Готовность к школе включает в себя несколько моментов. Прежде всего, физическую готовность, которая подразумевает зрелость организма, его функциональных систем. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки. Поэтому во избежание нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний и определяется этот вид готовности. Регулярно посещая с малышом детскую поликлинику и тем более обходя всех специалистов перед школой и заполняя специальную карту, вы легко сможете сориентироваться в данном вопросе и получить квалифицированные консультации. Если у ребенка серьезные проблемы со здоровьем и вам рекомендованы специальные формы обучения, то есть смысл не отказываться от них.
Второй момент, наиболее хорошо известный всем, — это интеллектуальная готовность. Она включает в себя багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать и т. п.). Перечисленные умственные умения могут выражаться и в умении читать и считать, но не только в них. Поэтому правы те специалисты, кто утверждает, что читающий и даже умеющий писать ребенок, вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Эти навыки вы легко сможете продиагностировать, и оценить сами, не прибегая к посторонней помощи.
Беспокоиться по поводу малой осведомленности современных детей почти не приходится. На них и так обрушивается колоссальный поток сведений, которые часто остаются невостребованными и потому легко забываются. Радио, телевидение, печать и реклама наполняют сознание дошкольников самой разнообразной информацией, но не способствуют ее систематизации и обобщению. Поэтому интеллектуальная готовность детей пяти-шести лет, с одной стороны, относительно высока, а с другой, в ней недостает самого существенного — умения самостоятельно добывать, перерабатывать и использовать на практике полученные сведения.
Задачу формирования интеллектуальной готовности успешно решают детские сады и другие виды развивающих учреждений для дошкольников. Но еще раз подчеркнем, что водить туда будущего первоклассника совсем не обязательно. Интеллектуальная готовность современных детишек и так достаточно высока. Положительная роль дидактических упражнений, которые используются для подготовки дошкольников в детских садах и школах раннего развития, скорее сводится не к повышению интеллектуальной готовности, а к формированию готовности социальной. Развивающий эффект будет особенно высоким, если дети продолжат свое обучение в стенах именно этого учреждения и под руководством именно этих педагогов.
Под социальной готовностью к обучению понимается настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения этих педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения. Поэтому если вы еще не решили, в какую школу пойдет ребенок, или это будет определяться вашим будущим местом жительства, то использование предваряющих форм обучения безразлично для формирования социальной готовности. Общительные дети с гибкой психикой и так обладают ею в достаточной степени, а для прочих это будет иметь положительное значение лишь в том случае, если они и дальше будут учиться у этого человека.
Наконец, готовность к школе предполагает наличие мотивационной готовности. Младшие дети, наблюдая за ходом и результатами учебной деятельности старших, обычно имеют высокую мотивационную готовность. Чуточку завистливое отношение к привилегиям старших братьев и сестер, уже посещающих школу, развивает у младших стремление поскорее приобщиться к школьной жизни. Им нравятся учебные принадлежности и уважительное отношение окружающих к рабочему месту и школьным обязанностям этих «счастливчиков».
Интерес дошкольников к учебным занятиям подогревается и желанием быть не хуже старших детей. Малыши стараются вместе с ними учить заданные стихи, повторяют правила, зазубривают иностранные слова и выражения, делают рисунки и поделки на ту же тему. Развитию мотивационной готовности способствует и то, что учащиеся начальных классов часто играют дома в школу, привлекая к этим занятиям младших, выступающих в роли учеников.
Если до школьного возраста дорос пока только ваш первенец, вы можете сами предложить ему род деятельности, напоминающий содержанием и атрибутикой школьные занятия, но обязательно имеющий игровую форму. Такая активность будет полезна ребенку во всех отношениях. Если кто-то настроил малыша против школы, постарайтесь убедить его в обратном. Главное же, побольше веры в себя и своего ребенка. Пусть никакие задержки не пугают вас. Развитие детей в этом возрасте идет быстрыми темпами и не всегда равномерно. За полгода, даже за один- два месяца степень готовности может достигнуть уровня, вполне достаточного для начала обучения в школе.