Печать
Категория: Верхнее меню
Просмотров: 950


С кем вместе можно смеяться,

С тем вместе можно работать.

Роберт Орбен

Праздник - это «день торжества, установленный в честь или в память кого-чего-нибудь..., день, особо отмечаемый обычаем..., день радости и торжества по поводу чего-нибудь..., день игр, развлечений...». (С.И. Ожегов. Словарь русского языка)

Зачем детскому саду праздник?

Что тут говорить, и так ясно -для радости, веселья, тайны. Без праздника детская жизнь немыслима.

«Если праздников не хватает, их следует выдумать», - говорят японцы. Праздники важны для взрослых, но еще более необходимы детям. И не только потому, что детская жизнь полна глубоких переживаний, и ребенок остро нуждается в атмосфере всеобщей радости, веселья, игры. Праздник - это прекрасная возможность проникновения в мир познания и усвоения основных целостных знаний о жизни. Праздники являются школой чувств ребенка, где он обучается восторгу, удивлению. Чем больше такого радостного опыта в детстве, тем больше будет «запас радости», готовность к празднованию, умение создать праздник, несмотря на любые заботы и трудности «взрослой жизни». А как часто этого не хватает нам, вечно занятым взрослым.

Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубине души спрятаны серебряные колокольчики, которые надо отыскать, затронуть, чтоб они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал светлым и радостным.

Путь к этим колокольчикам отмечен чисто детскими вехами, а ниточка-веревочка, которая заставляет их звенеть, - это увлекательные досуги, праздники, игры-шутки, игры-минутки. Праздник в детском саду - это окно в волнующий мир музыки, поэзии, увлекательных игр и затей. Вокруг проблемы детских праздников идет много споров. Хотелось бы продолжить этот разговор и поделиться опытом проведения наших общесадовских неожиданных праздников.

Праздник - это ожидание таинств и сюрпризов. А тогда зачем нужны репетиции? Почему отрепетированный концерт называют праздником?

День бантика

Это был первый неожиданный праздник без предварительных, изнуряющих детей и взрослых репетиций. Мы подготовили красочное объявление о предстоящем празднике, на который приглашались все дети и их родители. Родителям предложили принять участие в создании костюма своему ребенку. Педагоги волновались, готовясь к необычному празднику. В этот день все сотрудники детского сада встречали детей и родителей в бантиках. Родители постарались! А дети? Дети просто состояли из бантов, бантиков, крошечных и огромных, разного цвета, формы, величины. Мама Никиты С. делилась впечатлениями от радости, которую испытала вся семья, готовя костюм для сына ко Дню Бантика: «Ждали девочку, а вот родился третий сын. Так вчера душу отвела, собирала банты по всему дому, у нас на костюме 87  бантиков».

Утром в день праздника сказочные герои, встречая детей у дверей сада, пригласили их в Страну Бантиков. Весь день был посвящен бантикам. Дети хвалились своими бантиками перед друзьями, повязывали игрушкам, рисовали, делали аппликацию, считали бантики, придумывали названия своим костюмам.

На прогулке детей ждали задания-сюрпризы: «Поймай бантик-бабочку», «Допрыгни до бантика», «Завяжи бантик» и др. На каждом участке для детей украсили бантиками-конфетами чудо-дерево. Это постарались родители. На этом празднике они были не просто зрителями, а активными участниками.

В музыкальном зале после сна выбрали принца и принцессу Страны Бантиков. Дети играли вместе с родителями, папы завязывали бантики мамам и дочкам, мамы делали бабочки-галстуки папам и сыновьям. Все вместе пели, танцевали, смеялись.

Ну а какой праздник без угощения? Наш повар испекла много слоеных бантиков-булочек, а в огромном банте детей ждал сюрприз.

Так прошел наш первый необычный праздник, в котором участвовали дети, сотрудники детского сада и родители. Ведь на хорошем празднике нет гостей, здесь все хозяева.

Парад Шляп

Мы задумали провести следующий необычный праздник - Парад Шляп. Хотелось, чтобы идея праздника шла от детей. Как-то утром в подготовительной к школе группе дети обнаружили кем-то забытую шляпу (красивую, украшенную цветами), а в старшей - цилиндр. Сколько было разговоров, даже решили придумать сказки-истории, как шляпы могли попасть в группы. Детский сад у нас большой, живем мы все -и дети, и взрослые - одной дружной семьей. Дети могут сходить в гости в другую группу, что-то спросить и похвалиться успехами, порадоваться, зайти в любой кабинет, задать вопрос, попросить помощи. Поэтому очень быстро стало известно всему саду, что в двух группах появились неизвестно кем оставленные шляпы. И всех волновал один вопрос: что бы это значило? Вечером о находках стало известно родителям. Дети озадачили и их.

