Советы заботливым родителям

Развиваем речь ребенка летом: на прогулке, на кухне, на даче

Обогащение активного и пассивного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, дети которых посещают логопедическую группу или занятия с логопедом. А если речь ребенка развивается без видимых проблем и соответствует возрастным нормам? И в этом случае родителям не стоит устраняться от процесса речевого воспитания. Любому росточку легче расцвести на взрыхленной и удобренной почве, нежели пробиваться на заброшенном пустыре.

Как проводить домашнее занятие по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут представить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребенком.

На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по таким темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника».

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов. Задавайте ребенку соответствующие вопросы:

-Попробуй, какой получился салат? Что мы забыли положить в суп? Какую морковку выберем? И т.д.

Называйте свои действия (нарезаю, перемешиваю, солю, обжариваю и т.д.); показывайте ребенку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Если ребенок еще мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола и при этом обязательно рассказывает вам о том, что он делает.

На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Цветы», «Насекомые», «Деревья», «Ягоды», «Растения сада», «Летние и осенние работы в саду». Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь малыш в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание); узнает, как и где вырастают ягоды, овощи, фрукты, каким трудом дается урожай.

Даже если названия цветов, кустарников или овощей кажутся вам сложными для ребенка, то все равно чаще называйте их вслух (нарцисс, гладиолус, жимолость, патиссон и другие). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут в активное употребление и существенно обогатят словарный запас вашего малыша.

Уважаемые родители, развивайте в себе навыки воспитателя речи и через некоторое время Вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите ее плоды.

Желаем успехов!

Рекомендации на лето

Чтобы лето не прошло даром, а ребенок не потерял приобретённые за год навыки,  предлагаем вам потренировать дыхание и мелкую моторику некоторыми из описанных способов:

Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:

  • Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
  • Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);
  • Надувать воздушные шарики;
  • Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
  • Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
  • Дуть на детские флюгера.

    Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:

    • Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
    • Собирать, перебирать ягоды;
    • Помогать взрослому полоть грядки;
    • Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
    • Играть с глиной, мокрым песком;
    • Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

    В дождливые дни можно:

    • Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
    • Перебирать крупы;
    • Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
    • Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
    • Вышивать (крупным крестиком);
    • Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
    • Плести из бисера;
    • Лепить из пластилина, пластика, теста.

    Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)

    • Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
    • Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
    • Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
    • Полоскать рот;
    • Жевать боковыми зубами;
    • Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
    • Лизать эскимо.

    И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют  развитию связной речи.

    • Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
    • Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
    • Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)
    • Назвать слова с определённым слогом, звуком;
    • Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
    • «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
    • «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
    • Переделать известную сказку;
    • Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
    • Придумать продолжение сказки;
    • «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
    • Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).

    Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером…   Но:

    Просмотр боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино), как правило, не несут в себе обучающего момента. «Бегалки» и «стрелялки» провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения и дети могут переносить весь этот негатив в свои игры. И вряд ли агрессивное поведение сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей.

    Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.

    Солнечного Вам лета и приятных впечатлений!

    Рекомендации родителям на лето

    Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

    Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

    Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

    В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

    Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей!

    Для своих летних занятий можно использовать следующую литературу:

    • Коноваленко, С.В. Коноваленко Домашние тетради для закрепления звуков (Л, ЛЬ, С, З, Ц, Ч, Щ, Ш, Ж, Р, РЬ, СЬ, ЗЬ )В.В.;
    • Ю.Б. Жихарева-Норкина Домашние тетради для логопедических занятий с детьми (закрепление звуков Л. ЛЬ, Р, РЬ, С-СЬ, З-ЗЬ-Ц, Ш-Ж, Ч-Щ );
    • Т.А. Ткаченко Фонетические рассказы с картинками ( Звуки Л, ЛЬ, Ш-Ж, Р-РЬ, С-СЬ, З-ЗЬ,);
    • Л.Н. Смирнова Мы учим звуки Ш, С.

    Мы учим звуки Р, Л.;

    • Л.А. Комарова Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях.

    Автоматизация звука Л в игровых упражнениях.

