ЧТО ТАКОЕ ОДАРЕННОСТЬ?

Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. К важнейшим критериям одаренной личности относят такие ее качества, как увлеченность (мотивированность) деятельностью и креативность выполняемых действий.

Одаренность не может сводиться только к критерию достижений, которые ребенок имеет в каких-либо видах деятельности. Не меньшее значение приобретает психометрический критерий, связанный с определением потенциальных возможностей или способностей личности, нередко относимых к понятию талант. С этой точки зрения талантливыми обучающимися являются те, кто выявлен на основе специальных тестов и методик как обладающие высоким потенциалом достижений в силу наличия особых способностей к определенной деятельности.

Одаренность не идентична способностям. Их можно рассматривать как компоненты одаренности, которые у каждого отдельно взятого одаренного ребенка вступают в уникальное сочетание, а также как первый этап развития одаренности. Однако далеко не все способности переходят в одаренность как таковую.

Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, отличающееся у каждого конкретного ребенка. Один одаренный ребенок совершенно не похож на другого, что выдвигает в качестве основного момента принцип индивидуализации образовательного процесса в работе с такими детьми.

Типология одаренности

Среди критериев выделения типов одаренности определяются: вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики; степень сформированности одаренности; форма проявлений; широта проявлений в различных видах деятельности; особенности возрастного развития.

Классификация типов одаренности по основанию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить в ее структуре:

  • общие интеллектуальные способности;
  • конкретные академические способности;
  • творческое или продуктивное мышление;
  • лидерские способности;
  • художественные и исполнительские искусства;
  • психомоторные способности.

По основанию «виды деятельности» можно выделить следующие типы одаренности:

  • теоретическая (для детей - познавательная);
  • практическая;
  • художественно-эстетическая;
  • коммуникативная;
  • духовно-ценностная.

На основе критерия «степень сформированности» выделяют три типа одаренности:

  • актуальная (явная), характеризующаяся наличием достижений, высоким уровнем выполнения деятельности в конкретной области или нескольких областях;
  • потенциальная (скрытая), характеризующаяся наличием потенциала, возможностей для высоких достижений, не реализующихся в настоящее время в деятельности в силу каких-либо причин;
  • актуализированная, то есть переведенная из потенциальной в актуальную. Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

На основе критерия «широта проявлений в разных видах деятельности» выделяются два типа одаренности:

  • общая, которая проявляется в разных видах деятельности, являясь основой их продуктивности. Важнейшим аспектом общей одаренности является умственная активность и ее саморегуляция;
  • специальная, которая проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.) и связана с так называемыми «специальными» задатками, например,  музыкальный слух, гибкость пальцев и т. д.

По критерию «особенности возрастного развития» дифференцируется ранняя и поздняя одаренность.

Различные подходы к классификации типов одаренности позволяют рассматривать одаренность как сложное, многоаспектное явление, выделять отдельные грани, качества и уровни ее проявлений.

Семья и развитие одаренности ребенка

Значение семьи в развитии одаренности ребенка признается решающим. Неблагоприятные в социальном смысле условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т. д.) могут не оказывать влияния на развитие одаренности. С другой стороны, признание в семье высокой ценности образования является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие проявлений одаренности.

Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего, повышенное внимание родителей. Главная характеристика адекватного стиля детско-родительских отношений в семье одаренного ребенка - необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на его интересах, его развитии.

Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, то есть тесному переплетению, познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое внимание впоследствии может стать препятствием для развития его внутренней автономии, однако именно оно является одним из важнейших факторов развития одаренности.

Определенная «детоцентричность» семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить его способности имеют в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у ребенка ряда социальных и бытовых навыков.

Толерантное отношение к оригинальным идеям ребенка, поддержка его начинаний, создание в семье необходимой предметной среды для насыщения его разнообразных интересов, оказание поддержки в ситуациях неудач, формирование уверенности, передача жизненного опыта, обеспечение эмоциональной комфортности, признание личностной автономии, создание атмосферы творчества, то есть безопасной психологической базы, являются условиями развития одаренности ребенка в семье.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 22 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© Оф.сайт Детского сада №51 г.Чита, 2012-2020