Контактная информация:
672010 Забайкальский край, г. Чита, ул. Баргузинская, 13
телефон: (3022) 35-76-61
e-mail: ds_chita_71@chita.e-zab.ru
проезд: тролейбусом №1, №3, №6 - остановка «Горбольница»

 

 График дежурства: 1.Самсонова Наталья Валентиновна, заведующая.

Понедельник, среда, четверг с 7.30‒15.30; вторник с 8.00‒19.30

Электронная почта: ds_chita_71@chita.e-zab.ru

Телефон: (3022)  35-76-61

2. Клейменова Елена Сергеевна, заместитель заведующей по МВР.

График дежурства:

Понедельник, четверг с 11.30‒19.30; среда с 10.00‒ 18.00; вторник, пятница с 7.30‒15.30

Электронная почта: ds_chita_71@chita.e-zab.ru

Телефон: (3022)  35-76-61

3. Писарева Наталья Юрьевна, зам.зав.по АХЧ

График дежурства:

Среда, пятница с 11.30‒19.30

Электронная почта: ds_chita_71@chita.e-zab.ru

Телефон: (3022)  35-76-61

 

35-76-61

Система Orphus

Кто на сайте

Сейчас на сайте 265 гостей и нет пользователей

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ»

   В современном мире проблема социального развития детского поколения становится одной из актуальных. Родители, педагоги  и все общество как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

      В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

     Социализация – это процесс вхождения человека в культурное сообщество. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А.В.Мудрик). К основным особенностям современной социализации детей можно отнести следующие:

- длительность протекания (по сравнению с предыдущими поколениями), что связано прежде всего с изменениями статуса детства;

- гуманистическую направленность в отношении общества к детству, что проявляется в осознании ребенка основной ценностью семьи и общества;

- новые требования к характерологическим,  профессиональным чертам будущих членов общества;

- изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций.

     Социализация – это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Одновременно это и создание нового социокультурного опыта, т.е. идет не только подстройка под социум, а формирование самого социума. Для старших дошкольников можно выделить следующие задачи социальной адаптации:

 - развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления;

 - формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.

    Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

По данным исследований Ю.А.Дунай, Е.И.Комкова выявлено, что 23% детей не могут овладеть социальной нормативностью и оценочными  эталонами без специальной помощи взрослого. Таким образом, работа в данном направлена актуальна и необходима. Глобальная цель нашей работы интеграция ребенка в социум через осознанное принятие социальных норм и правил поведения

Введение сюжетно-ролевых игр в образовательную деятельность ОУ способствует эффективной социальной адаптации детей. Игра ребенка развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от интересов. В игре проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами. Механизмом социализации ребенка становится его способность к идентификации себя с другими людьми, а также со сказочными персонажами. Ребенок обычно стремится идентифицироваться с образом, который производит на него большое эмоциональное впечатление. Через идентификацию он познает большинство этических эталонов на основе развиваются его личностные качества (вежливость, тактичность, чуткость). Соотнесение своего н6равственного «Я» с эталоном и с «Я» других людей стоит ребенку большого эмоционального и умственного напряжения, но это и есть начало развития его рефлексивных способностей (В.С.Мухина, 1979)

В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает потребность в общении со сверстниками и взрослыми. Желательны совместные действия педагога, музыкального работника и хореографа.

Вживание в роль, овладение почерком движений, мимикой, спектром эмоций, поиск неожиданных решений, умение совладать с ситуацией – все это способствует социально-личностному развитию ребенка (растет его социальный интеллект). Снимается страх перед публичными выступлениями, многие телесные зажимы, речь становится интонационно богаче, движения пластичны. У многих младших школьников существует страх перед устными ответами, ответами у доски, страх ошибки, которая будет осмеяна одноклассниками – сюжетно-ролевые игры являются  профилактикой возникновения и способствуют избавлению от  тревоги и страхов.

 СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА  КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

      Сюжетно-ролевую игру планируют по следующему алгоритму:

  1. Выбор темы. Выбор игр, которые педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей.
  2. Педагогическая разработка плана игры. Это наметки сюжета игры, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.
  3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
  4. Создание воображаемой ситуации. Очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла радость творчества.
  5. Распределение ролей.
  6. Начало игры. Важно позаботится о создании интересного игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация.
  7. Сохранение игровой ситуации. Педагог должен соблюдать условия сохранения у детей стойкого интереса к игре: не разрушать воображаемую ситуацию; меры педагогического воздействия осуществлять в игровом ключе.
  8. Завершение игры. Необходимо позаботится о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей яркое позитивное эмоциональное состояние и желание внести в жизнь все лучшее, что приобретено в игре.