    Автоматизация звука Р в игровых упражнениях.

    Автоматизация звука С в игровых упражнениях.

    Стихи, тексты для закрепления произношения звуков С, З, СЬ, ЗЬ

    Чудесная сумочка

    В сумочке чудесной –

    Ох и чудеса,

    В сумочке прелестной

    Сыр и колбаса,

    Соль, фасоль, сырочек,

    Сахарный песок,

    Маслица кусочек,

    Ананасный сок.

    Вездеход

    Вам сегодня не везет?

    Вас автобус не везет?

    Вы возьмите вездеход!

    Вездеход вас повезет…

    Верно, правильно назвали

    Вездеходом вездеход

    Склевали гуси

    Купила Марусе бусы бабуся.

    На рынке споткнулась бабуся о гуся…

    Не будет подарка у внучки Маруси:

    Все бусы склевали по бусинке гуси.

    Затея

    Вот веселая затея –

    запускать на нитке змея.

    Змей летит выше берез!

    Ветер змея не жалея

    Прямо к солнышку понес.

    Саня и сани

    Маленькому Сане подарили сани.

    Посмотрите сами: вот какие сани!

    Вез на гору Саня за собою сани.

    Съехал с горки Саня, а на Сане – сани!

    Подберезовик

    Подберезовик, подберезовик

    Ловко спрятался под березою

    Да не прячься ты так старательно –

    Я найду тебя обязательно.

    Вот так свистнул!

    Кто-то принес Сереньке свисток. Носит с тех пор его Серенька всюду с собой и все свистит да свистит.

    Один раз Серенька как свиснет! У самого уха кота Васьки. Испугался Васька и скок на стол. А там миска со сметаной. И вот миска пуста, а весь стол и Васька в сметане.

    Зайка и коза

    У Зины заводная коза. Заведут ее – она забегает по доске. Забавная такая! Зина сама заводит козу. А о своем зайке совсем забыла. Одна Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенку поет: «Скоро мой зайка заснет, зайку никто не возьмет!»

    Стихи, тексты для закрепления произношения звуков Ш, Ж

    Жадина

    Жадину я ни о чем не прошу.

    В гости я жадину не приглашу.

    Не выйдет из жадины друга хорошего,

    Даже приятелем не назовешь его.

    Прибаутка

    Уж ты, Мишенька, дружок,

    Ты не бегай на лужок,

    На крутой бережок.

    Добыча меда

    Жалко жадных медвежат,

    Пчелы кружатся, жужжат,

    Жала к рожицам все ближе…

    Мед медведи жадно лижут.

    Наша Маша

    Наша Маша рано встала,

    Кукол всех пересчитала:

    Две матрешки на окошке,

    Две Танюшки на подушке.

    Машина каша

    Маша каши наварила,

    Маша кашей всех кормила.

    Положила Маша кашу

    Кошке – в блюдце, Жучке – в плошку,

    А коту – в большую ложку.

     

    Шмель

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

    На лужайке я жужжу!

    На лужайке я жужжу,

    Над ромашками кружу!

    Безобидно я жужжал,

    Что же Женя убежал?

    Лошадки

    Миша и Женя бежали. Они играли в лошадки. У Миши были вожжи. Он погонял Женю: «Но! Поехали! Живей! Живей!»Женя бежал вперед, поднимая ноги, как лошадь.

    Ребятишки убежали далеко, а потом прибежали обратно к дому.

    Школа

    Наташа и Гоша – школьники. Они идут в школу. В руках у них – школьные портфели. Там лежат книги и тетради.

    Вот и наша школа. У нее пять этажей. В школе Наташа и Гоша вешают одежду в шкафы и переобуваются. У Гоши первым уроком должна быть химия, он идет на второй этаж. Наташе надо не третий этаж, у нее математика.

    Стихи, тексты для закрепления произношения звуков Л, ЛЬ

    Мила и мыло

    Не жалела мама мыла.

    Мама Милу мылом мыла.

    Мила мыла не любила.

    Миле в глаз попало мыло.

    - Что ты плачешь, наша Мила?

