Раздел: «Дерево загадок».
Тема: «Путешествие к загадочному дереву» |
Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, листьев. Развивать творческое воображение, логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к деревьям.
Материал: Иллюстрации осеннего леса; дидактическая игра «Времена года»; листья с загадками об осени; зонтик; магнитофон; музыкальная запись с шумом дождя; две корзины; муляжи фруктов и овощей.
Ход занятия
1.Организационный момент.
-психологический настрой
-игровая мотивация.
В группу вкатывается волшебный клубок. Воспитатель сообщает детям о том, что он укажет дорогу к сказочному дереву загадок.
2.Основная часть.
1. Беседа.
По дороге в музей дети встречают зонт.
- Что это за предмет?
- Когда люди пользуются зонтом?
- Какая чаще всего погода осенью (дождливая, пасмурная, ветреная)?
2. Игра «Времена года»
Волшебный клубок приводит детей к «магнитной горе». Дети садятся напротив магнитной доски с помощью игры «Времена года» вспоминают осенние приметы.
3. Игра «Дождь и солнце»
Клубочек сообщает детям о том, что зонтик заскучал и предлагает детям поиграть.
Звучит веселая музыка. Дети бегают, танцуют, прыгают. По команде «Дождь» все должны спрятаться под зонт, а по команде «Солнце» снова веселиться.
4. Повторение лексических тем «Фрукты» и «Овощи»
Волшебный клубок приводит детей к домику дядюшки Миши, где кто-то навел ужасный беспорядок, рассыпал все корзины с осенними запасами фруктов и овощей. Воспитатель просит детей вспомнить все овощи и фрукты и помочь дядюшке Мише разобрать все по разным корзинам.
5. «Дерево загадок»
Клубочек сообщает детям, что вдалеке виднеется «дерево загадок». Дети перемешаются в мини-музей. Клубочек сообщает детям о том, что дерево не может сбросить свой наряд, так как никто не отгадывает загадки. Воспитатель просит детей помочь дереву и немедленно приступить к отгадыванию загадок.
Люди ждут меня, зовут А приду к ним – прочь бегут. (Дождь) |
Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает - Когда это бывает? (Осенью) |
Неизвестно где живет Полетит - деревья гнет. (Ветер) |
Рыжий Егорка Упал в озерко, Сам не утонул И воды не всколыхнул (Лист) |
Воспитатель снимает с дерева по одному листочку – загадки. Отгаданные загадки убираются в коробочку. Клубочек просит детей оставшиеся загадки отгадать вечером вместе с родителями.
3. Итог занятия.
Клубочек прощается с детьми, дарит им медали за работу и помощь. Дети благодарят клубочка за удивительное приключение, прощаются.
Конспект занятия №2 по мини-музею «Чудо дерево».
Раздел: «Строение дерева».
Тема: «Приключения листика»
Программное содержание: закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме. Развивать умение сравнивать различные виды деревьев, логическое и системное мышление. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением листьев разных деревьев; фланелеграф; фотографии хвойного и лиственного лесов; герой листик; плакат с изображением строения дерева.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- психологический настрой
- игровая мотивация.
В группу влетел листик и приглашает детей, отправится в мини-музей, где всех ребят ждет удивительное приключение.
2.Основная часть. Сообщение темы занятия.
1. Чтение загадки.
Листик загадывает загадку
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки. (Дерево.)
- Сегодня на нашем занятии мы поговорим о строении дерева, а также узнаем о новых видах деревьев.
2. Беседа о деревьях
Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.
-Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)
-Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)
-Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах и т.д.)
-Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
3.Рассказ воспитателя о каждом дереве.
БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.
СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки.
РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие.
ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
ИВА — ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья ивы продолговатые.
КЛЕН — ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки.
ОСИНА — ствол у осины серый, листья по форме круглые.
Ствол у ели, сосны, лиственницы — коричневого цвета. У елки ствол зеленого цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки. У ели и сосны шишки крупные, а у лиственницы — маленькие.
Листик просит ребят найти его семью. Дети должны по внешним признакам назвать какому дереву принадлежит листочек.
3. Физкультминутка
Мы вокруг березы
Весело пойдем, -
(дети становятся в круг и идут)
Руки вверх поднимем,
(поднимают)
Покружимся слегка
И подбросим листья
Вверх под облака
(делают движения подбрасывания)
4. Подбор слов-действий
Деревья — качаются, стоят, шумят, растут. Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.
5. Подбор слов-значений
Воспитатель показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.
Лист клена. Лист какой? — Кленовый.
Лист березы ...
Лист липы ...
Лист тополя ...
Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)
6. Дидактическая игра «Скажи ласково»
7. Игра «Прятки»
Листик предлагает детям поиграть.
На фланелеграфе размешены различные виды деревьев. Воспитатель прячет листочек за деревом, а дети должны найти за каким деревом спрятался листик.
Одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, под, из-за, между, на.
4. Образование слов-антонимов.
Например: ствол высокий — низкий, корень длинный — короткий, ветка толстая — тонкая, дерево большое — маленькое и т.д.
3. Итог занятия
Дети рассказывают листику, что они запомнили, что понравилось больше всего. Прощание с героем.