В летний период воспитатели продолжают работу с детьми по формированию конструкторских и творческих способностей. Ребятам предлагают настольные строительные наборы, конструкторы соответствующие возрасту, занимательные игры-головоломки, дидактические пособия (по плоскостному моделированию и наборы чертежей с разными конструкторскими задачами). Удобнее организовывать данную деятельность на верандах, беседках, чтобы исключить потерю мелких деталей и частей.

Основное внимание уделяется организации самой детской деятельности в летний период – строительству песка. В процессе данной работы развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности ребят, воображение, эстетический вкус. Дошкольники учатся умению действовать сообща, у них формируются навыки самостоятельной деятельности, гуманные чувства и положительные взаимоотношения друг с другом. И наконец, здесь большие возможности в формировании у дошкольников стремления к самовыражению, взаимообучению и самоуправлению, а это в свою очередь способствует активации детской социальной целенаправленной деятельности.

Самым главным условием для организации данной работы является подготовка песка. Он должен быть чистым и влажным. Для детей младших групп детского сада нецелесообразно отводить для данной работы большие площади, поскольку малыши не создают крупных сюжетных построек, объединяя их общим содержанием, постройки еще несовершенны и просты. Поэтому удобными считаются небольшие переносные песочницы на ножках (1 м 20см х 1м 20см, высота 50-60 см). Желательно, чтобы на участке было две-три таких песочницы. Они могут иметь любую форму, съемные зонтики. Дно песочницы удобно изготовлять из листового железа, поскольку дерево быстро гниет от постоянной влаги. Песок промывается из шланга и при этом свободно стекает. При необходимости такие песочницы необходимо накрывать полиэтиленовой пленкой для защиты песка от загрязнений.

Для детей средней группы на участке тоже используют подобные переносные песочницы. Желательно иметь их четыре. Опыт показывает, что лучше сдвигать песочницы, поскольку дети собираются в небольшие группы, начинают объединять свои постройки общим содержанием. (Например: несколько ребят в одной песочнице строят комнату, а другие в соседней улицу, садик, после чего сообща обыгрывают постройки.)

Для детей старшего дошкольного возраста необходимо большое количество песка, значительные площади для организации строительной деятельности (3х4 м). Ведь дети уже создают крупные, коллективные постройки, объединяются в большие группы, развертывают интересные сюжеты на песке. Для организации деятельности детей старшего дошкольного возраста можно строить различные песочные дворики прямо на земле. Обычно дворики размещают под деревьями, чтобы оградить играющих детей от перегрева на солнце, а песок от пересыхания. При отсутствии деревьев рекомендуются теневые зонты. Не устраивайте песочные дворики в постоянной тени: в прохладное время здесь будет сыро, холодно, неуютно. Кроме того солнце – источник борьбы с различными вредоносными организмами.  Хорошо зарекомендовали себя дворики из пеньков. (Бревно распиливается на отрезки, которые вкапываются в землю тесно друг к другу по любому очертанию.) Они могут быть сделаны и из лежащих бревен, из досок, могут иметь любую форму.

Для работы с песком детям младшего дошкольного возраста можно предлагать пластмассовые ведра, совки, лопатки и формочки, некрупные игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся, различные дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, знакомых детям животных, транспортные средства. Можно предложить малышам для игры кукольную посуду, куски клеенки, цветной пленки, фанерные пластины для изготовления на них куличиков.

Для организации строительства из песка в средней группе используются те же материалы с увеличением количества различных дополнительных средств: пластин из фанеры разного размера и формы, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек и др.).

Для организации конструктивной деятельности детям старшего дошкольного возраста предлагайте более мелкие игрушки, отвечающие детским представлениям. Увеличьте количество дополнительного материала и разнообразьте его. Это могут быть обрезки пластмассовых шлангов и труб разнообразного диаметра, куски пенопласта, различные пластмассовые и металлические коробки, банки разной формы и размера для формовки и др. Детям уже можно предлагать для строительства емкости, которые они наполняют водой в песке. Можно использовать полиэтиленовую пленку, которой ребята выстилают дно сооружений, создавая бассейны, пруды, озера, реки, и разыгрывают сюжеты игр.

