×

Ошибка

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но logoped/met_pr_rezn/ не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №51"

Методический семинар
Представление инновационного проекта
Тема: « Использование информационных технологий в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками».

Автор: Резникова И.А.,

учитель-логопед

{gallery rows=1 cols=1 width=650 height=487 crop=1 alignment=center slideshow=3000 slider=boxplus.slider buttons=0}logoped/met_pr_rezn/{/gallery}

В последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие детей, способствуют формированию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.

Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает результативность логопедической работы в целом.     Внедрение компьютерных технологий  сегодня является новой ступенью в коррекционно-образовательном процессе ДОУ.

События, происходящие в стране за последние годы, такие как:

  • Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
  • Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;
  • Реализация программы «Электронная Россия»;
  • Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»;
  • Подключение в рамках национального проекта школ к интернету;
  • Принятие Закона РФ «Об образовании»;
  • Формирование социальных сетей;
  • ФГОС ДО;

потребовали иного осмысления роли ИКТ в образовательном процессе.

В настоящее время в РФ реализуется масштабный проект «Информатизация системы образования». Основной идеей  этого проекта является создание условий для системного внедрения  и активного использования ИКТ в работе  ОУ для обеспечения  доступности, качества и эффективности образовательных услуг. В связи с этим актуальным становится создание и развитие информационно- образовательной среды.

Эффективность обучения детей с речевыми нарушениями средствами ИКТ во многом зависит от степени готовности методик для специалистов и опыта  использования компьютерных технологий. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения  ИКТ  в коррекционный процесс. Поэтому проблему изучения и  использования информационных компьютерных технологий  в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями считаю актуальной и перспективной, имеющей большую практическую значимость.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста. Необходимость её решения определяется, во- первых тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте; во - вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях. Применение компьютерных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Современные технические устройства, использующие в своей работе микропроцессоры, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию детей.

Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции речевых нарушений у дошкольников, показывают, что данные нарушения характеризуются сложной структурой. В связи с этим процесс их коррекции, как правило, имеют длительную и сложную динамику. Поэтому применение специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

Сложная структура речевой патологии определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на  сохранные виды восприятия (Выготский Л.С.,1960), несформированность фонетических компонентов речи, а также вторичное недоразвитие фонематического слуха создают значительные трудности при коррекции фонетико-фонематических расстройств. Они обусловлены сложностью практического объяснения характеристик устной речи. Компьютер же представляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности, визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребёнка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координационная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде его неустойчивости и низкой концентрации у детей с речевой патологией делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как представляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Ведущей педагогической идеей моей работы является изучение  и оптимальное использование развивающих компьютерных программ в коррекционно-образовательной деятельности  ДОУ с целью повышения эффективности логопедической работы.

Новизна опыта состоит в том, что, целенаправленно применяя ИКТ на логопедических занятиях, учитель-логопед:

  • более эффективно корригирует речевые нарушения у дошкольников;
  • значительно расширяет зону ближайшего развития ребенка;
  • способствует интеллектуальному и социальному развитию детей;
  • управляет познавательной деятельностью дошкольников, т.е. переходит из позиции дающего знания в позицию организатора собственно познавательной деятельности детей;
  • мотивирует познавательную деятельность ребенка за счёт коммуникации, взаимопонимания и достигает положительного отношения к логопедической работе;
  • развивает эмоционально-волевую сферу детей;
  • побуждает к активной творческой деятельности;
  • создаёт положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.

Постановка и обоснование проблемы

Новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всего с целью коррекции нарушений и общего развития детей - логопатов, поэтому внимания требует особая проблема - общение ребёнка и компьютера. Часто ребёнок, осознавший у себя наличие определённого нарушения, стесняется его, боится, что будет осмеян или не понят, он не уверен в себе, в своих способностях к общению. Всё это ещё больше закрепляет психологическое состояние неуверенности и неспособности, что, в свою очередь, имеет неблагоприятное влияние на его эмоциональное, психическое состояние и развитие. В такой ситуации необходимо проводить работу, направленную на формирование и развитие коммуникативных навыков, развитие способности извлекать информацию из речевого общения. Широкие возможности для этого представляют компьютерные средства обучения. Общение с компьютером становится для ребёнка в некотором роде обезличенным, и малыш не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнёром необходимое для ребёнка число раз, что в реальной жизни затруднено. Помимо этого, «... компьютерная модель крайне привлекательна для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнёром по общению» (Тимофеева Ж. А., 1997г).

Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. Таким образом, у них начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, и слова, и схемы. Формирование и развитие у детей знаковой системы сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно - логического мышления создают предпосылки для коррекции у них нарушений лексико-грамматических средств языка.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая заданную компьютером программой проблемную ситуацию, ребёнок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, усидчивость.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами, научиться нажимать пальцами на определённые клавиши. Пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Характеристика инновационного проекта.

Объект исследования – дети дошкольного возраста с   нарушениями речи.

Предмет исследования – информационные технологии в коррекционно-логопедической работе.

Цель – повысить эффективность коррекционно-логопедической работы с дошкольниками посредством информационных технологий.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме.
  2. Подобрать развивающие компьютерные программы и создать авторские презентации для оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации к посещению логопедических занятий.
  3. Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств, просодических компонентов речи, лексико-грамматического строя речи, связной речи.
  4. Создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.
  5. Формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.
  6. Развитие познавательной активности, любознательности, творческих способностей, воображения, мышления.
  7. Проанализировать результаты экспериментальной работы.

Гипотеза - эффективность коррекционно-развивающей работы по развитию речи у детей подготовительной к школе группы  посредством информационных технологий будет повышена при следующих условиях:

  • изучение и анализ психолого-педагогических особенностей общего недоразвития речи у дошкольников;
  • применение диагностических методических приёмов при выявлении  нарушения речи;
  • проведение коррекционно - развивающей работы по устранению общего недоразвития речи  у  дошкольников с использованием информационных технологий.

В соответствии с поставленными целью и задачами в работе были использованы следующие методы:

Теоретические: анализ и обобщение психологической, психолингвистической, логопедической  и периодической литературы, методических материалов по данной проблеме.

Эмпирические: наблюдение за речевой деятельностью детей, проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.

Методологическую основу исследования составили: положение  о единстве нормального и c отклонениями развития (Л.С. Выготский); современные научные знания о  системе языка и развитии функций речевой системы в норме и патологии; теории речевой деятельности (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн); коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.
Теоретическая значимость исследования  в обобщении теоретических основ проблемы устранения  общего недоразвития речи у дошкольников посредством информационных технологий.

Практическая значимость исследования  в систематизации упражнений, подборке компьютерных игр по устранению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

5.Ресурсное обеспечение:

  • Нормативно-правовое;
  • Материально – техническое (персональные компьютеры, мультимедийный проектор, принтер);
  • Программно - методическое (подборка компьютерных игр с учётом возрастных особенностей детей, подборка материалов для консультирования родителей и педагогов, программа  игровых развивающих занятий «Развивай-ка»).

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 294 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© Оф.сайт Детского сада №51 г.Чита, 2012-2024