    - Я выплакиваю мыло.

    Лапти

    Павка на лавке

    Плетет лапти Клавке.

    Не годятся лапти

    Клавке на ножки,

    А годятся лапти

    На лапки кошке.

    Плотник

    Летят опилки белые,

    Летят из-под пилы.

    Это плотник делает

    Окна и полы.

    Хозяйка

    Убежало, убежало

    Убежало молоко.

    Я с трудом его поймала.

    Быть хозяйкой нелегко.

    Любят очень сильно славную малышку,

    В ванночке купают Милочку-голышку,

    Помогают маме Лада и Алина.

    Лада поливает Милу из кувшина,

    Мама моет мылом своего младенца,

    А Алина вытрет Милу полотенцем.

    Клоун-чудак

    Клоун-чудак

    Все делал не так:

    Ломом копал,

    Лопатой ломал,

    Пилой колол,

    А кистью мел!

    Находка

    Мала сидела у окна и услышала жалобный писк. Мила побежала в сад и увидела там маленького, еще слепого щенка. Ему было холодно.

    Миле стало жалко его. Она закутала щенка в большой платок и понесла домой.

    Дома Мила дала ему теплого молока. Щенок вылакал все молоко и уснул.

    Лодочка

    На даче была лодка. Она была плохая. И на ней никто не катался. Но однажды Володя и Клава захотели покататься. Они взяли весла, сели в лодку и поплыли.

    Лодка начала наполняться водой. Володя и Клава сильно испугались. Но недалеко была мель. Володя и Клава увидели ее и благополучно довели лодку до мели.

    Стихи, тексты для закрепления произношения звуков Р, РЬ

    Все красное

    Красный помидор растет на огороде.

    Красный георгин красуется в саду.

    Красная брусника краснеет у дороги.

    А красную ромашку я что-то не найду.

    Кенгуру

    Носит мама-кенгуру

    В теплой сумке детвору.

    А ребятки-кенгурятки

    Целый день играют в прятки

    Алешкина кричалка

    Лейся, лейся дождик!

    Я хочу расти!

    Я не сахар! Я не коржик!

    Не боюсь я сырости!

    Три крокодила

    Жили в долине Нила

    Три больших крокодила.

    Первый – только большой.

    Второй – с прекрасной душой.

    А третий – ну просто милый!..

    Но всех их зовут - крокодилы.

    Драчун

    На руке у Ромы рана,

    И рукав у Ромы рваный.

    Дрался Рома утром рано

    У своих ворот с бараном

    Варежки

    Варежки у Вари пропали на бульваре.

    Воротилась Варя вечером с бульвара,

    И нашла в кармане

    Варежки Варвара.

    В пенале

    Хвастались друг перед другом ручка и карандаш.

    -   Я отлично пишу! – говорила ручка. – Без единой ошибки!

    -   А я, - вторил ей карандаш, - я и забыл, когда ошибался!

    А резинке было стыдно это слушать, ведь она стирала их ошибки.

    Разведчица

    -   Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?

    -   Наверное, расстроилась. А почему ты спрашиваешь?

    -   Меня Вовка на разведку прислал.

    Работа с детьми младшего дошкольного возраста

    Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: как ни в каком другом возрасте быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: "апиед" вместо "велосипед"), неправильное ударение и пр.

    На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

    Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, а также трех-, четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

    Угадай, что звучит

    Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

    Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. "Что звучит?" — спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

    Чудесный мешочек

    Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных (утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.).

    Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек.. Родитель, держа мешочек, подходит к ребенку и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее и громко назвать. Родитель добивается, чтобы ребенок правильно и внятно называл игрушку. Если ребенок затрудняется ответить, взрослый подсказывает ему.

    Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

    Магазин

    Наглядный материал : игрушки, в названиях которых есть звуки м – мь, п – пь, б – бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.).

