Формирование правильного произношения - сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль над своей речью.
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.
Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха дети с правильны, но вялым звукопроизношением(каша во рту) постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолевают речевые дефекты.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
- Следует заниматься ежедневно 7-10 минут
- Сначала упражнения выполняются медленно перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль (потом зеркало можно убрать). Постепенно темп упражнений увеличивается.
- Периодически ребёнку задают наводящие вопросы, например: «Где находится язычок?»
- Если во время занятий язык ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, не может удержаться в нужном положении даже в течение короткого времени, необходимо обратиться к логопеду.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук. Для развития мелкой моторики рук воспитателю необходимо заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.
Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон. Упражнения пальчиковой гимнастики придают кистям рук и пальцам силу. Подвижность и гибкость, что в дальнейшем поможет ему овладением навыками письма.
Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики.
- Следует заниматься ежедневно 5-10 минут.
- Сначала все упражнения выполняются медленно.
- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем другой и наконец двумя руками одновременно.
Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух.
Полезным упражнением для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.
Рекомендации по работе со скороговорками.
- Ребёнку читают скороговорку и показывают иллюстрацию к ней.
- Объясняют значение сложных слов.
- Предлагают проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями.
- Предлагают проговорить скороговорку 3 раза в быстром темпе.
- Предлагают взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.
Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами, которую следует начинать как можно раньше. Следует объяснить детям смысл пословиц, учить применять их в жизненных ситуациях.
Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению
Буквенные истории скачать
{igallery 7}