Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 51»
Тема проекта: «От точки до пейзажа» (интеграция традиционных и современных информационных технологий в эстетическом воспитании дошкольников).
Авторы – разработчики проекта: Григорьева А.Л., заведующий; Резникова И.А., заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе; Ардуванова Т.Г., руководитель изостудии; Матафонова С.Н., воспитатель.
Обоснование актуальности проекта
В настоящее время общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство-человек, обладающий качествами творческой личности. Важная роль в процессе развития такой личности принадлежит эстетическому воспитанию, которое является одним из основных средств качественного совершенствования человеческой природы.
Д.И. Фельдштейн обращает внимание на то, что детство функционирует сегодня в принципиально новой исторической ситуации и претерпевает в ней новые чрезвычайно глубокие и серьезные изменения, поэтому необходима выработка новых подходов к развитию ребенка, исходя из особенностей именно современного детства. На наших глазах свершился качественный скачок – реальный переход человечества в исторически новое состояние, который некоторые ученые определяют как цивилизационный слом, особое место отводя воздействию информации, ее роли на жизнедеятельность современного человека. Современное общество стали называть информационным, которое вносит свои изменения и к дошкольному образованию.
В настоящее время в России создаются предпосылки для обеспечения всем дошкольникам равных возможностей получения качественного образования: внедряются новые образовательные стандарты, принят закон «Об образовании в РФ». С введением ФГОС дошкольного образования становится совершенно очевидным то, что основная задача – уход от переноса учебно-дисциплинарной модели образования на ребенка. В стандарте содержание Программы охватывает в числе других областей и художественно - эстетическое развитие и направлено на приобретение опыта в изобразительной деятельности. Однако в современных педагогических исследованиях использование информационных технологий наряду с традиционными технологиями в художественно-творческой деятельности дошкольников практически не рассматривается. А потребность в поиске новых подходов к изучению этого вопроса существует. Актуальность данного проекта вызвана этой потребностью. Выход из ситуации разрешения проблемы мы видим в необходимости интеграции традиционных и инновационных технологий посредством включения в процесс эстетического воспитания информационных технологий. т.е. использования так называемого «смешанного обучения», которое отвечает на главные запросы современного общества по отношению к образованию: образование на протяжении всей жизни, общедоступность, адаптивность обучающих систем запросам общества. Смешанное обучение — один из позитивных факторов, который даёт уникальные возможности для развития системы дошкольного образования и выравнивания возможностей доступа к качественному образованию детей дошкольного возраста.
Главная сложность на этом пути — система подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Вторая проблема — недостаток психолого-педагогических и иных исследований в этой области.
Основная идея проекта: экспериментально проверить возможность использования так называемого «смешанного обучения», которое отвечает на главные запросы современного общества по отношению к образованию: образование на протяжении всей жизни, общедоступность, адаптивность обучающих систем запросам общества. Смешанное обучение — один из позитивных факторов, который даёт уникальные возможности для развития системы дошкольного образования и выравнивания возможностей доступа к качественному образованию детей дошкольного возраста.
Цели и задачи проекта
Цель: Развитие эстетического воспитания (художественно-творческой деятельности) старших дошкольников посредством сочетания традиционных и современных информационных технологий.
Задачи:
- Теоретически изучить возможность применения в работе со старшими дошкольниками смешанного обучения – традиционных и современных инновационных технологий.
- Определить критерии и показатели результата использования в процессе эстетического воспитания традиционных технологий и современных информационных технологий.
- Разработать и реализовать программу художественно-творческой деятельности на основе технологии смешанного обучения.
- Разработать и реализовать систему мониторинга реализации проекта:
- на уровне разработанной Программы как целевого ориентира;
- на уровне достижений ребенка, как планируемого результата его деятельности.
5. Разработать методические рекомендации для педагогов, руководителей изостудий.
Ожидаемые результаты проекта
- Процесс эстетического воспитания старших дошкольников обогащен новыми средствами – современными информационными технологиями. Старшие дошкольники занимаются в компьютерно-игровом комплексе. Дети используют компьютер и интерактивную доску для создания продуктов творческой деятельности
- Художественно-творческая деятельность вызывает у детей положительные эмоции и чувства при посещении виртуальных музеев; у детей расширяется кругозор, развивается любознательность, эстетическое восприятие.
- Налажен непрерывный процесс повышения квалификации педагогов в условиях сотрудничества с Ресурсным центром Читинского педагогического колледжа.
- Проект внедрен в дошкольные организации города и края.
- Результаты интеграции традиционных и современных информационных технологий распространяются через работу Методического Совета «Педагогический поиск»
Основные области применения – изобразительная деятельность
Научная новизна проекта:
- Будет изучено сочетание традиционных и современных информационных технологий; роль информационных технологий в процессе эстетического воспитания старших дошкольников; художественно-творческая деятельность дошкольников будет обогащена новыми подходами.
- Будет создан и апробирован методический комплекс (программа по художественно-творческой деятельности старших дошкольников с включением информационных технологий; электронных пособий, компьютерных игр для работы с интерактивной доской).