    Родитель расставляет на столе игрушки и предлагает ребенку поиграть. "Я буду продавцом", — говорит он и переспрашивает: "Кем я буду?". Ребенок отвечают. "А ты будешь покупателем. Кем ты будешь?" — "Покупателем", — отвечают ребенок. "Что делает продавец?" — "Продает" — "Что делает покупатель?" — "Покупает". Взрослый показывает игрушки, которые он собирается продавать. Ребенок называют их. Затем родитель приглашает к столу ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Родитель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово "пожалуйста" выделяет голосом. Взрослый дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.

    Родитель следит за тем, чтобы ребенок правильно произносил звуки м – мь, п – пь,  б– бь в словах, отчетливо выговаривал слова с этими звуками.

    Можно ездить или нет

    Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

    Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Взрослый следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

    На прогулку в лес

    Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц).

    Взрослый выставляет игрушки и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Взрослый следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

    Скажи, как я

    Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

    Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следить за тем, чтобы ребенок произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

    Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.

    Работа над слоговой структурой слова

    Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До трех лет это физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: "мацицикл" (мотоцикл), "мицанель" (милиционер), "касанавт" (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако если дошкольник в 4-5 лет произносит: "касавока" (сковородка), "писось" (пылесос), "анга" (нога), "липека" (таблетка) и т.п., то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова. В таком случае ребенку требуется помощь специалиста - логопеда.
    В системе языка с тремя основными составляющими - фонетикой, лексикой и грамматикой - слоговая структура занимает, на наш взгляд, особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи - фонетики (Т.Г.Егоров, Н.Х.Швачкин и другие). Но с другой - существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников (Р.Е.Левина, А.К.Маркова и другие). Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.
    По данным некоторых исследователей, существует влияние формирования слоговой структуры и на грамматический строй речи.
    Р.Е.Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребенка тесно связано со слогообразованием. По мнению Д.Б.Эльконина, овладение грамматическим строем напрямую зависит от ориентировки ребенка в звуковой системе родного языка. Улучшая последнюю (и, в частности, воспроизведение слоговой структуры слов), мы создаем основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом.
    Известен и тот факт, что отдельные слова связываются в предложения благодаря грамматическим средствам - окончаниям, а также различным предлогам и союзам. Они же, в свою очередь, нередко образуют в речевом потоке слабые, безударные слоги, звуковые комбинации, содержащие стечения согласных звуков (под столом, в стакане, со скамейки, из-под шкафа).
    Итак, при нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы - фонетики, лексики и грамматики - органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова.
    При подготовке ребенка к школе нужно поработать над слоговой структурой слова, т.е. определение количества слогов в слове, места слога в слове, выделение гласных звуков в слове. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить пропуски гласных звуков на письме.

    Можно предложить задания:

    • Определить количество слогов в слове;
    • Разложить картинки в 2 ряда в зависимости от количества слогов;
    • Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки  (..буз, ут.., лод..).
    • После того, как ребенок научится по заданию хлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, научите сочетать число хлопков с количеством слогов в словах: ма-ма, ча-сы, ма-ши-на, ли-мо-ны и т.п.
    • Учите ребенка подбирать слова с заданным количеством слогов. Легче всего произносить слова, состоящие из слогов типа «согласный-гласный» (ма-ма, му-ка и т.п.), затем подбираются слова, где один слог оканчивается на согласный (ка-ток, мас-ка, бан-ка, пас-та и т.п.), далее – слова, в которых оба слога оканчиваются согласным (лас-тик, бан-тик и т.п.).
    • Упражняйте в распределении согласных между двумя соседними слогами. Наибольшие трудности возникают при произнесении стечения согласных: ста-кан, Моск-ва, гра-дус-ник, каст-рю-ля, прос-ты-ня.
    • Запишите в «Словарик» слова, в которых ребенок пропускает или переставляет слоги. Учите его считать количество слогов в слове, начиная с боле простых – двухсложных.

    После того, как ребенок научится правильно выговаривать слово, обязательно надо следить за тем, как это слово произносится им во фразах, в речевом потоке. Это более сложный вид работы, чем отработка изолированного произнесения.

    Дети, умеющие читать, легче воспроизводят ритмический рисунок слов, тем более со сложной слоговой структурой.

