Тревожность – чувство беспокойства, характеризующееся неадекватностью возникновения. Тревожность – это чувство небезопасности. Родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, не выполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить в ребенке свои нереализованные мечты. Это может быть связано с высоким статусом родителей, нежеланием видеть в ребенке неудачника. Нередко и сами родители тревожно-мнительны, и малейшая неудача воспринимается кК катастрофа. Многим родителям тревожных детей самим необходимо заняться повышением самооценки.
Можно посоветовать родителям хотя бы в течение одного дня записывать все замечания, которые они сделали или хотели бы сделать ребенку, и все поощрения. Это поможет увидеть, какой метод воспитания доминирует – негативный или позитивный. При повышенной строгости, излишней требовательности и раздражительности у ребенка формируется тревожность.
Также вы можете написать список достоинств и недостатков вашего чада и увидеть то, каким вы его воспринимаете. В человеке всегда есть и хорошее, и плохое, и закон сохранения равновесия работает и здесь. Еще мудрецы говорили: если ты смотришь на что-то и видишь это только с одной стороны – плохой или хорошей, - считай , что слеп.
Ваш малыш – ваша радость, и чем больше света вы ему дадите, тем светлее ему будет идти.
Критерии детской тревожности
- Страхи;
- Мышечное напряжение;
- Эмоциональное напряжение;
- Потливость;
- Слезливость;
- Неуверенность в себе.
Тревожность предполагается, если хотя бы два из вышеуказанных критериев постоянно проявляются в поведении ребенка.
Как играть с тревожными детьми?
- Разложите сложное действие на несколько простых;
- Используйте принцип поэтапности;
- Старайтесь не соревноваться, так как тревожный ребенок не уверен в себе и уже заранее расстраивается, что обязательно проиграет.
«Воздушный шарик». Цель – снижение психоэмоционального напряжения. Ребенка просят представить, что он надувает шарик. Нужно вдохнуть воздух, поднести воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувать его.
«Смелый чебурашка». Цель – повышение уверенности в себе. Ребенок превращается в чебурашку, залезает на стул и громко и уверенно читает вслух стишок.
«Насос и мяч». Цель – снижение мышечного напряжения. На звук «ш-ш-ш» из положения сидя медленно поднимается вверх, вытягивая руки; на звук «с-с-с» медленно возвращаемся в исходную позицию – садимся на корточки, обхватив руками колени.
«Я – король». Цель – повышение самооценки. Ребенок в роли короля делает указания, сидя на троне: принеси мне игрушку, спляши польку.
Советы родителям
- Любите своего ребенка всем сердцем и проявляйте эту любовь.
- Обращайте внимание ребенка на его успехи, даже самые маленькие.
- Чаще ласково прикасайтесь к ребенку.
- В минуты раздражения не смотрите в глаза.
- Не унижайте наказаниями.
- Давайте оценку поступку, а не личности.
- Говорите тихо и медленно.
- Спрашивайте мнение ребенка («А ты как думаешь?»).
- К изменениям готовьте его заранее.