- Будет разработан критериальный аппарат, позволяющий делать вывод о целесообразности включения информационных технологий в художественно-творческую деятельность.
- У детей будет воспитываться культура работы на компьютере, что в последующем положительно скажется на здоровье ребенка и правильном восприятии информационных технологий.
Практическая значимость проекта:
- Разработанный и внедренный в современную педагогическую практику методический комплекс (модель и программа о художественно-творческой деятельности старших дошкольников в процессе использования информационных технологий; электронные пособия, компьютерные игры для работы с интерактивной доской) будет способствовать повышению интереса руководителей изостудий, педагогов дополнительного образования к использованию наряду с традиционными технологиями и современные информационные технологии, тем самым повысится качество работы в реализации задач в области художественно-творческой деятельности.
- Умения дошкольников работать с интерактивной доской, компьютером пригодятся на следующей ступени образования – обучение в начальной школе. ФГОС начального образования предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий у детей и освоению ими ИКТ - технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. Таким образом, будет решаться вопрос преемственности между ДОУ и СОШ.
- Данный проект может представлять интерес для работников дошкольных организаций, специалистов в области дошкольной педагогики, ее результаты могут быть использованы в процессе повышения квалификации работников дошкольного образования.
Преимущества проекта по сравнению с известными
Современные информационные технологии будут использоваться на занятиях по изобразительной деятельности по принципу «смешанного обучения». В условиях компьютерно-игрового комплекса дошкольники овладеют элементами компьютерной графики для создания рисунков в графическом редакторе. Это позволит наиболее полно реализовать тематический план Программы, например, в разделе «Знакомство с современным искусством» темы «Модернизм», «Кубизм» и т.д. Будет налажен непрерывный процесс повышения квалификации педагогов дошкольного образования (студент-воспитатель).
Сроки реализации проекта
1 этап Подготовительный (Проектировочный) сентябрь 2013 –май 2014 год
Задачи:
- Формулирование гипотезы проекта.
- Изучение первоисточников по эстетическому воспитанию. Анализ программ по реализации области «Художественное творчество и изобразительная деятельность».
- Изучение имеющегося педагогического опыта по теме проекта.
- Диагностическое исследование готовности педагогических работников к реализации проекта.
- Анализ соответствия материально-технических, педагогических условий для реализации проекта.
- Разработка Программы художественно-творческой деятельности на основе интеграции традиционных и современных информационных технологий.
- Разработка критериального аппарата, направленного на достижение целевых ориентиров проекта.
- Разработка плана непрерывного повышения квалификации педагогов в условиях работы педагогического Кластера.
Промежуточные результаты:
- Составлена картотека методической литературы по теме проекта.
- Изучен инновационный опыт смешанного обучения в детском саду.
- Разработана и подготовлена к внедрению Программа художественно-творческой деятельности на основе интеграции традиционных и современных информационных технологий.
- Проведено диагностическое исследование готовности педагогов к реализации проекта.
- Проведен мониторинг первичных результатов работы по Программе.
- Подготовлено материально-техническое обеспечение.
- Организована работа с организациями, поддерживающими инновационный проект
Ведущие методы
- метод включённого наблюдения, с помощью которого проводились изучение и анализ работы педагогического коллектива по проблеме включения информационных технологий в процесс развития эстетического воспитания, анализ деятельности дошкольников, занимающихся в компьютерно - игровом комплексе;
- метод экспертной оценки, анализа, анкетирования, позволивший определить организационную структуру включения информационных технологий в занятия эстетического цикла;
- теоретическое моделирование, прогностические методы (экспертная оценка, самоанализ и др.), праксиметрические (анализ результатов продуктов педагогической деятельности), диагностический (анкетирование, интервьюирование и др.)
2 этап Практический (Экспериментальный) сентябрь 2014- май 2015 год
Задачи:
- Внедрить Программу художественно-творческой деятельности на основе интеграции традиционных и современных информационных технологий.
- Организация игровых развивающих занятий по изобразительной деятельности посредством компьютера.
- Проведение промежуточных срезов (мониторинг эффективности включения информационных технологий в процесс эстетического воспитания старших дошкольников).
- Определение динамики развития дошкольной организации, достигнутого в результате 1 и 2 этапов реализации инновационного проекта по критериям Качество, Доступность, Эффективность.
Промежуточные результаты
- Организованы игровые развивающие занятия со старшими дошкольниками в компьютерно-игровом комплексе. Дети используют компьютер и интерактивную доску для создания продуктов творческой деятельности.
- Налажен непрерывный процесс повышения квалификации педагогов в условиях сотрудничества с Ресурсным центром «ИКТ в образовании» Читинского педагогического колледжа (педагогический Кластер).
Ведущие методы:
- теоретическое моделирование, прогностические (экспертная оценка, самооценка и др.), диагностические (анкетирование, тестирование и др.), обсервационные (длительное фиксирование реальной профессиональной деятельности педагогов, прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение).