    • Напишите слово (лучше на клейких листах), разрежьте его на слоги, перемешайте их. Предложите ребенку собрать (склеить) слоги, чтобы опять получилось слово. Сначала задание можно выполнять с опорой на образец, а затем по памяти.
    • Выделить первый слог из названия картинок, записать его, прочитать, что получилось ([ма]трешка, [ма]лина, [мы]ло, [ла]сточка, [ра]ма, [му]ха - Мама мыла раму.);

    Такого рода задания не только способствуют правильному воспроизведению слоговой структуры слов, но и формируют навыки контроля и планирования, необходимые в любой деятельности, особенно учебной.

    Рекомендации логопеда на лето

    Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Развивающие занятия можно проводить в игровой форме. Это поможет ребенку набраться сил и физически окрепнуть, чтобы справляться со школьными нагрузками. Проводите больше времени на открытом воздухе в подвижных играх. Все они развивают координацию и скорость реакций, учат формировать стратегию поведения, особенно игры с правилами. Сложного в занятиях ничего нет. Главное правильно подобрать виды занятий и систематически к ним обращаться. Если возникают вопросы, вы можете обратиться к логопеду за индивидуальными заданиями.

    Универсальная игра «Веселая поездка»

    Вы с ребенком путешествуете и проезжаете различные станции. В зависимости от того, что конкретно вы хотите развить подберите заранее их названия.

    • Если работаем над автоматизацией звуков, остановки могут быть такие: Свистелкино (на звук С), Комарово (звук З), Лалакино (Л), Тарахтелкино (звук Р)… Проезжая эти станции, ребенок должен хорошо назвать необходимый звук, подобрать слова с ним и составить словосочетания или предложения.
    • Если работаем над обогащением словаря, подойдут такие станции как Овощная, Ягодная, Зоопарк, Цирк, Мебельная и т. д. На них необходимо назвать несколько диких и домашних животных, предметов мебели, овощей, грибов.
    • Если ребенок затрудняется в составлении рассказов, то разложите в качестве остановок картинки и попросите малыша, проезжая мимо, рассказывать, что происходит на каждой станции. Ребенка можно стимулировать различными призами за проделанное путешествие по станциям.
    • Так же малыша могут заинтересовать минивикторины на станциях, например: на остановке Одежда, можно спросить ребенка, как назвать одежду из кожи (кожаная), из хлопка, шерсти, меха и т. д.; на остановке Ягодно – Фруктовая, спросите какое варенье или компот получатся из слив (сливовое), из яблок, вишни, клубники и т. д.

    Обязательно играйте!

    Играем в речевые игры:

    • Скажи наоборот (большой – маленький)
    • Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)
    • Действие (что делает?), признаки (какой, какая, какое, какие?) – рассматривание картин или окружающего, воображение.
    • Птицы и животные (дикие и домашние). Их детеныши. ( мама ЛОШАДЬ, папа КОНЬ, детеныш ЖЕРЕБЕНОК)
    • Один – много (шар – шары, дом – дома)
    • Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик)
    • Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный)

    Играем, развивая фонематические процессы:

    • Повтори за мной ( слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д);
    • Назови первый (последний) звук в слове;
    • Где спрятался звук - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ;
    • Какой ты слышишь звук ТВЕРДЫЙ или МЯГКИЙ? (В слове МИСКА какой слышится звук [М] твердый или мягкий?)

    Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием

    Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха.

    • Упражнение «Кораблик». Кораблики могут быть самодельными. Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой.
    • «Фокус». Сдуть ватку с кончика носа широким языком.
    • «Буря в стакане». В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения. В стакан с водой налейте 150 граммов воды и вставьте в воду трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку,  усиливаем выдох - вода бурлит.  Не забываем - плечи не поднимать!

    Желаю успехов!

    Спутник / аналитика

    cnt.sputnik.ru

    Полезное

    Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
    Смотреть видео-урок

    Кто на сайте?

    Сейчас 122 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

    Погода

    booked.net

    О персональных данных

    В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

    © Оф.сайт Детского сада №51 г.Чита, 2012-2024