Контактная информация:
672010 Забайкальский край, г. Чита, ул. Баргузинская, 13
телефон: (3022) 35-76-61
e-mail: ds_chita_71@chita.e-zab.ru
проезд: тролейбусом №1, №3, №6 - остановка «Горбольница»

 

 График дежурства: 1.Самсонова Наталья Валентиновна, заведующая.

Понедельник, среда, четверг с 7.30‒15.30; вторник с 8.00‒19.30

Электронная почта: ds_chita_71@chita.e-zab.ru

Телефон: (3022)  35-76-61

2. Клейменова Елена Сергеевна, заместитель заведующей по МВР.

График дежурства:

Понедельник, четверг с 11.30‒19.30; среда с 10.00‒ 18.00; вторник, пятница с 7.30‒15.30

Электронная почта: ds_chita_71@chita.e-zab.ru

Телефон: (3022)  35-76-61

3. Писарева Наталья Юрьевна, зам.зав.по АХЧ

График дежурства:

Среда, пятница с 11.30‒19.30

Электронная почта: ds_chita_71@chita.e-zab.ru

Телефон: (3022)  35-76-61

 

35-76-61

Система Orphus

Кто на сайте

Сейчас на сайте 129 гостей и нет пользователей

Учитель-логопед: Аброскина М.А.

Цель: сформировать у воспитателей ДОУ представления о звуко-буквенном анализе и синтезе слов у детей дошкольного возраста

Обучения детей элементам грамоты в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. Современная школа, согласно ФГОС, требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний в той или иной области действительности.

Поэтому уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть определенной системой знаний, которая станет основой будущего изучения предмета. Звуковой анализ - это умение выделять отдельные звуки, различение звуков по их качественным характеристикам, определение порядка звуков в слове. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных.

Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв.

Дети пяти лет после занятий в средней группе должны быть подготовлены к овладению звуковым анализом: они умеют интонационно выделить (услышать) согласный звук в слове и определить первый гласный звук в словах ([А, У, И, О])!

Но чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели (на практике применяется «Технология моделирования»).

С этой целью используется картина-схема звукового состава слов. На ней изображается предмет, слово-название которого ребенок разбирает и ставит ряд фишек под рисунком по количеству звуков в слове.

Рисунок помогает все время видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками.

Основной вид упражнений, развивающий фонематические способности учащихся, - это фонематический разбор.

Знакомство с учебной программой показывает, что под фонематическим разбором понимается звуко-буквенный разбор. Однако в методике различают собственно фонематический (звуковой) и фонематико-графический (или звуко-буквенный) разбор. Цель первого - характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам, второй включает в себя собственно фонематический разбор лишь как свою первоначальную ступень, так как главной задачей он имеет соотношение звуковой структуры слова с её буквенным обозначением.

Собственно звуковой разбор дети выполняют в подготовительный период обучения грамоте. С переходом к изучению букв звуковой анализ слов нельзя исключать из употребления!

Однако, отмечая важность собственно фонематического разбора, нельзя не признавать, естественным, что основным видом упражнений с момента знакомства детей с буквами становится звуко-буквенный разбор в своих двух разновидностях.

Если мы хотим добиться, чтобы ребенок реально оперировал звуками, то есть чтобы развивался его фонематический слух, целесообразно проводить звуковой разбор в такой последовательности:

1. Произнеси и послушай слово.

2. Найди ударный слог.

3. Произнеси слово по слогам.

4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

5. Обозначь выделенный звук условным значком.

6. Действуй так до конца слова.

7. Произнеси подряд все названные звуки. Послушай, получилось ли слово.

Данный суммированный вид деятельности является результатом работы по ознакомлению с гласными звуками (А,У,О,И,Ы,Э) и некоторыми согласными звуками в старшей группе!!!!

Прокомментирую каждый пункт этого плана.

1. Произнеси и послушай слово. Этот этап в работе над словом исключительно важен для развития фонематического слуха ребёнка, которому предъявляется объект предстоящего анализа. Звучащее слово существует мгновение. Затем исчезает. Оно невидимо, неосязаемо. При этом необходимо следить за тем, чтобы учащиеся произносили слова в соответствии с нормами русского литературного произношения. Таким образом, первый этап работы со словом при звуковом анализе становится ещё и средством воспитания у учащихся культуры устной речи.

2. Найди ударный слог. До вычленения отдельных звуков в слове необходимо найти ударный слог, так как от этого иногда зависит лексическое значение слова. Например: [замо‘к], [за‘мок]. При этом дети должны знать, что ударный слог есть только в полном слове.

3. Произнеси (отхлопай) слово по слогам. Дошкольник должен дважды произнести слово. В первый раз он произносит его целиком с вопросительной или звательной интонацией, которая помогает легко найти ударный слог. Второй раз слово произносится по слогам.

4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Это собственно начало звукового анализа слова. Детей надо научить звук протянуть, искусственно удлинить его или как-то по-другому обозначить. Например, если звук взрывной ([к], [д]) его можно повторить [ккот] или произнести с усилием на выдохе. Это поможет лучше услышать звук. Вычленяя звук в полном слове, ребёнок контролирует, не искажается ли при этом слово, так как между лексическим значением и звучанием слова существует неразрывная связь. Искажение одного из элементов этой целостной связи разрушает её.

5. Обозначь выделенный звук условным значком. На этапе звукового анализа слова его запись условными значками каждого звука не должна быть связана с буквенной символикой. Дети, ведомые педагогом, запишут слово транскрипционными значками так: обозначение мягких и твёрдых согласных, гласных звуков цветными фишками. На первых порах для звукового анализа используются слова, в которых нет орфограмм (т.е. отбираются слова без йотированных гласных, произношение совпадает с написанием).

Звуко-буквенный анализ - один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове, правильно их называть и охарактеризовывать; умения соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.

Пример звуко-буквенного анализа слова:

Раздать карточки (картинка, очерченные пустые кружочки для написания звуков слова; звуковые цветные фишки появляются в процессе работы)

II. Выяснить:

1. Что изображено на рисунке?

2. Делим слово на слоги, считаем их.

3. После проведенного звукового анализа ставим ударение карандашом или полоской-ударением. Во время звукового анализа даем характеристику звукам: гласный - ударный, безударный; согласный - твердый, мягкий, звонкий, глухой. Обозначение звуков цветными фишками (зелёная, синяя, красная,) в соответствии с характеристикой звука.

4. Записать (обозначить из разрезной азбуки) слово буквами. Посчитать буквы в слове. (Данный вид деятельности проводится в подготовительной к школе группе!)

5. Посчитать кружочки со звуками.

6. Звуковых кружков (фишек) и букв больше, меньше или одинаковое количество? (Если анализ слова с мягким согласным в конце слова)

7. Давайте выясним, почему в слове «СОЛЬ» буква Ь не обозначает звука?

Источники:

методическая литература и интернет-источник

Спасибо за внимание!

© CopyRight МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 71" г. Чита, ул. Баргузинская, 13, 2011-2024, создание сайта: «Меридиан»