В соответствии с программой воспитания и обучения детей, по которой работает сейчас наш детский сад и, которая называется «Детство», в подготовительной к школе группе раз в неделю проводятся занятия по подготовке детей к обучению грамоте. Цель таких занятий – формирование слухового анализа речи.
Задачи, которые решаются в процессе подготовки детей к обучению грамоте:
- учить различать гласные и согласные звуки, упражнять в звуковом анализе слов;
- познакомить с соответствующими образами звуков – буквами (печатный шрифт);
- познакомить со слоговым составом слов;
- дать представление о предложении.
Звуковой анализ слов:
- Называть гласные и согласные звуки, знать отличие в их произношении
- Придумывать слова, начинающиеся на гласный звук (на согласный).
- Различать твердые и мягкие согласные, придумывать слово с твердым согласным и мягким (замок - зебра).
- Определять количество звуков в слове, их последовательность.
- Составлять схему слова, обозначая гласные звуки красным кружком, твердые согласные - синим, мягкие согласные – зеленым.
- Определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова ( звук м – машина, самокат, дом).
- Придумывать слова с заданным звуком в начале слова, в середине слова, в конце слова.
Слоговой состав слова:
- Учить произносить слова по слогам, желательно с прямыми открытыми слогами (ма-ма, ма-ши-на).
- Определять количество слогов в слове (для этого, тыльная сторона ладони подносится к подбородку, ребенок должен почувствовать, что при произнесении слова по частям – слогам, рот открывается столько раз, сколько слогов в слове), называть слоги по порядку и в разбивку.
- Придумывать слова с заданным количеством слогов.
Работа над предложением:
- Определять количество слов в предложении (2-5), отхлопывая в ладоши каждое произнесенное слово, называть слова по порядку и по заданию («Назови третье слово, первое и т.д.)
- Составлять схему предложения, где каждое слово обозначается черточкой, например «Девочка рисует котенка». ( /____ _____ ____ _____.)
- Составлять предложения из определенного количества слов с заданным словом, по картинке, на предложенную тему, по заданной схеме.