Печать
Категория: Логопед Тульнева Т. В.
Просмотров: 719

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 6 МЕСЯЦЕВ основанием для беспокойства является: ребенок не реагирует на звуки; не поворачивает голову в сторону взрослого; наблюдается недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика; нет подготовительного кряхтения перед криком; гуление однообразно; не смеется; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.

ОТ 7 ДО 10 МЕСЯЦЕВ :

У ребенка отсутствует отраженный лепет (повторение за взрослым); не

выполняет простые словесные команды; нет подражательных игровых

действий.

В 10 - 12 МЕСЯЦЕВ: ребенок не реагирует на свое имя; нет лепетных слов.

РАННИЙ ВОЗРАСТ (ОТ 1 ГОДА ДО 3): стойкое и длительное отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам (это может произойти и при нормальном развитии речи, но не более чем в течение пяти-шести месяцев после появления первых трех-пяти слов). При появлении речевого подражания ребенок вместо целого слова воспроизводит его часть или искажает слово (девочка - «дека», купи -«пику», хлеб - «пэха»). Ребенок не строит предложений. Не использует глаголы. Строит предложения, но грамматически оформленные неверно (вместо «Я не хочу» - «Аня хочет нет»). Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносит с «хлюпаньем». Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «Я». Наличие в речи запинок.

Отсутствие речи в три года - не просто запаздывание. Это сигнал о грубых речевых нарушениях!

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: ограничен бытовой словарь; не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия, признаки по обобщающему признаку, одним словом (типа: овощи, фрукты, деревья и т.д.); затрудняется заменить слово синонимом (словом с тем же значением), подобрать к нему антоним (слово с противоположным значением); не активен в речевом общении и т.д. Неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов; не может связно рассказать о происходящих событиях.

В возрасте от 3 до 5 лет:

– чрезмерно беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность;

– раздражительность, плаксивость, резкая смена настроения;

– чрезмерная медлительность, вялость, апатичность;

– плохой сон (медленно засыпает, вскрикивает во сне, часто просыпается и т. п.);

– страхи (боязнь темноты, одиночества, ночные страхи);

– тики (непроизвольное подергивание век, мышц лица, шеи, навязчивые движения, обкусывание ногтей);

– хронические заболевания;

– трудности контактов со сверстниками и взрослыми;

– сниженная острота зрения (близорукость, дальнозоркость), косоглазие и другие нарушения  зрения;

– задержка в речевом развитии (появление связной речи к 3 годам и позже), дефекты зкукопроизношения;

– заикание.

В возрасте 5–6 лет:

– частые хронические заболевания, операции, травмы;

– импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»);

– чрезмерная (бесцельная) двигательная активность, непоседливость, крикливость, раздражительность, настойчивая болтовня;

– нарушения сна;

– страхи;

– навязчивые движения, кривляния;

– боязнь новых вещей, людей, новых ситуаций;

– трудность общения с незнакомыми сверстниками, взрослым.

Какие недостатки речи ребенка должны вас насторожить?

Нередки случаи, когда малыш в 3-4 года говорит так невнятно, что понять его может только мать. Такие нарушения, как правило, мало волнуют родителей, и они склонны объяснять их тем, что "маленьких детей вообще трудно понять!"

Конечно, на ранних этапах развития речи артикуляция звуков у всех детей несовершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки. Однако это можно считать "нормой" для детей не старше 2,5-3 лет. Если же дефекты отмечаются у детей более старших (4 -5 лет) и держатся стойко, нужно принимать меры к их устранению.

Помните: чем более стойкий характер приобрело то или иное нарушение речи, тем труднее его лечить.

Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть: нарушения в развитии мышц артикулляционно-речевого аппарата, низкое развитие фонематического слуха, бедный словарный запас, недостатки в развитии грамматических навыков.

Нарушение звукопроизношения и артикуляции – ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а ее темп медленнее, чем у сверстников.

Недостатки в развитии звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа (низкое развитие фонематического слуха) – недостаточное развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и их сочетания, не путать их. Не менее важны и навыки звукобуквенного синтеза - способности понимать взаимосвязь между звуками и их сочетаниями.

В число основных нарушений такого рода входят: неумение вычленить звуки последовательно или по месту их расположения; неумение различить звуки по твердости, мягкости, звонкости, глухости; неумение обозначать твердость - мягкость на письме. По этим же причинам тормозится приобретение навыка словообразования и словоизменения.

Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи - ребенок не умеет грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, неправильно использует роды и падежи. Сюда же относится неумение правильно ставить ударения, что ведет к искажению слова до неузнаваемости.

Недостаточное развитие смысловой догадки - ребёнок не умеет, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы.

Недостаточное развитие лексики - бедный словарный запас, затруднения в понимании смысла слов из-за их отсутствия в активном словаре ребенка. Ребенку с трудом дается установление лексической связи между прочитанными словами, он не понимает новый смысл, который они приобретают в сочетании друг с другом.