3 этап Заключительный (аналитический) сентябрь 2015- май 2016 год
Задачи:
- Оценить результаты реализации инновационного проекта.
- Охарактеризовать условия, при которых эксперимент дал положительные результаты.
- Формулирование критериев оптимальности системы мер, направленных на реализацию проекта с позиции ее результативности, затрат времени, средств и усилий.
- Выявление эффективности смешанного обучения, его соотношения с целями стандарта дошкольного образования.
Промежуточные результаты:
- Проведен мониторинг по критериям, заявленным на 1 этапе.
- Диссеминация педагогического опыта по теме инновационного проекта.
- Разработка методических рекомендаций для педагогов дошкольных организаций по использованию информационных технологий в процессе эстетического воспитания старших дошкольников.
- Реализована система мониторинга реализации проекта:
- на уровне разработанной Программы как целевого ориентира;
- на уровне достижений ребенка, как планируемого результата его деятельности.
5. Проводится системный анализ достижений ребенка в сравнении с самим собой (портфолио).
Ведущие методы:
анализ, обобщение, методы математической статистики.
Содержание мероприятий по реализации инновационного проекта «От точки до пейзажа»
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Координаторы |
Конечный результат
|
||
|
1 этап Подготовительный (Проектировочный) сентябрь 2013-май 2014 год |
|||||
1. |
Изучение первоисточников по эстетическому воспитанию |
Сентябрь-октябрь |
Авторы-разработчики проекта |
Изучен имеющийся педагогический опыт по теме проекта. |
||
Резникова И.А. |
Составлена картотека передового педагогического опыта |
|||||
2. |
Анализ программ по реализации области «Художественное творчество и изобразительная деятельность». |
Сентябрь-октябрь |
Ардуванова Т.Г. |
Составлена сравнительная характеристика имеющихся программ |
||
3. |
Нормативно-правовое обеспечение внедрения проекта |
Сентябрь |
Григорьева А.Л. |
|
||
4. |
Диагностическое исследование готовности педагогических работников к внедрению проекта. |
Сентябрь - май |
Резникова И.А. |
Подобраны методы и методики исследования |
||
Повышение качества педагогического процесса дошкольной организации, работающей в инновационном режиме |
||||||
5. |
Проведение системного анализа готовности ДОУ к внедрению проекта |
Сентябрь |
Григорьева А.Л. |
Анализ соответствия материально-технических, педагогических условий для реализации проекта |
||
6. |
Разработка системы мониторинга реализации проекта: - на уровне разработанной Программы как целевого ориентира; -на уровне достижений ребенка, как планируемого результата его деятельности. |
Сентябрь-ноябрь |
Резникова И.А. Матафонова С.Н. Ардуванова Т.Г. |
-подбор диагностических методик -разработка критериев для системного анализа достижений ребенка в сравнении с самим собой (портфолио), дневников наблюдений, рефлексивных дневников
|
||
7. |
Налаживание партнерских отношений с организациями, поддерживающих проект |
Сентябрь |
Григорьева А.Л. |
Заключение договора о сотрудничестве с Читинским педагогическим колледжем, Соглашения о работе педагогического Кластера |
||
8. |
Подготовка методического сопровождения проекта |
Сентябрь |
Резникова И.А. Ардуванова Т.Г. |
|
||
9. |
Позиционирование дошкольной организации как инновационного учреждения, работающего с ИКТ - технологиями для повышения интереса к развитию дошкольников в художественно-творческой деятельности со стороны родителей, других заинтересованных лиц |
Сентябрь-май |
Григорьева А.Л. Резникова И.А. Матафонова С.Н. Ардуванова Т.Г. |
|
||
10. |
Подготовка технического обеспечения |
сентябрь |
Григорьева А.Л. |
|
||
2 этап Практический (Экспериментальный) сентябрь 2014-май 2015 год |
||||||
1. |
Реализация Программы художественно-творческой деятельности на основе интеграции традиционных и современных информационных технологий |
Сентябрь-май |
Ардуванова Т.Г. Матафонова С.Н. |
|
||
2. |
Непрерывность процесса повышения квалификации педагогов |
Сентябрь-май |
Григорьева А.Л. Резникова И.А. |
|
||
3. |
Дополнение методического сопровождения проекта |
Сентябрь-май |
Резникова И.А. Ардуванова Т.Г. |
|
||
4. |
Диагностическое исследование |
Май |
Резникова И.А. |
|
||
3 этап Заключительный (Аналитический) сентябрь 2015-май 2016 год |
||||||
1. |
Реализация системы мониторинга |
Сентябрь-март |
Григорьева А.Л. Резникова И.А. Ардуванова Т.Г. |
|
||
2. |
Диссеминация педагогического опыта |
Октябрь-май |
Григорьева А.Л. Резникова И.А. |
|
||
3. |
Анализ результатов повышения квалификации педагогов |
|
Григорьева А.Л., Сидоренко О.С.- руководитель Ресурсного центра Читинского пед.колледжа |
|