Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 51»

Тема проекта: «От точки до пейзажа» (интеграция традиционных и современных информационных технологий в эстетическом воспитании дошкольников).

Авторы – разработчики проекта: Григорьева А.Л., заведующий; Резникова И.А., заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе; Ардуванова Т.Г., руководитель изостудии; Матафонова С.Н., воспитатель.

Обоснование актуальности проекта

В настоящее время общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство-человек, обладающий качествами творческой личности. Важная роль в процессе развития такой личности принадлежит эстетическому воспитанию, которое является одним из основных средств качественного совершенствования человеческой природы.

Д.И. Фельдштейн обращает внимание на то, что детство функционирует сегодня в принципиально новой исторической ситуации и претерпевает в ней новые чрезвычайно глубокие и серьезные изменения, поэтому необходима выработка новых подходов к развитию ребенка, исходя из особенностей именно современного детства. На наших глазах свершился качественный скачок – реальный переход человечества в исторически новое состояние, который некоторые ученые определяют как цивилизационный слом, особое место отводя  воздействию информации, ее роли на жизнедеятельность современного человека. Современное общество стали называть информационным, которое вносит свои изменения и к дошкольному образованию.

В настоящее время в России создаются предпосылки для обеспечения всем дошкольникам равных возможностей получения качественного образования: внедряются новые образовательные стандарты, принят закон «Об образовании в РФ». С введением ФГОС дошкольного образования становится совершенно очевидным то, что основная задача – уход от переноса учебно-дисциплинарной модели образования на ребенка. В стандарте содержание Программы охватывает в числе других областей и художественно - эстетическое развитие и направлено на приобретение опыта в изобразительной деятельности. Однако в современных педагогических исследованиях использование информационных технологий наряду с традиционными технологиями в художественно-творческой деятельности дошкольников  практически  не рассматривается. А потребность в поиске новых подходов к изучению этого вопроса существует. Актуальность данного проекта вызвана этой потребностью. Выход из ситуации разрешения проблемы мы видим в необходимости интеграции традиционных и инновационных технологий посредством включения в процесс эстетического воспитания информационных технологий. т.е. использования так называемого «смешанного обучения», которое отвечает на главные запросы современного общества по отношению к образованию: образование на протяжении всей жизни, общедоступность, адаптивность обучающих систем запросам общества. Смешанное  обучение — один из позитивных факторов, который даёт уникальные возможности для развития системы дошкольного образования и выравнивания возможностей доступа к качественному образованию детей дошкольного возраста.

Главная сложность на этом пути — система подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Вторая проблема — недостаток психолого-педагогических и иных исследований в этой области.

Основная идея проекта: экспериментально проверить возможность  использования так называемого «смешанного обучения», которое отвечает на главные запросы современного общества по отношению к образованию: образование на протяжении всей жизни, общедоступность, адаптивность обучающих систем запросам общества. Смешанное обучение — один из позитивных факторов, который даёт уникальные возможности для развития системы дошкольного образования и выравнивания возможностей доступа к качественному образованию детей дошкольного возраста.

Цели и задачи проекта

Цель: Развитие эстетического воспитания (художественно-творческой деятельности) старших дошкольников посредством  сочетания традиционных и современных информационных технологий.

Задачи:

  1. Теоретически изучить возможность применения в работе со старшими дошкольниками смешанного обучения – традиционных  и современных инновационных технологий.
  2. Определить критерии и показатели  результата использования в процессе эстетического  воспитания  традиционных технологий и современных  информационных технологий.
  3. Разработать и реализовать программу художественно-творческой деятельности на основе технологии смешанного обучения.
  4. Разработать и реализовать систему мониторинга  реализации проекта:

- на уровне разработанной Программы как целевого ориентира;

- на уровне достижений ребенка, как планируемого результата его деятельности.

5. Разработать методические рекомендации для педагогов, руководителей изостудий.

Ожидаемые результаты проекта

  1. Процесс эстетического воспитания старших дошкольников обогащен новыми средствами – современными информационными технологиями. Старшие дошкольники занимаются в компьютерно-игровом комплексе. Дети используют компьютер и интерактивную доску для создания продуктов творческой деятельности
  2. Художественно-творческая деятельность вызывает у детей положительные эмоции и чувства при посещении виртуальных музеев; у детей расширяется кругозор,  развивается любознательность, эстетическое восприятие.
  1. Налажен непрерывный процесс повышения квалификации педагогов в условиях сотрудничества  с Ресурсным центром  Читинского педагогического колледжа.
  2. Проект внедрен в дошкольные организации города и края.
  3. Результаты интеграции традиционных и современных информационных технологий  распространяются через работу Методического Совета «Педагогический поиск»