Чтобы дать детской деятельности правильное направление, педагоги обогащают их опыт различными знаниями, впечатлениями, умениями. Для этого используются известные методы (наблюдения, экскурсии, чтение художественных произведений, беседы об увиденном, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и др.), что дает возможность познакомить ребят с различными видами архитектуры, особенностями сооружений, обогатить их представление о разных видах транспорта,  о людях разных профессий и т. д.

Организуя работу, педагоги сами включаются в строительство, объясняют, показывают приемы работы с материалом, помогают детям развивать сюжеты игр.

Воспитатели стремятся применять в работе такие приемы, которые способствуют развитию у ребят изобретательности, стремления к творческому поиску. Например, «Что нужно сделать, чтобы зайка поместился в твоем домике?», - вопрос к детям средней группы. «Придумайте, как с помощью шланга провести водопровод, чтобы налить воды в этот бассейн. Что нужно сделать, чтобы укрепить эти части построек?» (воткнуть между ними палочки-стержни) - вопросы к ребятам старшего возраста.

Педагоги не допускают, когда ребята бесцельно копаются в песке, скучая при этом, когда от скуки развиваются игры с отрицательным содержанием (кидаются друг в друга песком, валяются, закапываются и др.).  Воспитатели  стремятся организовать деятельность детей так, чтобы в песке кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная.

Тематика построек из песка перекликается с тематикой занятий по конструированию из строительного материала и конструкторов, что дает возможность научить ребят строить сооружения, выполняя их из разных материалов.

Лето – благодатная пора для организации работы с природным материалом. Данная деятельность развивает у детей:

  • интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней;
  • эстетическую отзывчивость и художественный вкус;
  • творческое воображение и конструкторские способности;
  • сноровку, изобретательность;
  • умение целесообразно и бережно использовать дары природы;
  • трудолюбие, усидчивость, терпение.

Благодаря работе с природным материалом ребенок знакомится с его свойствами, у детей развивается мелкая моторика кистей рук, координация движений и др.

Воспитатель организует с детьми: наблюдения в природе, прогулки, экскурсии, сбор природного материала, учит детей собирать природный материал так, чтобы не нанести ущерб природе: береста и кора снимается с поваленных деревьев, а шишки, семена, листья опавшие. К сбору природного материала воспитатель приобщает детей, начиная с младшей группы.

Хранится природный материал в коробках под крышками. Если коробки большие, их делят внутри на ячейки и используют для хранения ракушек, косточек, желудей, семян и т. д. На крышке коробки наклеиваются соответствующие обозначения, для того, чтобы ребенок мог найти все необходимое.

При изготовлении поделок из природного материала советуем учитывать следующие правила.

  1. Не пользоваться при конструировании пластилином, поскольку такие поделки не прочны, быстро теряют свой вид, не дают полной возможности совершенствовать детям конструктивные умения.
  2. Не следует окрашивать природный материал, так как он достаточно красив (наша задача научить детей подчеркивать его естественную красоту. ) Гораздо лучше покрывать поделки бесцветным лаком, чтобы сделать их более прочными и красивыми.
  3. При изготовлении поделок из природного материала не следует использовать другой материал, например: бумагу, поролон, пенопласт и д.р. От этого поделка теряет свою естественную прелесть.
  4. Следует применять для поделок только тот материал, который не может уже использоваться в пищу и который относится к отходам (косточки от фруктов, скорлупа от орехов и т. д.).
  5. Не использовать тот материал, который может нанести ребенку травму или угрожать его здоровью (репейник, колосья, ядовитые растения, скорлупа сырых яиц).
  6. Не применять слишком хрупкий, непрочный материал, который легко повреждается уже в процессе работы  (целая яичная скорлупа).

