Печать
Категория: Новости
Просмотров: 313

 При решении многих задач воспитания звуковой культуры речи в детском саду ведущими являются фронтальные формы работы с детьми в непосредственной образовательной деятельности. Но в силу разных причин некоторые дети плохо усваивают материал, неправильно произносят звуки или вовсе их пропускают. В этом случае необходима, среди прочих, помощь родителей, как закрепляющий и упражняющий фактор. Не все родители, даже при большом желании, имеют навыки работы по воспитанию звуковой культуры речи, владеют необходимыми методами и приемами. Одним из самых необходимых условий становления правильного произношения в домашней обстановке можно считать правильную, грамотно построенную, литературно выдержанную речь близких людей, окружающих ребенка дома. Именно она послужит примером для подражания. Не секрет, что ребенок, слыша дефекты речи от старших родственников, может перенять их, не подозревая об их неправильности. Особенно ярко это проявляется у детей младшего дошкольного возраста, когда запас впечатлений еще очень мал, работа речи двигательного аппарата несовершенна, но вместе с тем ярко выражена способность к подражанию. В таких случаях необходимо мягко, но настойчиво поправлять ребенка, не произнося неправильный звук. Эффективным методом стимуляции правильного произношения у детей могут стать совместные чтения родителей и ребенка таких поучительных детских произведений, как рассказы Н. Носова, В. Драгунского. Читая их вместе с детьми, нужно показать ребенку всю комичность такого произношения, подтолкнуть к желанию произнести тот или иной звук правильно. Плохую услугу и детям, и родителям могут оказывать неконтролируемые ими просмотры телепередач, мультфильмов, особенно последнего поколения. В них герои, на которых наши дети равняются, им подражают, зачастую шепелявят, картавят, сюсюкают, произносят слова и слово обороты, далекие от стандартов литературной речи. Ребенок хочет быть похожим на них, особенно если это Супермен, Человек-Паук и т.д. Для закрепления, полученного в детском саду материала дома можно поиграть с детьми в несложные словесные игры» «Цепочка слов», «Поймай звук», «Назови слово, «Сколько в слове частей», «Где спрятался звук?», «Скажи иначе» и т.д. Эти игры не требуют специального оборудования, особой подготовки, но хорошо развивают фонематический слух, речевой аппарат. По дороге в детский сад можно поиграть в другие словесные игры на развитие слухового внимания: «Какие звуки ты слышишь?», «Как гудит транспорт?». В это время можно повторить с детьми знакомые стихи, потешки, считалки, за клички – все это развивает у ребенка дикцию, темп, дыхание, позволяет родителям чаще произносить «неудачные» звуки с детьми, добиваясь лучшего результата. Многие родители, вопреки рекомендациям педагогов, очень рано стремятся научить детей читать в ущерб развития других речевых задатков. Механический способ обучения всегда менее эффективен чем тот, который строится на понимании звукового анализа слова. Развитие звуковой культуры речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленяя звуки шипящие, свистящие, сонорные, мягкие и твердые, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению. На помощь родителю в этом случае придут такие игры, как «Сосчитай слоги в слове», «Звуки подружились», «Какой звук потерялся», «Звуковые паровозики» и т.д.

Как только ребенок поймет слог слияние, его можно приобщать к такому увлекательному и развивающему занятию, как разгадывание ребусов. Это можно делать и раньше — когда он знакомится со звуками и буквами. Это замечательные игры с родителями: «Секретное письмо», «Разведчики», «Шпионы», «Первобытный человек». Таким образом, работая с детьми над устранением недостатков и дефектов речи, и педагогам, и родителям нужно: 1) правильно произносить все звуки родного языка, иметь ясную, четкую и отчетливую речь;

2) следить за речевым окружением детей, пресекая сюсюканья, коверканья слов;

3) больше внимания уделить развитию речевого слуха, речевого аппарата, используя для этого игровые задания, ребусы;

 4) привлекать детей к семейным чтениям, дружеской беседе.

 Итак, семья – важный элемент системы образования, где работа с детьми по воспитанию звуковой культуры речи продолжается в неформальной обстановке, закрепляется, совершенствуется. Родители, не равнодушные к будущему своего ребенка, способны совместно с воспитателями детского сада качественно улучшить, а при необходимости и исправить недостатки речи детей. Каждому из нас хочется, чтобы ребёнок был готов к этой новой и ответственной жизни. Родители спешат записать чадо на различные курсы, дополнительные занятия. И все считают, что основой успешного обучения в школе является умение читать и писать. Конечно же - это важно! Думаю, вы не думали, что развитие речи так же важно, что важен активный богатый словарь! Обратите внимание, как ваш ребёнок рассказывает о том, что увидел. Зачастую он с трудом подбирает нужные слова, использует слова - паразиты. Очень важно количество слов в словаре вашего ребёнка при овладении в дальнейшем грамотным письмом, ведь применение многих грамматических правил необходимо быстро, а главное – правильно подобрать проверочное слово. Это будет возможно лишь при достаточном словаре, понимании значения каждого слова т.е его смыслового родства с другими. К 6-7 годам словарь уже в основном сформирован. Дальше ребёнок будет его пополнять за счёт услышанных и усвоенных на экскурсиях занятиях, прочитанных произведений, при обучении рассказыванию с помощью словесных игр.

 Уважаемые родители! Поиграйте, многие игры не требуют много времени (10-15 минут родительского времени). Игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря:

Необходимо учить детей подбирать и различать слова, близкие и противоположные по значению. Эти слова называются синонимы и антонимы.

Предлагаемые упражнения помогут развивать речь ребёнка, он сможет выражать свои мысли более связанно и правильно. Эти упражнения способствуют развитию внимания, памяти и мышления. Старшая группа: Мышцы артикуляционного аппарата ребёнка на 6 году жизни считаются достаточно окрепшими, дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Считается, что 5летний ребёнок имеет достаточно развитый фонематический слух. То есть, он не только хорошо слышит звуки речи, но способен выполнять предлагаемые задания (связанные выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов), производить подбор слов на предлагаемые звуки, выполнять другие, более сложные задания. Например:

Ребёнок старшего дошкольного возраста отличается от ребёнка 4 -5 лет. Личность ребёнка развивается в целом, он начинает мыслить на основе общих представлений. Внимание ребёнка становится более целенаправленным и устойчивым, совершенствуется деятельность, расширяется круг интересов. Происходит расширение и углубление круга представлений, рост словарного запаса ребёнка. 2500-3000 слов, таков словарный запас ребёнка 5-6 лет. Предлагаю вам игры-упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов и антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование: · «Наоборот» Родитель называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать пропущенное взрослым слово. Например: лимон кислый, сахар (сладкий); дорога длинная, тропинка (короткая); ручеёк узкий, река (широкая). Посмотри и расскажи. Во время выполнения этих заданий ваш ребёнок в игровой форме научится правильно согласовывать числительные с существительными, образовывать относительные прилагательные и согласовывать местоимения с глаголами. Играем дальше!

  1. Я бегу, бегу, бегу, 1. Мы бежим, бежим, бежим, Я на месте не стою. Мы на месте не стоим.
  2. На скамейке я сижу 2. На скамейке мы сидим И о чем – то говорю. И о чем – то говорим.
  3. Я гуляю, загораю 3. Мы гуляем, загораем, Землянику собираю. Землянику собираем. Загадывайте загадки об овощах, фруктах, домашних и диких животных; о посуде, мебели, транспорте… Попросите объяснить как ребёнок догадался.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно  строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.