          Структура и содержание сюжетно-ролевых игр должны быть доступны детям, связаны со знакомыми событиями. А для расширения кругозора рекомендуется введение новых, мало или незнакомых ситуаций: «Аэропорт», «Гостиница», «Турагентство», «Дом мод», «Исследователи Космоса», «Экспедиция на Марс», «Бизнесмен», «Детское кафе», «Строительство», «Служба спасения» «Исследователи моря». Большой акцент делается на игры с современным содержанием. Эти игры способствуют обогащению словарного запаса детей, развивают познавательный интерес. Сначала проводится подготовительная работа по подгруппам (в течение 2-3 недель) по следующей схеме: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказа, подбор кинофильма, радиоспектакля, мультфильма. Создаются условия для реализации игры:  декорации, маски, костюмы, карты, схемы, предметы-заместители.

Также можно предложить детям возможность самим придумать сюжет, роли. Возможно преобразование сказки или сюжета известной игры с внесением новых элементов, введением новых персонажей, придумывание новых историй. Как известно сказки заканчиваются победой добра над злом. А если придумать новый конец, где зло изменяется и становится добром?  Уничтожить просто, а вот убедить в своей правоте, показать преимущества хорошего поведения над плохим…Для этого необходимо подобрать народные пословицы и поговорки, песни, просмотреть мультфильм, кинофильм, анекдоты. Яркий свежий пример – воздействие на Змея Горыныча из мультфильма «Иван царевич и серый волк».

   Предпочтителен постепенный переход от прямого руководства игрой (активное воздействие на детей) к косвенному воздействию (с помощью совета, вопроса, подсказки), в дальнейшем к самостоятельной игре детей.

В силу высокоинформационной нагрузки в ДОУ и дома у большинства детей отмечаются дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, приводящая к появлению гипокинезии, вызывающе     серьезные изменения в организме ребенка. Поэтому рекомендуется давать детям возможность больше двигаться во время сюжетно-ролевых игр, избегать статичных поз, обращать внимание на  выполнение действий людей разных профессий.

В связи с гендерным аспектом социализации необходимо учитывать в ролевом составе достаточное количество мужских и женских ролей, рассказывать ребятам о профессионально важных качествах необходимых для той или иной профессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Игра – одно из сложных и спорных понятий философии и психологии: до сих пор ведутся споры о том, для чего она нужна, какие задачи выполняет присутствие этого "излишества" в человеческом бытии. "Игра в бисер" Г.Гессе, "Человек играющий" (Homo ludens) Й. Хейзинги – все эти явления свидетельствуют о том, что именно посредством лишнего, неочевидного с точки зрения прагматического смысла осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в возможности подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования. Именно в игре создается нечто новое, чего не было раньше. Это относится и к играм детей. То, что "проиграно", превращается затем в реальность.

Основной трудностью в форсировании  социальной адаптации с помощью обогащенных социально-ролевых игр может стать отсутствие внутренней мотивации педагога. Как пробудить в воспитателе внутреннего ребенка? Как облегчить (ускорить) процесс вхождения в педагогическую импровизацию? Также необходим определенный опыт режиссерской работы, что также требует от педагога дополнительных усилий и временных затрат. Следует активно использовать помощь родителей, возможно превращение отработанной сюжетно-ролевой игры в спектакль для родителей. Возможно проведение предварительной работы с педагогическим коллективом, в форме семинара или сюжетно-ролевой игры с целью разъяснения и «заражения» игрой (вспомним фильм «Какая чудная игра» с Олегом Меньшиковым).

   Результаты нашей работы свидетельствуют об эффективности использования обогащенных сюжетно-ролевых  игры в процессе социализации дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Ознакомление дошкольников с социальным миром. – М.: ТЦ Сфера, 2012г.
  2. Зайцева И.В., Ветрова И.Н. Сюжетно-ролевые игры // Воспитатель ДОУ. 2009 г, № 10.С.48-56.
  3. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Красильникова Т.Н., Батуева О.А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми с ОНР // Дошкольная педагогика. 2013, № С.40-45.

© CopyRight МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 71" г. Чита, ул. Баргузинская, 13, 2011-2024, создание сайта: «Меридиан»