Для работы с природным материалом требуются следующие инструменты:

  1. подкладная дощечка;
  2. клей казеиновый и ПВА;
  3. салфетка;
  4. кисточка;
  5. заостренная палочка (стек);
  6. ножницы.

В подготовительной группе детям даются ножи с закругленными концами по одному на 2-3 ребенка, работающих стоя под наблюдением воспитателя (хранятся ножи у воспитателя), а так же самодельное шило, острие которого делается из короткого гвоздя (длина острия 1-1,5 см).

Развивая у детей младшего дошкольного возраста интерес к природному материалу, воспитатель рассматривает его с детьми, ощупывает, обращает внимание на его красоту, соединяет детали, спрашивая малышей, на что похоже, побуждает их отбирать шишки, желуди, каштаны, прикладывать их друг к другу, накладывать, фантазировать, называя образы. Педагог  мастерит в присутствии детей, просит малышей оказывать себе посильную помощь, подключает к деятельности детей старшего дошкольного возраста, вместе с ними организует игры с получившимися поделками. Например, показывает настольные театры, играет в бытовые сюжетно-ролевые игры и пр. Дети сами под руководством воспитателя могут сделать нехитрые поделки, например. Если намазать клеем внутреннюю часть половинки скорлупы грецкого ореха и надеть ее на шишку – получится грибок, а если к данной поделке приклеить бороду из мха, вставить веточки в чешуйки шишки, грибок превратится в старичка – лесовичка. Если в кусочек коры вставить палочку, а на нее надеть парус из бересты, получатся лодочка, кораблик, плот и пр.

Осуществляя работу с детьми старшего дошкольного возраста, педагоги закрепляют у них приобретенные навыки: знакомят с разнообразными видами природного материала, учат способам обработки, скрепления. Учатся под наблюдением воспитателя делать шилом проколы в свежих шишках, желудях, каштанах.

Детей учат скреплять детали с помощью стержней. (Веточка заостряется с двух сторон, концы намазывают клеем, вставляют в отверстие одной детали (туловище), затем насаживают на противоположный конец другую деталь (голову) и прижимают их друг к другу.) Дети могут сделать разных птиц, животных, человечков из шишек, желудей, каштанов. Дети делают коллективные работы по знакомым сказкам, например, «Репка», «Три медведя», «Три поросенка», «Гадкий утенок», а так же по различным темам: «Африка», «Пустыня».

Основания, на которые устанавливаются поделки: древесные грибы, спилы различных деревьев, древесная кора, корневища, веточки замысловатой формы. Основания оформляются разнообразным мхом, который засушивают и хранят в темном месте, чтобы не терял своего цвета, веточками, засушенными растениями.

Украшение цветами. Лето -  это пора цветов. Дошкольники ухаживают за цветами на газонах. Воспитатели привлекают внимание детей к их красоте и разнообразию, учат любоваться ими, различать, бережно относиться, правильно и вовремя срезать для букетов. Хорошо, если летом детей окружают цветы не только на участке, но и в помещениях детского сада тоже царит радостное, летнее настроение, которое создают красивые, со вкусом составленные букеты. Известно, что любое помещение всегда преображается, если в нем появляются цветы.

В дошкольных учреждениях букеты украшают залы, групповые и раздевальные комнаты, прихожие, лестничные проемы, коридоры и прочие помещения. В групповой комнате букеты ставят на столы журнальные столики, тумбочки, шкафы, полки, вешают в подвесных кашпо, устанавливают в напольных вазах и различных подставках.

Украшая любое помещение, необходимо, прежде всего соблюдать чувство меры. Изобилие цветов и букетов может сделать любое помещение нелепым и безликим. В оформлении букета большое значение имеет подбор соответствующих ваз, кашпо, подставок. В дошкольных учреждениях широко применяют керамические изделия, стеклянные и пластмассовые вазочки, плошки, тарелки, розетки, подносики, корзиночки разной формы и размера. Для высоких, и стройных цветов хороши вазы конической формы. Для невысоких, низкорослых подходят невысокие и плоские. В низких вазах цветы размещают ассиметрично, используя стебли разной высоты. Цветы в букете располагают просторно, чтобы каждый цветов был виден.

