Карл Орф создал для музыкального воспитания детей специальный комплект инструментов, называемый обычно «Орфовский набор».
Основу его составляют ксилофоны, металлофоны и глокеншпили - колокольчики
Все эти инструменты разделяются на:
- мелодические (звуковысотные): ксилофоны, металлофоны, глокеншпили;
- шумовые различных видов.
Советчиком и консультантом Орфа в этом деле стал Курт Сакс, в тесном контакте с которым и был придуман базовый набор инструментов. Основной комплект был впоследствии дополнен блокфлейтой, гитарой, виолончелью. Они используются как аккомпанирующие инструменты, а не солирующие.
Создание этого инструментария было особой задачей Орфа. Лишь с помощью этих инструментов может быть реализовано творческое музицирование с группами всех степеней одаренности и достигнута взаимосвязь элементарной музыки и движения. Инструментарий Орфа позволяет музицировать всем. Это его главное педагогическое достоинство.
Разнообразие шумовых колористических инструментов, используемых на Орф - уроках, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, гуиро и маракасы, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа.
Интересной находкой Орфа были стеклянные стаканчики, наполненные по-разному водой и таким образом настроенные на звуки определенной высоты. По ним ударяют деревянными или металлическими палочками.
Орфовские инструменты обладают особым качеством ансамблевого звучания. Оно отличается удивительной красотой, гармоничностью и как нельзя более подходит в качестве аккомпанемента к пению детей.
Звук ксилофона негромкий, мягкий, протяжный; он не угасает так быстро, как у оркестрового. Басовый ксилофон берет на себя функцию выдержанных низких звуков, создающих фундамент и тональную определённость исполняемой музыки. Металлофон также обладает мягким звуком, используется как мелодический и аккомпанирующий инструмент. Hи один из инструментов в орфовском ансамбле не рассматривается как солирующий, хотя каждый может им на время стать.
Инструменты Орфа способствуют развитию музыкального вкуса и тонкости тембрового слуха. Завораживающая, чарующая красота звучания инструментов притягательна для детей, что даёт возможность педагогу с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки.
Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми.
Самое первое представление о выразительности различных тембров они получат, если попробуют озвучить какую-нибудь сказку, например «Теремок»: выложите на столе шумовые инструменты, начните рассказывать сказку. Предложите детям подобрать для каждого персонажа инструмент. Договоритесь, кто какую партию будет играть. Можно сделать список «действующих персонажей», например:
Теремок - ложки (лож.)
Тук-тук — деревянная коробочка или два кубика (кор.)
Мышка - треугольник (тр-к.)
Лягушка - бубен (буб.)
Зайка - ксилофон, свободная, спонтанная игра (ксф.)
Волк - кастаньеты на ручке (каст.)
Медведь - барабан (бар.)
Теремок развалился - тутти (знак игры вcex инструментов).
Рассказывая сказку детям старшей и подготовительной к школе групп, пропускайте слова, обозначающие персонажей, пусть в это время звучит только озвучивающий его инструмент: "Стоит в поле... (ложки); он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо... (треугольник)" и т. д. В конце концов, слова можно исключить совсем, сказку расскажут одни инструменты. Это будет непростое задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память.
Дети могут сами придумывать элементарные графические символы для записи звуков, рисовать свои собственные партитуры, озвучивать их. Задача педагога подтолкнуть их к созданию подобных партитур.
Спонтанные игры с инструментами можно проводить с дирижёром. Дети берут инструменты, распределяются по группам и становятся вокруг дирижёра, который показывает, какой группе играть.
Музыкальные инструменты с самого начала работы с детьми используются вместе с певческим голосом, природными инструментами (руками и ногами, с помощью которых можно хлопать и топать) обладает каждый человек. Эту гамму звукоизвлечений следует дополнить, расширить и улучшить: маленькими ударными инструментами. К ним относятся: трещотки, деревянные палочки, небольшие тарелочки, тарелки, треугольники, кастаньеты, различного рода деревянные и кожаные барабаны, бубенцы и другие подобные инструменты.
К этим инструментам без определенной звуковой высоты, которые применяются как чисто звукокрасочные и ритмические инструменты, присоединяются ударные, имеющие определенную звуковую высоту: маленькие литавры, разной формы штабшпили (глокеншпили, металлофоны, ксилофоны и стеклянные сосуды). Штабшпили являются связующим звеном между мелодическими и ритмическими инструментами и образуют основу всего звучащего ансамбля.