МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №51"
Методический семинар
Представление инновационного проекта
Тема: « Использование информационных технологий в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками».
Автор: Резникова И.А.,
учитель-логопед
{gallery rows=1 cols=1 width=650 height=487 crop=1 alignment=center slideshow=3000 slider=boxplus.slider buttons=0}logoped/met_pr_rezn/{/gallery}
В последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие детей, способствуют формированию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.
Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает результативность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекционно-образовательном процессе ДОУ.
События, происходящие в стране за последние годы, такие как:
- Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
- Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;
- Реализация программы «Электронная Россия»;
- Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»;
- Подключение в рамках национального проекта школ к интернету;
- Принятие Закона РФ «Об образовании»;
- Формирование социальных сетей;
- ФГОС ДО;
потребовали иного осмысления роли ИКТ в образовательном процессе.
В настоящее время в РФ реализуется масштабный проект «Информатизация системы образования». Основной идеей этого проекта является создание условий для системного внедрения и активного использования ИКТ в работе ОУ для обеспечения доступности, качества и эффективности образовательных услуг. В связи с этим актуальным становится создание и развитие информационно- образовательной среды.
Эффективность обучения детей с речевыми нарушениями средствами ИКТ во многом зависит от степени готовности методик для специалистов и опыта использования компьютерных технологий. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения ИКТ в коррекционный процесс. Поэтому проблему изучения и использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями считаю актуальной и перспективной, имеющей большую практическую значимость.
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста. Необходимость её решения определяется, во- первых тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте; во - вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях. Применение компьютерных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Современные технические устройства, использующие в своей работе микропроцессоры, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию детей.
Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции речевых нарушений у дошкольников, показывают, что данные нарушения характеризуются сложной структурой. В связи с этим процесс их коррекции, как правило, имеют длительную и сложную динамику. Поэтому применение специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.
Сложная структура речевой патологии определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Выготский Л.С.,1960), несформированность фонетических компонентов речи, а также вторичное недоразвитие фонематического слуха создают значительные трудности при коррекции фонетико-фонематических расстройств. Они обусловлены сложностью практического объяснения характеристик устной речи. Компьютер же представляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности, визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребёнка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координационная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде его неустойчивости и низкой концентрации у детей с речевой патологией делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как представляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Ведущей педагогической идеей моей работы является изучение и оптимальное использование развивающих компьютерных программ в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ с целью повышения эффективности логопедической работы.
Новизна опыта состоит в том, что, целенаправленно применяя ИКТ на логопедических занятиях, учитель-логопед:
- более эффективно корригирует речевые нарушения у дошкольников;
- значительно расширяет зону ближайшего развития ребенка;
- способствует интеллектуальному и социальному развитию детей;
- управляет познавательной деятельностью дошкольников, т.е. переходит из позиции дающего знания в позицию организатора собственно познавательной деятельности детей;
- мотивирует познавательную деятельность ребенка за счёт коммуникации, взаимопонимания и достигает положительного отношения к логопедической работе;
- развивает эмоционально-волевую сферу детей;
- побуждает к активной творческой деятельности;
- создаёт положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.
Постановка и обоснование проблемы
Новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всего с целью коррекции нарушений и общего развития детей - логопатов, поэтому внимания требует особая проблема - общение ребёнка и компьютера. Часто ребёнок, осознавший у себя наличие определённого нарушения, стесняется его, боится, что будет осмеян или не понят, он не уверен в себе, в своих способностях к общению. Всё это ещё больше закрепляет психологическое состояние неуверенности и неспособности, что, в свою очередь, имеет неблагоприятное влияние на его эмоциональное, психическое состояние и развитие. В такой ситуации необходимо проводить работу, направленную на формирование и развитие коммуникативных навыков, развитие способности извлекать информацию из речевого общения. Широкие возможности для этого представляют компьютерные средства обучения. Общение с компьютером становится для ребёнка в некотором роде обезличенным, и малыш не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнёром необходимое для ребёнка число раз, что в реальной жизни затруднено. Помимо этого, «... компьютерная модель крайне привлекательна для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнёром по общению» (Тимофеева Ж. А., 1997г).
Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. Таким образом, у них начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, и слова, и схемы. Формирование и развитие у детей знаковой системы сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно - логического мышления создают предпосылки для коррекции у них нарушений лексико-грамматических средств языка.
В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая заданную компьютером программой проблемную ситуацию, ребёнок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, усидчивость.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами, научиться нажимать пальцами на определённые клавиши. Пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
Характеристика инновационного проекта.
Объект исследования – дети дошкольного возраста с нарушениями речи.
Предмет исследования – информационные технологии в коррекционно-логопедической работе.
Цель – повысить эффективность коррекционно-логопедической работы с дошкольниками посредством информационных технологий.
Задачи:
- Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме.
- Подобрать развивающие компьютерные программы и создать авторские презентации для оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации к посещению логопедических занятий.
- Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств, просодических компонентов речи, лексико-грамматического строя речи, связной речи.
- Создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.
- Формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.
- Развитие познавательной активности, любознательности, творческих способностей, воображения, мышления.
- Проанализировать результаты экспериментальной работы.
Гипотеза - эффективность коррекционно-развивающей работы по развитию речи у детей подготовительной к школе группы посредством информационных технологий будет повышена при следующих условиях:
- изучение и анализ психолого-педагогических особенностей общего недоразвития речи у дошкольников;
- применение диагностических методических приёмов при выявлении нарушения речи;
- проведение коррекционно - развивающей работы по устранению общего недоразвития речи у дошкольников с использованием информационных технологий.
В соответствии с поставленными целью и задачами в работе были использованы следующие методы:
Теоретические: анализ и обобщение психологической, психолингвистической, логопедической и периодической литературы, методических материалов по данной проблеме.
Эмпирические: наблюдение за речевой деятельностью детей, проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.
Методологическую основу исследования составили: положение о единстве нормального и c отклонениями развития (Л.С. Выготский); современные научные знания о системе языка и развитии функций речевой системы в норме и патологии; теории речевой деятельности (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн); коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.
Теоретическая значимость исследования в обобщении теоретических основ проблемы устранения общего недоразвития речи у дошкольников посредством информационных технологий.
Практическая значимость исследования в систематизации упражнений, подборке компьютерных игр по устранению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.
5.Ресурсное обеспечение:
- Нормативно-правовое;
- Материально – техническое (персональные компьютеры, мультимедийный проектор, принтер);
- Программно - методическое (подборка компьютерных игр с учётом возрастных особенностей детей, подборка материалов для консультирования родителей и педагогов, программа игровых развивающих занятий «Развивай-ка»).