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.

Также влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.

Вывод: любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.

Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике

В коррекционной педагогике получили широкое распространение такие нетрадиционные методы коррекционного воздействия как фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия, имаготерапия и т. д.

Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать изолированными, самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служат для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

Фитотерапия

Фитотерапия — лечение с помощью лекарственных растений.

Фитотерапию использовали вавилоняне еще в ХI в. до н.э.

Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения при различных речевых аномалиях для:

При спастической форме дизартрии:

- настои из скорлупы кедрового ореха:

- настои из цветков календулы;

- настой из семян укропа;

- ванны из отвара пихтовых веток.

При паретичной форме дизартрии:

- настои из женьшеня обыкновенного;

- настои из марьина корня;

- настои из гречихи посевной;

- ванны из отвара трав: пшеницы, донника, лапчатки серебристой.

Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания:

- отвары зверобоя, ландыша;

- настойки женьшеня;

- сок сырой капусты;

Для улучшения остроты зрения:

- стакан сухих размоченных ягод черники за 30 минут до завтрака;

- стакан свежих ягод черники в день;

- настой плодов шиповника (стакан шиповника залить 1 литром кипятка и кипятить 10—15 минут, настаивать З часа и пить ежедневно по 1/2 стакана за час до еды);

Сбор 1

Вереск, сушеница, пустырник, язвенник, валериана по 40 г. Смесь залить 0,5 ст. кипятка, настаивать 8 часов, процедить и выпить за день в 4—5 приемов перед едой и перед сном.

Сбор 2

Корни чернобыльника, лист мать-и-мачехи, корни синюхи, донник, сирень — по 20 г. На 1 ст. ложку смеси,

0,5 л воды, кипятить 5 мин., настаивать 30 мин., выпить за

4 приема за 15—30 мин до еды

Ароматерапия

Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека.

Длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерьяны, тимьяна, фенхеля и мелиссы — обеспечивает снотворный эффект.

Чтобы проверить действие настойки — несколько капель втереть в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц.

Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20—ЗО мин. Курс лечения от 10 до 20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетенных, и наоборот, перевозбужденных детей.

Музыкотерапия

Музыкотерапия — это воздействие музыки на человека  с терапевтическими целями.

Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные  звуки.

Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:

Музыка действует избирательно, в зависимости от:

Самый большой эффект от музыки — профилактика и лечение нервно - психических заболеваний. Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:

— рецептивной;

— активной;

— интегративной.

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) существует в двух видах:

Активная музыкотерапия - активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс.

Включает следующие виды:

Интегративная музыкотерапия - интеграция физиологии, рефлексотерапии и музыкознания - синтез музыкального и зрительного восприятия:

На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха,Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.

Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы, так как:

— подавляет нервную систему;

увеличивает содержание адреналина в крови.

Наибольшим возбуждающим воздействием обладает:

Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:

Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии — создание положительного эмоционального фона реабилитации:

снятие фактора тревожности;

стимуляция двигательных функций;

развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;

-  растормаживание речевой функции;

-  развитие чувства ритма, темпа, времени;

-  развитие мыслительных способностей и фантазии;

-  развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

Музыкальная ритмика используется при лечении:

Особенности использования:

громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);

- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;

- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);

- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.

Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Направленное обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью дать ему трудовые навыки и общие представления о жизни, которые должны помочь найти в ней свое место, и составляет сущность обучения и воспитания малыша.

Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья происходит с отставанием. Причем дети с замедленным умственным развитием физически тоже развиваются медленнее. Физические недостатки детей также затрудняют и замедляют развитие интеллекта. То есть физический недостаток может привести к умственному и наоборот, умственный – к физическому, если не принять специальные меры, чтобы помочь наиболее полному развитию ребенка как в физическом, так и в умственном отношении.

Очень важно уделять в течение жизни ребенка с особыми потребностями не только лечению, но и его психическому развитию, формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учетом специфики имеющегося дефекта).

Первые годы жизни малыша наиболее драгоценные для развития психики, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой.

Основной потребностью всех детей, и детей-инвалидов в том числе, являются любовь, пища, кров и возможность познавать себя и окружающий мир. Ребенку-инвалиду труднее постигать окружающий мир. Родители должны знать, что каждый ребенок развивается в трех областях: физической (тело), умственной (интеллект) и социальной (общение).

Решающую роль в развитии и раннем обучении любого ребенка играют родители и другие члены семьи. Детям, отстающим в развитии необходимо стимулирование – разговоры, музыка, игры, яркие впечатления, также они нуждаются в большей помощи и систематических занятиях во всех областях, чем здоровые дети.

Области развития, в которых ребенку можно помочь путем раннего стимулирования и обучающих занятий:

Этапы построения домашней программы специального обучения и стимулирования детей с особыми потребностями

Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.

Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это – «золотое правило реабилитации».