Основные области применения – изобразительная деятельность

Научная новизна проекта:

  1. Будет изучено сочетание традиционных и современных информационных технологий; роль информационных технологий в процессе эстетического воспитания старших дошкольников; художественно-творческая деятельность дошкольников будет обогащена новыми подходами.
  2. Будет создан и апробирован методический комплекс (программа по художественно-творческой деятельности старших дошкольников  с включением информационных технологий; электронных пособий, компьютерных игр  для  работы с интерактивной доской).
  3. Будет разработан критериальный аппарат, позволяющий делать вывод о целесообразности включения информационных технологий в художественно-творческую деятельность.
  4. У детей будет воспитываться культура работы на компьютере, что в последующем положительно скажется на здоровье ребенка и правильном восприятии информационных технологий.

Практическая значимость проекта:

  1. Разработанный и внедренный в современную педагогическую практику методический комплекс (модель и программа о художественно-творческой деятельности старших дошкольников  в процессе использования информационных технологий; электронные пособия, компьютерные игры  для  работы с интерактивной доской) будет способствовать повышению интереса руководителей изостудий, педагогов дополнительного образования к использованию наряду с  традиционными технологиями и современные информационные технологии, тем самым повысится качество работы в реализации задач в области художественно-творческой деятельности.
  2. Умения дошкольников работать с интерактивной доской, компьютером пригодятся  на следующей ступени образования – обучение в начальной  школе.  ФГОС начального образования предъявляет  особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий у детей и освоению ими ИКТ - технологий в  качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. Таким  образом, будет решаться вопрос преемственности между ДОУ и СОШ.
  3. Данный проект может представлять интерес для работников дошкольных организаций, специалистов в области дошкольной педагогики, ее результаты могут быть использованы в процессе повышения квалификации работников дошкольного образования.

Преимущества проекта по сравнению с известными

Современные информационные технологии будут использоваться на занятиях по изобразительной деятельности по принципу «смешанного обучения». В условиях компьютерно-игрового комплекса   дошкольники овладеют элементами компьютерной графики для создания рисунков в графическом редакторе. Это позволит наиболее полно реализовать тематический план Программы, например, в  разделе «Знакомство с современным искусством» темы «Модернизм», «Кубизм» и т.д. Будет налажен непрерывный процесс  повышения квалификации педагогов дошкольного образования (студент-воспитатель).

Сроки реализации проекта

1 этап Подготовительный (Проектировочный) сентябрь 2013 –май 2014 год

Задачи:

  1. Формулирование гипотезы проекта.
  2. Изучение первоисточников по эстетическому воспитанию. Анализ программ по реализации области «Художественное творчество и изобразительная деятельность».
  3. Изучение  имеющегося педагогического опыта по теме проекта.
  4. Диагностическое исследование готовности педагогических работников к реализации проекта.
  5. Анализ соответствия материально-технических,  педагогических условий для реализации проекта.
  6. Разработка Программы  художественно-творческой деятельности на основе интеграции традиционных и современных информационных технологий.
  7. Разработка  критериального аппарата, направленного на достижение целевых ориентиров проекта.
  8. Разработка плана  непрерывного повышения квалификации педагогов в условиях работы педагогического Кластера.

Промежуточные результаты:

  1. Составлена картотека  методической литературы по теме проекта.
  2. Изучен инновационный опыт смешанного обучения  в детском саду.
  3. Разработана и подготовлена к внедрению Программа художественно-творческой деятельности на основе интеграции традиционных и современных информационных технологий.
  4. Проведено диагностическое исследование готовности  педагогов к реализации проекта.
  5. Проведен мониторинг первичных результатов работы по Программе.
  6. Подготовлено материально-техническое обеспечение.
  7. Организована работа с организациями, поддерживающими инновационный проект

Ведущие методы

  • метод включённого наблюдения, с помощью которого проводились изучение и анализ работы педагогического коллектива по проблеме включения информационных технологий в процесс развития эстетического воспитания, анализ деятельности дошкольников, занимающихся в  компьютерно - игровом комплексе;
  • метод экспертной оценки, анализа, анкетирования, позволивший определить организационную структуру включения информационных технологий в занятия эстетического цикла;
  • теоретическое моделирование, прогностические методы (экспертная оценка, самоанализ и др.), праксиметрические (анализ результатов продуктов педагогической деятельности), диагностический (анкетирование, интервьюирование и др.)

