Первое, что приходит в голову взрослого человека, когда он слышит, как чужой ребенок матерится в садике или в школе — «куда смотрят родители» или «связался с дурной компанией». Это верно только отчасти. Среди юных матершинников есть дети и из вполне благополучных семей.

Если вы услышали у ребёнка в речи ненормативные выражения, сразу твердым тоном объясните, что такие слова используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми и ни тех, ни других не пускают в места, где весело и много людей. Можно добавить, что вам самим неприятно находиться рядом с людьми, которые ругаются. Необходимо показать ребенку, что у окружающих пропадает желание с ним общаться, когда он выражается подобным образом.

Дети начинают ругаться матом, потому что хотят привлечь к себе внимание — это одна из причин. Ребенок видит, что таким образом шокирует взрослых и попадает в центр внимания, и начинает пользоваться этим способом все чаще. В таком случае нужно попытаться найти приемлемый способ самоутверждения для ребёнка. Какими способностями, знаниями и возможностями он уже обладает? Поищите его сильные и положительные стороны, отметьте уже сформировавшиеся навыки и сделайте на них акцент.

Ребёнок должен наглядно увидеть, что привлечь внимание окружающих (и тем более значимых взрослых) можно другими поступками и своими успехами. Он постепенно поймёт, что так можно получить не только долю внимания, но и похвалы, а следовательно, и положительных эмоций.

Ни в коем случае не надо бить по губам или запугивать — например, «будешь ругаться, язык отрежу» или «укол сделаю»

Это часто срабатывает, но действие такого способа непродолжительно, а впоследствии может спровоцировать появление страхов у ребёнка.

С четырёх лет с руганью можно бороться уже путём диалога, разъяснительных бесед. Использовать следует следующие доводы и приёмы:

Нецензурная лексика неприемлема для культурного человека, употребляется лишь в определённых кругах — в тюрьме, у бандитов, и пр.

Нецензурные слова можно сравнить с дурной привычкой (ковыряться в носу, показывать язык). «Мама хочет гордиться своим сыном (дочкой), а не расстраиваться из-за его плохой привычки».

Если же мат у ребёнка — это способ манипуляции (он прекрасно понимает, что это плохие слова), здесь нужно уже использовать метод игнорирования. Малыш поймёт, что его приём не работает и перестанет им пользоваться, чтобы поразить, удивить окружающих.

  • Одновременно родители должны задуматься, хватает ли их чаду внимания: достаточно ли они времени проводят вместе, не подменяет ли Ютуб чтение книжек на ночь, не становятся ли гаджеты самым лучшим способом занять кроху.

Типичные ошибки родителей

Самое главное — чтобы борьба с матерными словами не испортила отношения родителей с ребёнком, не приобретала форму дрессировки, надзора. Поэтому крайне важно избегать следующих ошибок:

  • В наказание лишать ребёнка прогулки, игр и пр.
  • Не аргументировать свою позицию, просьбу, употреблять фразы типа «Я сказал нельзя, значит — нельзя!».
  • Ругать ребёнка за мат в присутствии чужих людей, прилюдно стыдить его. Это чревато серьёзными психологическими проблемами. Такие вопросы решаются только дома или наедине.
  • Акцентировать излишнее внимание на самом первом употреблении матерного слова. Если ребёнок маленький, возможно, он просто повторил услышанное и быстро его забудет.

Если в семье мат — не естественное изъяснение мыслей, то это не закрепится и у ребёнка. Но иногда употребление бранных слов является сигналом нехватки родительского внимания. Если же взрослые сами употребляют такие слова, то ругать за это ребёнка — просто ханжество.

Как отучить ребенка материться в 3 года и старше

Игнорирование. Это, пожалуй, самая очевидная тактика поведения родителей. Если ребёнок принёс из садика неприличное выражение, нужно сдержаться: не смеяться (хотя иногда действительно бывает смешно), не ругать, не рассказывать его значение. Ведь чем острее реагируют окружающие, тем сильнее желание малыша вызвать подобную бурную реакцию снова и снова. Просто молчание в ответ на мат, и на следующий день фраза уже забудется.

Пояснение значения слова. Обратная тактика – спросить у маленького матерщинника, знает ли он смысл произносимого слова. Если ребёнок не в курсе (а так оно чаще всего и бывает), спокойно, без подробностей нужно объяснить ему, что именно он произнёс. После этого следует обязательно рассказать, как некрасиво выглядят люди, которые произносят подобные слова. Это всё равно что у всех на глазах ковыряться в носу или грызть пальца. Очень неприятное зрелище.

Огорчение родителей. Маленький ребёнок очень крепко связан с родителями в эмоциональном плане. Для него огорчить маму или отца – крайне неприятная ситуация. Можно расстроиться, услышав нецензурное словосочетание, – по-настоящему, неподдельно. А когда малыш спросит, что вас так расстроило, честно ответьте: то, что он произносит нехорошие слова. Такой способ нужно использовать дозированно, не превращая его в инструмент шантажа и манипуляции ребёнком.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 139 гостей и ни одного пользователя

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.