Зуйкова Наталья Владимировна
Учитель-логопед
И снова двойка, и снова недоумевают родители: «Почему уже в начальной школе моему, самому умному ребенку так легко даются точные науки, а освоение родного русского языка вызывает большие трудности? Ведь он пошел в школу уже читающим?».
Родители, к сожалению, не понимают, что научить ребенка читать – это не есть его готовность к школьному обучению.
Причина допускаемых ребенком ошибок в письменной речи кроется не в том, что он не выучил правила или не смог их применить при письме. Характер ошибок обусловлен недоразвитием устной речи ребенка, прежде всего:
- недостаточным уровнем сформированности фонематического слуха (отсутствие умения воспринимать фонемы русского языка, слышать их, различать на слух и в произношении, определять наличие заданного звука в слове, количество звуков в слове, их порядок). В этом случае отмечается замена букв («бопеда» вместо «победа», «Тану» вместо «Таню», «пил» вместо «пыль», «тистит» вместо «чистит»,…), либо - нарушения звуконаполняемости слов и слоговой структуры («кичат» вместо «кричат», «сит» вместо «сидит», «довр» вместо «двор», …).;
- проблемами в развитии лексического и грамматического компонентов речи (словарь ниже возрастной нормы, несогласованность слов в предложении в роде, числе, падеже, пропуск и замена предлогов). Специфическими ошибками в этом случае выступают:
а) слитное написание служебных и знаменательных слов («У сосны» - «Усосны», «Светит луна» - «Светитлуна»,…);
б) пропуск и замена предлогов («Ваза столе стоит», «Мяч упал и стола», …);
в) нарушение согласования прилагательных и числительных с существительными («пять столы», «грязное рубашка»);
г) смешение падежных окончаний («катались на машину», «лечила зубу», …).
- несформированностью произносительной стороны речи (отсутствие, замена или искаженное произношение звуков).
Все эти составляющие речевого развития формируются в дошкольном возрасте, в сензитивный период, когда ребёнок наделён особой восприимчивостью в освоении языка, когда он приобретает определённые навыки и знания без видимых усилий и усталости и рассматриваются как результат достаточной или недостаточной подготовленности ранних ступеней речевого развития к переходу на последующие ступени.
В этой связи в помощь детям, имеющим различные по характеру речевые нарушения, в структуре нашего дошкольного образовательного учреждения функционируют логопедические группы и логопедический пункт, работа в которых осуществляется соответственно не только основной образовательной программе дошкольного образования, но и программы учителя-логопеда.
Соблюдая принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста (вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения), учителя-логопеды ведут работу не только по постановке отсутствующих звуков, но и формируют у детей практические знания о звуковом и морфологическом составе слова.
Развивающие занятия в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием организованы по программе одного года обучения, рассчитанной на детей 6-7 лет. Основной акцент в работе ставится на развитие у детей фонематического слуха, на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму. Большая роль отводится заданиям на развитие умения слышать звуки, сопоставлять их по артикуляторным и акустическим признакам. Дети знакомятся с понятиями: звук (гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий), буква, слог, слово, предложение. Работа над каждым звуком строится поэтапно:
- знакомство со звуком;
- выявление артикуляторных и акустических характеристик звука;
- выделение звука в звуковом ряду, в слогах, словах, фразе;
- установление количества повторяющихся звуков;
- определение позиции звука в слове;
- определение количества звуков в слове;
- подбор слов с заданным звуком, подбор слов к звуковой схеме;
- сравнение звука с другими фонетически схожими с ним звуками;
- сравнение слогов, слов по звуковому составу;
- изменение слов путем замены одних звуков другими, перестановки звуков, их дополнение или исключение;
- знакомство с буквой – символом звука;
- чтение слогов, слов, предложений.
Развивающие занятия в группе для детей с общим недоразвитием речи организованы по программе двух лет обучения, рассчитанной на детей 5–7 лет. Основной акцент в работе ставится не только на развитие у детей фонематического слуха, на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму, но и на уточнение, обогащение и активизацию словаря детей, на отработку грамматических форм (предлог, способы словоизменения и словообразования и т.п.). Последовательно выстроенная система по ознакомлению детей со словами, обозначающими предмет, действие и признак предмета, является платформой для последующей работы над предложением. Таким образом, закладывается основа для успешного овладения ребенком навыков синтаксического разбора предложения на более поздних этапах обучения.
Все занятия в обеих группах спланированы в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий, сказок. А использование элементов соревнования, двигательной активности, драматизации делает занятия более живыми, интересными, результативными.
Практика показывает, что овладение детьми языком в полной мере возможно лишь при условии активного сотрудничества всех участников образовательных отношений. Известно, что знаниями о звуковом и морфологическом составе слова, что является прочной ступенькой к усвоению навыков грамотного правописания, будут обладать те дети, чьи родители неравнодушны к успехам своих чад, активно выполняют все рекомендации учителей-логопедов, кому удалось полностью воспользоваться предоставленными условиями отведенного времени.
Уважаемые родители, никто не любит ваших детей больше, чем любите их вы. И кто как не вы заинтересованы в их успехе?! Обратите внимание на речевое развитие малышей не на этапе обучения в школе, а уже сейчас. Не упустите лучшее время. Вместе можно достичь хороших результатов. Пусть наше сотрудничество будет плодотворным.