.

Компоненты рабочей учебной программы

Содержание основных тем учебной рабочей программы включает в себя три компонента.

  1. Федеральный компонент. Обеспечивает единство образования в стране и включает в себя ту часть образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения (ФЭМП, познавательное развитие и др.). Ориентируется на Государственные стандарты образования и воспитания детей (примерную программу ДОУ).
  2. Национально-региональный компонент. Данный компонент отражает образовательное пространство конкретного региона. Содержание и объем регионального  компонента определяются природно-экологическим, географо-демографическим, этническим, социально-экономическим и историко-культурным своеобразием региона. Образовательные области регионального компонента реализуются как посредством как самостоятельного учебного курса, так и посредством интеграции его в общую структуру учебного курсов федерального компонента. Наиболее общими сферами, определяющими структуру образовательного пространства, являются природа (неживая природа, животный и растительный мир, экологическая обстановка); социум (история региона, народонаселение, производства, хозяйственная деятельность и др.); культура (язык, искусство, культурно-бытовые обычаи и традиции, религия и др.). Ряд образовательных областей может быть представлена как федеральным, так и региональным компонентом. Региональный компонент может включать 10-15% от общего содержания раздела программы. Распределение содержания компонента может зависеть от возможностей ДОУ в целом и отдельных педагогов, от основной программы:
  • может быть введено по 10-15% содержания на каждое отдельное занятие данного раздела программы;
  • может быть введено по 20-30% на части занятий данного раздела программы;
  • могут быть выделены отдельные занятия со 100%-ной реализацией регионального компонента на них.

В разделе «Требования к уровню подготовки воспитанников» региональный компонент должен быть выделен отдельно и находить отражение в содержании диагностик.

3. Локальный компонент (компонент ДОУ). Отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы.

Структура рабочей учебной программы

I. Титульный лист.

  1. Название ДОУ.
  2. «Утверждаю: заведующий ДОУ…».
  3. «Принято на заседании (педагогического совета, РМО и т.п.), дата, № протокола.
  4. Название предмета.
  5. Возрастная группа.
  6. Должность.
  7. ФИО педагога.
  8. Год.
  9. Если программа оформляется в виде брошюры, то реквизиты «Утверждаю…» и т.д., должность и ФИО педагога печатаются на оборотной стороне титульного листа.

II. Пояснительная записка

  1. Краткая характеристика детского сада и группы, актуальность введения данного предмета, обоснование для введения обновлений, дополнений.
  2. Название программы, на основании которой составлена данная рабочая программа (автор, название, год издания).
  3. Названия программ (не более двух), на основе которых осуществляется обновление содержания (автор, название, год издания).
  4. Количество занятий общее, количество занятий в неделю, длительность одного занятия.
  5. Сопутствующие формы обучения (кружки, клубы, экскурсии, лаборатории, выставки и т.п.).
  6. Вариативность проведения диагностики.
  7. Цели и задачи изучения предмета в данной группе (выделить основные задачи по основной программе, задачи по региональному компоненту и дополнительные задачи по обновлению содержания).
  8. Национально-региональный компонент (в какой форме будет реализовываться: как полное или как часть занятия, в практических видах деятельности, только в некоторых темах; с какими темами, выделяются ли отдельные часы).
  9. Как будет реализовываться локальный компонент.
  10. В каких разделах (темах) будут осуществляться межпредметные связи.
  11. По желанию могут быть указаны основные формы предшествующей работы и работы, направленной на закрепление полученных знаний, умений и навыков по данному курсу.

III. Содержание учебной дисциплины (программы)

  1. По каждому учебной теме (разделу) приводится номер и наименование темы (раздела), раскрывается (тезисно) содержание учебного материала (дидактические единицы).
  2. Рекомендуется (но не является обязательным) по каждой учебной теме (разделу) определить требования к знаниям, представлениям и умениям воспитанников с целью регулярной диагностики уровня усвоения детьми учебного материала.

IV. Примерный тематический план

В тематическом плане раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем программы (модулей, блоков) с анализом логической структуры учебного предмета. Показывается распределение учебных часов (занятий) по разделам и темам дисциплины: наименование разделов и тем, количество часов (занятий) на каждую.

По желанию педагогов тематический план может быть заменен на перспективно-календарный (календарно-тематический) с распределением тем на каждое занятие, а также указаны предварительная и последующая работа по данной теме, формы проведения занятий, распределение всех компонентов в содержании одного занятия (перспективное занятие с раскрытием содержания).

V. Требования к уровню подготовки воспитанников

Обобщенные требования по данному разделу программы к знаниям, умениям и навыкам воспитанников по параметрам (примерные).

  1. Должны знать.
  2. Должны иметь представление.
  3. Должны уметь.

Кроме того, данные параметры должны быть дифференцированы по принадлежностям к базовой программе и сопутствующим компонентам.

VI. Способы проверки знаний, умений и навыков

  1. График проверки (месяц и название, диагностика, педагогический анализ, срез).
  2. Тестовый материал, критерии, шкала уровней могут быть представлены по желанию или являться приложением к рабочей программе.

VII. Список средств обучения

  1. Технические средства обучения (звуковые, визуальные (зрительные) экранные, аудио-визуальные (кинопроекторы, теле-, видеоаппаратура и др.).
  2. Учебно-наглядные пособия (плакаты, схемы, таблицы, инструменты, модели, муляжи и т.п.).
  3. Оборудование.

VIII. Список литературы

Образец «Пояснительной записки»

Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность»

(средняя, старшая, подготовительная группы).