Составляя композиции из цветов, постарайтесь всякий раз привлекать ребят.

Ведь это занятие имеет большие возможности для эстетического воспитания. Опыт работы с детьми по обучению аранжировке букетов подтверждает, что дошкольники эмоционально откликаются на красоту, интуитивно чувствуют совместимое. Способны испытывать чувство наслаждения от любования цветами, желание создавать прекрасное. Дошкольники довольно тонко чувствуют настроение композиции,  умеют  давать им образные названия, порой даже более подходящие и неожиданно меткие, нежели чем это делают взрослые.

Композиция из одного крупного, желтого цветка без стебля: «Смотрит солнышко в окошко», «Колобок». Из трех цветов: «Папа, мама и я – дружная семья», «Три медведя», «А это Мишутка маленький» (показывает на маленький по размеру георгин).

Дошкольники острее, чем взрослые, переживают, расставаясь с тем, чем недавно любовались и восхищались. А ведь цветы недолговечны. Постарайтесь продлять им жизнь и не заостряйте внимание детей на том, что они с каждым днем теряют свою красоту, свежесть, увядая, умирают.

Чтобы цветы дольше сохраняли свою свежесть, можно класть в вазу таблетку аспирина и уголь. Аспирин окисляет воду и обладает антисептическим действием. А вот сахаром увлекаться не следует. От него в воде быстрее размножаются микроорганизмы, способствующие гниению.

Рассмотрим некоторые методы и приемы, применяемые в работе с детьми, направленные на развитие у них эстетической отзывчивости, желание создавать композиции, познавать секреты аранжировки.

Самый действенный прием, позволяющий привлечь  внимание детей, - это работа воспитателя в их присутстствии. Педагог спокойно, неторопливо начинает любоваться цветами, при этом ласково разговаривает с ними, показывая детям, что данное занятие доставляет ему эмоциональное наслаждение. Затем постепенно приобщает к деятельности детей: «Посмотри, Светочка, какие нежные лепестки у этого нарцисса», «Давайте подберем для этих цветов вазочку. Поставим сначала в эту, а теперь в эту (две абсолютно разные по форме, материалу, величине, цвету вазы). Как вы думаете, в какой вазочке данным цветам больше нравиться?»

Детям показывают и объясняют, почему нужно наливать неполную вазу. (Цветок «пьет» воду только кончиком стебля). Если наливать много воды, стебли гниют. Показывают способы обрезки стеблей (секатором срезают под углом.)  После этого целесообразно научить детей составлять простой, классический букет. Самый крупный цветок на длинном стебле – папа. Мама пониже папы. Ребенок – это самый низкий цветок, он стоит впереди мамы и папы. Чтобы цветам было уютно в их доме – вазе, желательно дополнить композицию зеленью (веточками, листьями любого размера и формы, разместив их так, чтобы не заслонять цветов, соблюдая при этом чувство меры).

Детям показывают и рассказывают, что понятие букет вовсе не означает, что в нем много цветов. Композиции бывают и из одного цветка. Главное в том, чтобы подобрать к цветку красивые сочетания из веточек, корешков, камней, листьев, мха.

Испытанным методическим приемом является игра «Что здесь лишнее?» Воспитатель, составляя букет, намеренно приставляет, прикладывает детали, которые в конкретном случае выглядят нелепо и портят композицию. Спрашивает детей, красивее ли стал букет, что в нем лишнее. После ответов детей педагог вместе с детьми составляет красивый букет, и дают ему какое либо название.

Используя данные знания и рекомендации,  воспитателям не придется размышлять над важным вопросом: Чем занять детей в летний период времени?

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 69 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

Ошибка в тексте?

Система Orphus

© Оф.сайт Детского сада №75 г.Чита, 2012-2024

Полезные ссылки