Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем (Е. Голигорова, 2009)

  1. Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.
  2. Унификация полов: «маскулинизация» женщин и «феминизация» мужчин.
  3. Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.
  4. Спад инициативы (подчинение и исполнение).
  5. Повышение неадекватных форм поведения среди молодежи.
  6. Обострение проблемы одиночества, нестабильность супружеских отношений.
  7. Неумение юношей и девушек выбрать верные жизненные ориентиры.
  8. Несоблюдение необходимого перераспределения социальных ролей мужчины и женщины с учетом различия между полами.

Как можно решить данную проблему? Что делать?

  1. Поднять население со стульев, кресел и диванов, дать возможность активно двигаться, сделать привлекательной физкультуру, а не спорт.
  2. Сделать среду обитания не только комфортной, но и соответствующей физиологическим особенностям человека.
  3. Наладить контроль над питанием.
  4. Качественно перестроить систему образования: кардинально изменить цели образования: научить учиться (в соответствии с гендером), а не давать готовые знания, сделать методы и технологии обучения здоровьесберегающими и здоровьеразвивающими в физическом и психическом смысле использовать дифференцированный подход к обучению мальчиков и девочек.

С чем связан дифференцированный подход к обучению мальчиков и девочек?

Разный биологический возраст мальчиков и девочек.

Мальчики дошкольники и младшие школьники более правополушарны, чем девочки, а юноши и взрослые мужчины (отцы) делятся на две группы: левополушарников и правополушарников.

У девочек и женщин (матерей) специализация полушарий мозга меньше и индивидуальный разброс менее выражен.

У девочек и женщин пучок нервов, который соединяет два полушария, на 20% толще, чем у мальчиков и мужчин, то есть легче происходит обмен информацией между полушариями мозга.

Процессы адаптации у девочек и женщин протекают легче.

Мальчики и девочки развиваются и созревают разновременно.

Разный энергетический потенциал.

Неодинаковые интересы и мотивации.

По-разному реагируют на наказание, поощрение, стресс.

В семье и школе девочки могут вытеснять мальчиков на периферию жизни в неформальные уличные сообщества.

Помочь ребенку узнать свой пол

Мальчики и девочки – это не только куклы и машинки, капризы и драки, пятерки или замечания в дневниках. Миры мальчиков и девочек чем-то похожи, но в чём-то отличаются.

Мы, взрослые, тоже из этих миров, но пожалуй, во многом утратили способность видеть, слышать, чувствовать так, как это было в детстве.

Чтобы понимать своих детей, важно помнить, что перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Как помочь нашим детям стать непохожими друг на друга мужчинами и женщинами и чувствовать себя на своем месте?

Как исправить влияние общественного мнения, утверждающего, что в современном мире «девочки и мальчики равны»?

Девочки и мальчики.

С самого рождения начиная с первых месяцев жизни мальчики обладают более изменчивым настроением, их труднее успокоить.

Новорожденные девочки более стабильны в эмоциональном отношении, они улыбаются и подают голос раньше мальчиков.

Мальчики растут более подвижными, выносливыми, агрессивными и проявляют свой гнев более ярко.

У девочек высока восприимчивость к эмоциональному настрою окружающих. Так они чаще новорожденных мальчиков «отвечают» на плач другого ребенка. Маленькие девочки начинают говорить раньше и более складно.

Мальчики играют все вместе, они ценят дух соревнования и любят потасовки.

Начиная с двухлетнего возраста, девочки играют в небольших группах, они ценят интимность обстановки, сотрудничество, отчуждение.

Нужно ли воспитывать мальчиков и девочек одинаково?

Это в любом случае невозможно. Какими бы то ни были наши намерения и наши представления о равенстве полов, мы обращаемся с мальчиком и с девочкой по-разному (произносим разные слова, используем разные жесты). Мы интуитивно чувствуем: их психика различается. Но так получается не у всех родителей и не всегда просто потому, что в воспитании очень сильны наши проекции (бессознательные страхи и тревоги) и собственные нарцистические переживания.

Нередко чувства, направленные на ребенка, вытесняют ощущения собственного дискомфорта. Родители, например, чаще ругают активных, подвижных мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям всего по два года.

Но такое поведение взрослых влияет и расхожее представление и женской и мужской ролях в обществе. Оно настолько запечатлелось в сознании многих поколений, что проявляется в поведении помимо нашей воли.

Какие правила применимы к обоим полам?

Дети должны усвоить общие для всех людей ценности, табу, нормы поведения и отношений между людьми, составляющие основу жизни в любом обществе: уважение к себе и к другим, умение делать выбор и нести ответственность за него, толерантность, милосердие… Эти жизненные ценности не имеют гендерных особенностей.

Что стоит позаимствовать из воспитания в стиле «унисекс»?

Мальчиков и девочек можно и нужно ставить в равное положение во всем, что касается выполнения домашних обязанностей: это поможет ребенку со временем стать самодостаточным взрослым.

Чем больше у него будет привычных умений и бытовых навыков, тем легче ему будет жить дальше.

Родители должны дать понять мальчику, что его мужественность не пострадает от того, вымоет посуду, а девочке - что она не перестанет быть женственной, если сумеет вбить в стену гвоздь.

