Печать
Категория: Новости
Просмотров: 274

В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».

 

Составляем портфолио будущего первоклассника

Ясно, что составление портфолио – дело длительное и достаточно затратное по уси­лиям. Поэтому, прежде всего, нужно опреде­литься с его целесообразностью для дошкольников.

Повторим, цель составления портфолио дошкольника как будущего первоклассника состоит в следующем: отразить мир представлений ребенка о себе для себя и мир представлений о себе для других.

Портфолио будущего первоклассника стоит формировать в течение года в подготовительной к школе группе. Это вполне достаточный срок для получения содержательно наполненного и качественно оформленного портфолио. Более того, именно в старшем дошкольном возрасте концентрируются психологические достижения ребенка, и он начинает осознавать свой рост, понимает его направление и, самое главное, интуитивно определяет четкую перспективу своего взросления –      переход из детского сада в школу.

Составление портфолио должно стать совместным делом, в которое включены дети, родители и воспитатели. Задача воспитателя состоит в том, чтобы каждый ребенок видел себя центральным звеном работы над собст­венным портфолио, принимал в его составлении и оформлении деятельное участие. Родители вовлекаются в работу над портфолио как «соучредители» этого проекта. Однако воспитателю следует избегать ситуации, когда ини­циатива полностью передана семье; следствием этого может стать перекос, связанный с отношением родителей, и ребенок будет отстранен от работы, его деятельность может приобрести созерцательный характер. В данном случае цель работы над портфолио становится заведомо недостижимой.

Портфолио будущего первоклассника должно быть обозрим для ребенка, в том числе и в материализованной форме, поэтому в него стоит включить пять страниц. Желательно, чтобы они стали основой для дополнения соот­ветствующего раздела на следующем этапе развития ребенка – в начальной школе. Важно, чтобы на страницах портфолио нашли место значимые для ребенка материалы о нем самом, его семье, детском саде, его месте в системе общественных отношений. Исходя из этого, структура портфолио включает пять страниц: «Это я», «Моя семья», «Мой детский сад», «Я – будущий школьник», «Сюрпризная страница».

На странице «Это я» размещаются анкетные данные ребенка: фамилия, имя, отчество, дата рождения. Их многие дети могут записать сами, так как к старшему дошкольному возрасту уже умеют писать печатными буквами. Стоит поместить и фотоснимки, где главным действующим лицом является автор портфолио. Кроме того, здесь может появиться «эволюционная лестница», показывающая ретроспективу и перспективу социального движения будущего первоклассника. Изюминка данной страницы - ее оформление. Хорошо, если ребенку при размещении материалов удастся применить разные техники рисования и конструирования. Это позволит ему продемонстрировать смекалку, широту кругозора, нестандартность видения мира. Задача взрослых – помочь ребенку не растеряться в этом творческом деле.

Страница «Моя семья» предназначена для отражения позитивных интересов семьи ребенка. Страницу готовит семья ребенка при условии консультирования со стороны воспитателя. До начала работы родителям важно разъяснить основную идею портфолио и то, каким образом может быть устроена и оформлена семейная страница. Как правило, на ней размещают «Генеалогическое древо», показывая состав семьи, межпоколенные связи, род занятий членов семьи, их увлечения. Здесь может быть размещен рисунок ребенка «Моя семья» или коллаж на ту же тему, изготовленный совместно с родителями. С помощью тематической подборки фотографий может быть интересно проявлена линия организации досуга семьи: семейные праздники, традиции, обычаи.

Страница «Мой детский сад» выступает как своего рода дневник жизни ребенка в детском саду. Способы ее оформления разные: в виде кинофильма, карты, коллажа, комиксов. Инте­ресно, если страница построена по тематиче­скому принципу: «Один день в детском саду», «Я и мои друзья», «Я расту в детском саду», «Карта детского сада», «Играю и расту» и др. Конечно же, тема и способ подачи материала должны находиться в прямом соответствии и быть доступны ребенку, как по содержанию, так и по структуре. Немаловажными являются материалы, позволяющие с гордостью вспо­минать о детском саде и группе и с увлечением рассказывать окружающим о днях, в них проведенных.

«Я - будущий школьник» - страница, на которой одновременно стоит отразить достижения ребенка как будущего ученика и перспективу его школьной жизни. Здесь можно разместить фотографии  работ ребенка, победивших на конкурсах, сопроводив их копиями соответствующих грамот. При этом фотография работы должна по размеру превосходить копию грамоты, чтобы подчеркнуть ценность труда и познавательной активности ребенка, а не отметки. Или можно поместить составленный ребенком с помощью родителей короткий фоторепортаж о школе, в которую пойдет учиться будущий первоклассник. Хорошо, если рядом будут размещены рисунки ребенка или его рассказы о школе, записанные воспитателем. В об­щем, страница «Я - будущий школьник!» должна позволить ребенку и его семье создать проекцию на следующий период жизни, а также дать возможность показать окружающим стремление ребенка к взрослению, его заинтересованность школой, мотивы обучения и возможные способы их реализации.

«Сюрпризная страница» составляется воспитателем втайне от ребенка и его родителей. Заложенная в ней интрига будет раскрыта в момент расставания ребенка с детским садом и педагогами. На «Сюрпризной странице» с по­мощью различных художественных техник воспитатель отражает две линии своего отношения: «такой, как ты, единственный, и наша встреча не случайна» и «перед тобой открыт трудный, но интересный путь школьной жизни». На данной странице можно поместить слайд-фильм или коллаж, содержащий моменты сотрудничества воспитателя с ребенком. Здесь может оказаться и письмо воспитателя своему воспитаннику, написанное печатными буквами, чтобы он мог самостоятельно его прочесть, и иллюстрированные стихи или тексты воспитателя на тему «Кем быть?». На этой странице может оказаться и талисман, который передает воспитатель будущему первокласснику. Наполнение данной страницы целиком зависит от фантазии воспитателя и характера реальных отношений в группе. При этом важными условиями являются безоценочность, доброжелательность, этичность со стороны педагога.

Общие правила составления портфолио

·Вовлечение ребенка и родителей в составление портфолио должно происходить на основе сознательного приятия ими задач работы. В ином случае портфолио составлять не нужно.

·Необходимо сохранить индивидуальный характер портфолио каждого ребенка. Это позволит отразить особенности его личности: способности, социальные контакты, нюансы поведения.

·Следует избегать шаблонности в оформлении портфолио при сохранении его общей структуры. Работа над портфолио - труд творческий, поэтому нельзя предлагать детям схемы для раскрашивания, заполнения картинками и текстами. Качество оформления зависит от применяемых техник, а не от шаблонов.

·Содержание портфолио должно включать только ту информацию, которая может быть обнародована и способствует раскрытию личности ребенка. Конфиденциальную или неточную информацию следует исключить из порт­фолио.

·В портфолио можно включать только те работы, которые имеют положительный отклик как самого ребенка и его родителей, так и окру­жающих (воспитателей, специалистов детского сада, учителей). Составление портфолио в обязательном порядке должно сопровождаться совместным с ребенком изучением работ, которые попадут в портфолио. Это поможет будущему первокласснику осознать содержание багажа накопленных достижений и технологию создания портфолио.

·Оформление портфолио должно вестись только в совместной деятельности ребенка и взрослых. Взрослые могут записать мысли, высказанные детьми как комментарии к рисункам, фотографиям, коллажам, так как дети по-своему видят сюжеты и обозначают их «своим языком».

·Работа над портфолио будущего первоклассника - дело сугубо добровольное! Недопустимо укорять родителей и детей в отказе от портфолио, в неудачах его составления и оформления.