В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья и физического развития дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка это основа формирования  личности. Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма - вот наша главная цель.. Из года в год мы организуем оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствуем. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Проблема здоровья не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематическая, спланированная, согласованная работа всего коллектива дошкольного учреждения и семьи. В целях реализации задач полноценного физического и психического развития дошкольников с ОВЗ, а также сохранения и укрепления их здоровья в нашем учреждении большое внимание уделяется сохранению и постоянной модернизации  предметно-развивающей среды, позволяющей педагогам, специалистам осуществлять дифференцированный подход с учетом индивидуально-типологических и возрастных особенностей детей. Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому оттого, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Основными видами физического совершенства детей являются:

  • подбор упражнений для физкультурных занятий, физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями и на прогулке;
  • оборудование физкультурного уголка;
  • организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
  • оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.

Систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия:

  • дыхательная гимнастика,
  • профилактический массаж ног,
  • профилактика нарушения осанки и плоскостопия.

Дети с проблемами в развитии отличаются от нормально развивающихся детей: состояние общей моторики страдает, нарушена координация движений, дети двигательно расторможены, в руках и ногах гипертонус.

Комплекс общих физических упражнений, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, прогулки, помогают:

  • восстановить вестибюлярный аппарат,
  • ориентироваться в пространстве,
  • формирование комплекса сенсорных, двигательных и речевых функций,
  • коррекция личностных и поведенческих нарушений.

Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа способствует формированию у детей устойчивого интереса к физкультурной деятельности, поддерживает эмоциональное отношение детей к упражнениям, а  значит,  помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Бодрящая гимнастика

«В  гостях у солнышка»

1. Упражнения в постели (звучит спокойная музыка). В окно заглядывает солнышко. Воспитатель подходит к каждому ребенку, гладит его по голове.

Воспитатель: – Ребята, посмотрите, как светло и тепло у нас в спальне. А знаете ли вы, почему? К нам в гости заглянуло солнышко.

Игра «Солнечный зайчик»

Воспитатель: – Солнечный зайчик заглянул к нам в глазки, закройте их. Он побежал дальше по лицу: дети, погладьте зайчика ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть. Теперь погладьте его на голове, шее, затем животике, руках, ногах.

Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он  не озорник, он просто любит ласкать вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

2. Упражнения по профилактике  плоскостопия (в группе).

2.1. Ходьба по ортопедическим дорожкам: с пуговицами, с палочками, горохом, резиновым коврикам.

2.2. Ходьба на носках, пятках, с высоким подниманием колен. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

3. Веселая гимнастика.

- «Улыбнись солнышку» и. п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на плечах, правую ногу и правую руку вперед, ладошка вверх, улыбнуться. Вернуться в и.п. То же самое  выполнить другой рукой и ногой. Вернуться в исходное положение, повторить 3 раза.

- «Играем с солнышком» И.п. – сидя, ноги согнуты в коленях, колени обхвачены руками. Поворот на ягодицах, переступая ногами на 360 градусов и – вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза

- «Играем с солнечными лучами» И.п.-сидя, ноги вместе, руки опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям - вернуться в и.п. Повторить  4-5 раз.

- «Отдыхаем на солнышке» И.П.- лежа, на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок - вернуться в и.п. Перекатиться на левый бок - вернуться в и.п. Выполнить по 3 раза в каждую сторону.

4. Подвижная игра «Солнышко и дождик» Повторить 2 раза

5. Водная процедура: умывание лица, рук до локтя, шеи водой комнатной температуры.

Кран откройся! Нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка мойся хорошенько!

Мойся,  мойся,  обливайся!

И здоровым оставайся!

Физкультурное занятие

«В гости к зайке»

Задачи: Продолжать учить детей ходить в колонне по одному, выполнять упражнения по показу. Формировать умение правильно держать корпус, развивать основные виды движений, слухо-двигательную и зрительно-двигательную координацию. Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности.

Оборудование: игрушка заяц, погремушки, доска наклонная, два шнура или скакалки.

Воспитатель: – Дети, мы сегодня с вами собрались в гости, а к кому мы пойдем, вы узнаете, когда отгадаете загадку: «Прыгает ловко, любит морковку!» Кто это?

Дети: «Зайчик».

Воспитатель: «Правильно, это зайчик, хотите поиграть с ним. Но чтобы до него добраться,  надо выполнить несколько заданий»

1. Вводная часть

Ходьба за воспитателем, ходьба по мостику (наклонной доске)

Воспитатель «Молодцы ребята, мостик вы перешли хорошо. А теперь давайте покажем зайчику, какие вы ловкие, да умелые. Пусть он посмотрит, как вы делаете зарядку.»

2. Основная часть

2.1. Общеразвивающие  упражнения с погремушками:

«Погремушки дети взяли! (Дети идут вслед за педагогом,

помахивая погремушками (20-30 сек).

С ними быстро зашагали!»

«Стали бегать и скакать! (Дети бегают, звеня погремушками (20-30 сек)

Погремушками играть!»

« Надо в круг теперь всем встать, (Построение вкруг).

погремушки показать!»

«Погремушки поднимать, Дети поднимают и опускают погремушки, повторить 5-6 раз).

а потом их опускать.

Поднимать и опускать!

Поднимать и опускать!»

« Стали дети приседать! (Дети приседают, стучат погремушками, встают,

Погремушками стучать,  повторить эти движения два раза на слова «Стук,

стук и прямо, стук и прямо!  стук, стук»

Стук, стук, стук!»

«А теперь мы все бежим!   (Дети бегут за воспитателем, размахивая

Погремушками гремим!»   погремушками, а затем переходят на ходьбу.

«Тихо, тихо мы пойдем!

Погремушки уберем!»

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Сделали зарядку и стали еще сильнее! Но чтобы добраться до зайчика, нам надо пройти по узенькой дорожке и тогда мы попадем к зайчику!»

1. Основные виды движения.

2. Упражнение на равновесие.  Дети идут по узкой дорожке, руки в стороны. Выполнить 3 раза. Воспитатель: «Дети, выполнили мы с вами упражнение, прошли по узенькой дорожке, но зайку мы не встретили! Нам предстоит еще перепрыгнуть через ручеек, чтобы не замочить ножки!»

2.2.2. – Тот, кто перепрыгнет через ручеек, может погладить зайчика! Дети выполняют прыжки через параллельно положенные скакалки!

2.3. Зайчик очень рад, что к нему пришли такие хорошие дети, и он хочет с вами поиграть. Игра малой подвижности «Найди, куда спрятался зайчик!»

3. Заключительная часть. Ходьба в колонне по одному, упражнения на восстановление дыхания.

Полезные ссылки