Родителям следует понять, и тогда они смогут это донести до своих детей, что мужчина может жить в согласии со своей женской составляющей, не отказываясь от мужественности, а женщина может быть вполне женственной, принимая свои мужские черты. И никто при этом не утратить (мужской иди женской) привлекательности. И конечно, для всех детей важен навык внимательного, открытого и инициативного общения.

Почему у мальчиков и девочек разный стиль мышления, выражения эмоций?

За этими различия – длительная эволюция мужского и женского пола, разные механизмы организации мозга, а, следовательно, и психики.

У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки.

У девочек примерно на шесть лет раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.

Именно поэтому они легче усваивают алгоритмы и правила, любят задания на повторения, много и с удовольствием говорят.

Мальчики младше девочек-ровестниц по биологическому возрасту. У них позже развиваются лобные доли мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением.

Именно поэтому мальчикам труднее выполнять сложные (многоэтапные) поручения взрослых. Они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность.

Новую информацию они анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного), девочки – с помощью левого.

Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

Барби, помада, розовое платье - почему девочки это любят?

В возрасте от двух до шести лет девочка начинает ощущать с вою принадлежность к женскому полу, свою женственность. И даже если нам не всегда нравится жеманство, важно поддерживать стремление «ощутить себя женщиной», позволить ей изучать различные аспекты привлекательности, платья, украшения.

Тo же касается и кукол: общество и культурная среда демонстрирует обладающих половыми признаками персонажей, которые помогают детям определять свою половую идентичность. Отказывать ребенку в познании их неразумно.

Если мальчики играют в войну, не вырастут ли они агрессивными?

Игра в войну (бег, крики, потасовки) помогает маленькому мальчику разрядить накопившуюся энергию. В игре он развивается физически, учится регулировать свою силу.

Эти игры могут принести вред, если дети играют « в войну бандитских группировок» или копируют «бои без правил» из фильмов. В этот момент они учатся решать свои проблемы не словами, а недозволенными приемами и ударами.

Проявлять свою агрессивность девочки и мальчики начинают одновременно. Некоторые психоаналитики считают, что фаллическое начало делает поведение мальчиков активным и вызывающим.

Девочки, чьи половые органы «внутри» более склонны к самонаблюдению и пассивности.

Эти психологические различия, обусловленные половой принадлежностью, подкрепляются культурными представлениями, которые одобряют дух соревнования у мальчиков.

Биологи, со своей стороны, подчеркивают важность мужского гормона тестостерона, который стимулирует мужскую агрессивность. Запрещать драки и споры во имя принципа ненасилия – значит подавлять их естественные потребности.

Лучшее, что родители могут сделать, признать реальность переживаний своего ребенка, помочь ему назвать их: «Ты сердишься, тебе хочется стукнуть этого Васю…» и учить сына выражать свои чувства позитивно.

Не стоит пугаться его агрессии и злиться, иначе ребенку в результате придется справляться с двойной агрессией – своей и родительской.

Могут ли занятия танцами повлиять на сексуальную ориентацию мальчика?

Мальчики становятся гомосексуалистами не потому, что в детстве им не нравилось играть в куклы или заниматься танцами. Гомосексуальность формируется в силу других причин, которые мало зависят от стиля воспитания.

Гомосексуализм нередко связан с тем символическим местом, которое отец или мать ребенка занимает в семье.

Возможно, сын видит, как отец смотрит на маму и пытается её копировать, потому что ему не хватает общения с отцом. Таким образом он пытается обратить на себя его внимание.

Если родители отправляют сына заниматься танцами, а дочку на занятия боксом, потому что считают, что это хороший способ развить грацию движений у одного и физическую сноровку другой, то почему бы и нет?

Такой выбор может быть рискованным только в том случае, если на месте своего сына или дочери родители бессознательно желают видеть ребенка другого пола.

Оцените разницу…

Мальчик готов отвечать на любой вопрос, лишь бы не произнести : «Не знаю!»

Девочка не зная ответа на вопрос, прямо скажет об этом.

Мальчику важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному» Девочки легче усваивают алгоритмы и правила и лучше обучаются последовательно «от простого к сложному»

Мальчики обычно не следят за мимикой взрослого (правильно ли я отвечаю?), но чутко реагируют на его состояние: если взрослый спокоен, доброжелателен, мальчику легче заниматься.

Девочкам общение со взрослыми важнее знаний: на занятиях она смотрит на него, ловит нюансы его мимики и подстраивается к нему.

Мальчики с некоторым трудом воспринимают язык большинства учебников.

Девочки быстрее схватывают новый материал, раньше начинают читать, легче учит грамматику.

Мальчики опираются на «дальнее зрение», поэтому любит догонялки, бросать предметы в цель, охотно расширяет свое пространство по вертикали: лазает по деревьям.

У девочек более развиты «ближнее зрение» и мелкая моторика, поэтому они любят небольшие игрушки. Играть и заниматься им комфортнее в ограниченном пространстве.

Чтобы поддержать мальчика, скажите: «Задание очень сложное, но ты справишься»

Чтобы поддержать девочку, скажите: «Задание не очень сложное, ты уже такое делала»

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 37 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

Ошибка в тексте?

Система Orphus

© Оф.сайт Детского сада №75 г.Чита, 2012-2024

Полезные ссылки