2 этап Практический (Экспериментальный) сентябрь 2014- май 2015 год

Задачи:

  1. Внедрить  Программу художественно-творческой деятельности на основе интеграции традиционных и современных информационных технологий.
  2. Организация игровых развивающих занятий по изобразительной деятельности посредством компьютера.
  3. Проведение промежуточных срезов (мониторинг эффективности включения информационных технологий в процесс эстетического воспитания старших дошкольников).
  4. Определение динамики развития дошкольной организации, достигнутого  в результате 1 и 2 этапов реализации инновационного проекта по критериям Качество, Доступность, Эффективность.

Промежуточные результаты

  1. Организованы игровые развивающие занятия со старшими дошкольниками в компьютерно-игровом комплексе. Дети используют компьютер и интерактивную доску для создания продуктов творческой деятельности.
  2. Налажен непрерывный процесс повышения квалификации педагогов в условиях сотрудничества  с Ресурсным центром «ИКТ в образовании» Читинского педагогического колледжа  (педагогический Кластер).

Ведущие методы:

- теоретическое моделирование, прогностические (экспертная оценка, самооценка и др.), диагностические (анкетирование, тестирование и др.), обсервационные (длительное фиксирование реальной профессиональной деятельности педагогов, прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение).

3 этап Заключительный (аналитический) сентябрь 2015- май 2016 год

Задачи:

  1. Оценить результаты реализации инновационного проекта.
  2. Охарактеризовать условия, при которых  эксперимент дал  положительные результаты.
  3. Формулирование критериев оптимальности системы мер, направленных на реализацию проекта с позиции ее результативности, затрат времени, средств и усилий.
  4. Выявление эффективности смешанного обучения, его соотношения с целями стандарта дошкольного образования.

Промежуточные результаты:

  1. Проведен мониторинг по критериям, заявленным на  1 этапе.
  2. Диссеминация педагогического опыта по теме инновационного проекта.
  3. Разработка методических рекомендаций  для педагогов дошкольных организаций по использованию информационных технологий в  процессе эстетического воспитания старших дошкольников.
  4. Реализована  система мониторинга  реализации проекта:

- на уровне разработанной Программы как целевого ориентира;

- на уровне достижений ребенка, как планируемого результата его деятельности.

5. Проводится системный анализ достижений ребенка в сравнении с самим собой (портфолио).

Ведущие методы:

анализ, обобщение, методы математической статистики.

Содержание мероприятий по реализации инновационного проекта «От точки до пейзажа»

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Координаторы

Конечный результат

 

1 этап Подготовительный (Проектировочный) сентябрь 2013-май 2014 год


1.

Изучение первоисточников по эстетическому воспитанию

Сентябрь-октябрь

Авторы-разработчики проекта

Изучен  имеющийся педагогический опыт по теме проекта.

Резникова И.А.

Составлена картотека передового педагогического опыта

2. 

Анализ программ по реализации области «Художественное творчество и изобразительная деятельность».

Сентябрь-октябрь

Ардуванова Т.Г.

Составлена сравнительная характеристика имеющихся программ

3.

Нормативно-правовое обеспечение внедрения проекта

Сентябрь

Григорьева А.Л.

  1. Создание Проектного Совета, Научно-методического совета
  2. Создание приказа о работе дошкольной организации в режиме эксперимента.
  3. Разработка  рабочих инструкций координаторов проекта.
  4. Определение  «зоны ответственности»  координаторов проекта
4.

Диагностическое исследование готовности педагогических работников

к внедрению  проекта.

Сентябрь - май

Резникова И.А.

Подобраны методы и методики исследования

Повышение качества педагогического  процесса      дошкольной организации, работающей в инновационном режиме

5.

Проведение системного анализа готовности ДОУ к  внедрению проекта

Сентябрь

Григорьева А.Л.

Анализ соответствия материально-технических,  педагогических условий для реализации проекта

6.

Разработка  системы мониторинга  реализации проекта:

- на уровне разработанной Программы как целевого ориентира;

-на уровне достижений ребенка, как планируемого результата его деятельности.

Сентябрь-ноябрь

Резникова И.А. Матафонова С.Н. Ардуванова Т.Г.

-подбор диагностических методик

-разработка критериев  для системного  анализа достижений ребенка  в сравнении с самим собой (портфолио), дневников наблюдений, рефлексивных дневников

 

7.

Налаживание партнерских отношений с организациями, поддерживающих проект

Сентябрь

Григорьева А.Л.

Заключение договора о сотрудничестве с Читинским педагогическим колледжем, Соглашения о работе педагогического Кластера

8.

Подготовка методического сопровождения проекта

Сентябрь

Резникова И.А. Ардуванова Т.Г.

  1. Разработка Программы  художественно-творческой деятельности на основе интеграции традиционных и современных информационных технологий.
  2. Подбор электронных ресурсов по художественно-творческой деятельности. составление картотеки на электронные образовательные ресурсы.
9.