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса ДОУ и является его приоритетным направлением. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим в ДОУ введены дополнительные занятия театрализованной деятельностью.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей 4-7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по данному разделу для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
  2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений старших дошкольников перед младшими и пр.).
  3. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров.
  4. Обучить детей приемам кукловождения.
  5. Совершенствовать артистические навыки в воплощении образа, а также их исполнительских умений.
  6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их знания о театре: его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах.
  7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 минут – средняя группа, 25 минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год – 31.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: музыкальное воспитание, изобразительная, развитие речи, ознакомление с художественной литературой, ознакомление с окружающим, ритмика.

Варианты оформления «Содержания программы»

Вариант 1. Рабочая программа по разделу «Познавательное развитие» (старшая группа).

Тема 1. «Государство» (5 занятий)

Страна – РФ, многонациональная. В ней много городов и сел. Москва – столица, главный город. Есть Кремль, символы: флаг РФ, герб, гимн. Существуют разные страны, представляющие собой Родину для других людей.

Региональный компонент: Новосибирск – столица Западной Сибири. Города и села региона. Некоторые общие сведения о природе, хозяйстве, культуре. Улицы, районы города Новосибирска.

Компонент ДОУ: изображение ближайшего и отдаленного пространства с помощью условных знаков и символов на картах (планы местности, виды карт). Зависимость образа жизни людей от природных условий (устройство дома, одежда, распорядок дня).

Тема 2. «Армия» (3 занятия)

Воины охраняют границы Родины. Есть пехотинцы, танкисты, моряки, летчики, ракетчики, артиллеристы, пограничники. В годы Великой отечественной войны солдаты храбро сражались и защищали страну от врагов. Герои войны. Основные праздники военных – 23 февраля, 9 мая.

Региональный компонент: герои войны Новосибирской области; воинские части Новосибирской области.

Компонент ДОУ: армия в разное время. Военный транспорт в разное время.

Календарно-тематический план:

Дата

Тема занятия

Цель занятия

Содержание занятия

Базовая программа

Национально-региональный компонент

Компонент ДОУ

Вариант 2. Рабочая программа по курсу «Экологическое воспитание» (подготовительная группа).

Тема 1. «Неживая природа»

Тема

занятия

Примерная программа

Региональный компонент

Компонент ДОУ

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Дополнительные занятия

Диагностика







«Я и природа»

Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; прививать нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных

Показать уникальность природы родного края, ее хрупкость и, в то же время, суровость.

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой.

Д\ игра «Природа - неприрода», «Угадай, что в мешочке»

Наблюдения на экологической тропе «Что такое природа»

Сбор мусора на экологической тропе

«Наш дом – природа»

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе

Вызвать радость общения с природой своей местности

Формировать понятия  о неживой природе как фактора жизни всего живого.

Чтение книг Э.Мошковской «Жил на свете человек», В.Орлова «Дом под крышей голубой».

Сравнить: «Дом - жилище человека» и «Дом - природа».

Аппликация «Я и природа»

Вариант 3. Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность»

Блоки

Базовый компонент

Компонент ДОУ

Региональный компонент

1.Основы кукловождения

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки настольного театра

Сентябрь.

Задачи: формировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой и мягкой игрушки настольного театра.

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «Медведь и лиса», «Встреча зайца и медведя», «Пляска Миши».

Загадки народов Сибири о животных.

 

Октябрь.

Задачи: обучать детей приемам кукловождения настольно-плоскостного театра.

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «В гости к Маше», «Собака и медведь», «Пляска деда и бабы»

Ноябрь.

Задачи: обучать детей приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки.

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «Встреча зайца и лисы», «Пляска лисы и кота», «Бабушка и внучка».

Вариант 4. Рабочая программа по разделу «Изобразительная деятельность»

Блоки

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Человек

1. Дать представления о модульном изображении человека

 

2. Научить изображать человека в длинной одежде.

3. Учить передавать различия в величине взрослого и ребенка.

4. Формировать умения передавать несложные движения.

5. Учить передавать в рисунке особенности одежды, ее украшение.

2. Познакомить с одним из жанров живописи - портретом.

3. Учить изображать человека в разной одежде, передавать движения человека; использовать схемы («палочные человечки») для передачи движений.

4. Формировать умение передать в рисунке настроение и выражение лица.

5. Продолжать развивать композиционные умения.

6. Учить использовать разный нажим карандаша для получения разного по интенсивности цвета.

2. Учить передавать в портрете характер, душевные качества, настроение.

3. Помочь овладеть композиционными умениями построения сюжетных рисунков:

- изображать место действия, располагая предметы на широкой полосе земли, удаленные предметы рисовать меньшей величины;

- показывать взаимосвязь персонажей через их расположение относительно друг друга и передачу движений;

- передавать время года и суток через определенный колорит;

- придавать выразительность образам через передачу характерной формы, подбор цвета.

Тематический план (средняя группа)

Месяц

Наименование тем

№ блока

Содержание занятия

Базовая программа

Региональный компонент

Компонент ДОУ

Ноябрь

«Ваза»

7

Составление предметов из геометрических форм

 

Знакомство с новым материалом - углем, приемами рисования им.

 

«Рыбки в аквариуме»

2

Рисование овальной, треугольной форм.

 

Развитие внимания при выделении мелких деталей (плавники, хвост)

 

«Дом для гномов»

4

Рисование прямоугольной, треугольной форм

 

 

 

«Гномик»

3

Составление фигуры человека из треугольников и кругов

 

Передача мимики. Смешивание красок для получения телесного цвета

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 248 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.