Позиционирование дошкольной организации как инновационного учреждения, работающего с ИКТ - технологиями для повышения интереса к развитию дошкольников в художественно-творческой деятельности со стороны родителей, других заинтересованных лиц

Сентябрь-май

Григорьева А.Л.

Резникова И.А.

Матафонова С.Н.

Ардуванова Т.Г.

  1. Размещение информации на официальном сайте
  2. Выступления на родительских собраниях
  3. Клуб для родителей
10.

Подготовка технического обеспечения

сентябрь

Григорьева А.Л.

  1. Установка интерактивной доски в изостудию, компьютерно-игровой комплекс
  2. Проведение дополнительной линии сети Интернет в изостудию
  3. Приобретение дополнительных  технических средств.

2 этап Практический (Экспериментальный) сентябрь 2014-май 2015 год

1.

Реализация Программы художественно-творческой деятельности на основе интеграции традиционных и современных информационных технологий

Сентябрь-май

Ардуванова Т.Г.

Матафонова С.Н.

  1. Организация художественно-творческой деятельности с использованием ИКТ – технологий в НОД и в рамках работы кружка дополнительного образования «Цветные ладошки».
  2. Организация игровых развивающих занятий в компьютерно-игровом комплексе.
2.

Непрерывность процесса повышения квалификации педагогов

Сентябрь-май

Григорьева А.Л.

Резникова И.А.

  1. Обучение педагогов в городской Школе педагога-исследователя, летней Школе  молодого ученого, педагога-исследователя и лидера в молодежной политике.
  2. Обучение  педагогов в Ресурсном центре «ИКТ в образовании» Читинского педагогического колледжа  в условиях педагогического Кластера.
  3. Разработка собственных творческих проектов на основе общей  темы инновации, защита проектов на уровне дошкольной организации на Проектном Совете, Научно-методическом совете
3.

Дополнение методического сопровождения проекта

Сентябрь-май

Резникова И.А. Ардуванова Т.Г.

  1. Разработка перспективного и  тематического планирования
  2. Создание электронных презентаций по теме НОД.
  3. Создание электронных каталогов  образовательных ресурсов сети Интернет
  4. Разработка конспектов НОД
  5. Создание каталогов виртуальных музеев
  6. Разработка авторских компьютерных игр по изодеятельности
4.

Диагностическое исследование

Май

Резникова И.А.

  1. Определение промежуточных результатов работы по программе.
  2. Анализ деятельности дошкольной организации (как  работа над проектом отразилась на деятельности педагогов).
  3. Анализ эффективности художественно-творческой деятельности детей на основе рефлексивных дневников и дневников наблюдений.

3 этап Заключительный (Аналитический) сентябрь 2015-май 2016 год

1.

Реализация системы мониторинга

Сентябрь-март

Григорьева А.Л.

Резникова И.А.

Ардуванова Т.Г.

  1. Определение эффективности разработанной Программы на уровне самой программы как целевого ориентира
  2. Определение достижений ребенка в сравнении  с самим собой как планируемого результата его деятельности.
  3. Анализ и оценка общих результатов реализации проекта
  4. Анализ эффективности «смешанного обучения», его соотношения с целевыми ориентирами Стандарта дошкольного образования.
  5. Формулирование оптимальности системы мер, направленных  на реализацию проекта с позиции результативности, затрат  времени, средств и усилий.
2.

Диссеминация педагогического опыта

Октябрь-май

Григорьева А.Л. Резникова И.А.

  1. Представление инновационных проектов, связанных  с общей темой инновации на Методическом Совете «Педагогический поиск»
  2. Представление  результатов работы над проектом на городской Школе педагога-исследователя
  3. Участие в  муниципальном форуме инновационных проектов
  4. Участие в краевом форуме с позиционированием  инновационного опыта
  5. Участие в научно-практических конференциях муниципального, регионального, всероссийского и международного уровня.
  6. Разработка методических рекомендаций для руководителей изостудии
  7. Издание сборника по теме инновационного проекта
  8. Публикации в методических журналах  в сфере дошкольного образования на  муниципальном, региональном и всероссийском уровне.
3.

Анализ результатов повышения квалификации педагогов

 

Григорьева А.Л., Сидоренко О.С.- руководитель Ресурсного центра Читинского пед.колледжа

  1. Защита инновационных проектов, связанных  с общей темой инновации на городском Совете по ОЭР
  2. Получение педагогами статуса «Педагог – исследователь»
  3. Подведение итогов совместной работы Читинского педагогического колледжа и дошкольной организации в условиях работы педагогического Кластера (эффективность, целесообразность).

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 182 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© Оф.сайт Детского сада №51 г.Чита, 2012-2024