В старшей группе зашел разговор о головных уборах, а в подготовительной к школе группе дети стали искать в энциклопедии «Все обо всем информацию, о шляпах. В книгах сказок стали обращать внимание на иллюстрации, какие головные уборы носят герои. Пришлось воспитателю подготовительной к школе группы идти в читальный зал центральной библиотеки города, чтобы узнать что-то новое о шляпах. Дети рисовали героев в шляпах, вечерами мастерили шляпы из бумаги. А в один из вечеров по группам прошлась старуха Шапокляк Шапокляк похвалилась своей шляпкой, рассказала детям, что ее имя произошло от названия складного цилиндра -шапокляк, который делали из шелковой материи, натягивая ее на стальной пружинный каркас. В театре такой цилиндр можно было сложить и убрать под кресло.

Дети стали показывать шляпы, которые смастерили сами, и те, что использовались для театрализованной деятельности. Все вместе решили устроить Парад Шляп в детском саду. Сделали пригласительные билеты для родителей и детей с предложением участвовать в параде Шляп. Родители готовили для себя и своих детей шляпы, все сотрудники детского сада тоже должны были быть в шляпах.

Утром Незнайка, встречая детей, удивлялся, просил детей рассказать об их шляпах, вместе придумывали истории о шляпах, подбирали им названия. Родители вместе с педагогами втайне от детей в течение недели готовили дипломы в разных номинациях: «Самая большая шляпа», «Самая маленькая шляпа», «Самая вкусная», «Самая цветущая», «Самая смешная», «Самая высокая», «Самая воздушная», «Самая оригинальная» и т.д. Дипломов сделали много, для каждого ребенка. Родители, педагоги, дети всю неделю жили в ожидании праздника.

Все пришедшие на праздник родители были в шляпах. Они проводили игры-задания с детьми: «Соберитесь, все красные шляпы, шляпы с цветами», «Выберите из всех шляп самые большие, самые маленькие» и др. Дети пели веселые песни. В конце праздника малыши получили медали в виде шляп, сделанные для них детьми подготовительной к школе группы. Был и сюрприз. Пришел огромный мухомор в шляпе которого оказались сладости.

После сна в старшую и подготовительную к школе группы пришла Весна и рассказала, что ее красивую шляпу с цветами унес ветер, и она не знает, где теперь ее искать. Дети с удивлением и радостью рассказали Весне, что неделю назад они обнаружили ее шляпу у себя в группе, и сегодня они приглашают Весну на Парад Шляп. Дети подготовительной к школе и старшей групп уже сами представляли на подиуме свои шляпы, придумав им названия: «Фруктовый сад», «Смешинка», «Сладенькая», «Храбрый индеец» и т.д. Родители с детьми играли в игры: «Перенеси в шляпе воздушные шары», «Попади в шляпу», «Поймай шляпу».

Праздник продолжался. Фокусник показывал фокусы, простые, но милые и забавные, которые вызывали восторг, удивление и смех у родителей, педагогов и детей.

Дети спели песню про Мухомор, Виолетта Н. исполнила песню «Мамина шляпка», станцевали знакомую парную польку. Под музыку демонстрировали свои шляпы вместе с родителями.

В конце праздника все дети получили дипломы в разных номинациях. Счастливые, веселые глаза детей, благодарность родителей, удовлетворенность педагогов говорили о главном: праздник удался!

После этих праздников обнаружилось, что в каждой группе есть семьи с «неостывшей к детству душой». Они вместе с педагогами делали декорации, костюмы, атрибуты, дипломы, играли сказочных героев. Эти родители-зачинщики, выдумщики, зажигающие других, просто счастливы от того, что вместе с педагогами создают для детей радость.

Кто не мечтает о неожиданном празднике? Эта тема очень заинтересовала всех. На консультации о неожиданных праздниках родители вместе с педагогами придумывали, какие могут быть праздники дома, в детском саду. Кто-то делился опытом уже ставших традицией семейных праздников. Получился забавный список:

  • День сюрпризов;
  • День проказ и приключений;
  • Праздник мороженого;
  • Новогодние сюрпризы;
  • Праздник воздушных шаров;
  • Парад Шляп;
  • Праздник бабушкиных пирогов;
  • Праздник осенних даров;
  • Праздник старых фотографий;
  • Праздник первой сосульки;
  • Праздник первого снега;
  • Праздник  цветущей  вишенки;
  • День рождения березки;
  • Праздник большой картины;
  • Праздник старых игрушек.
Неожиданные праздники - это не специально подготовленные сценарные постановки, это просто состояние души, которым взрослые могут поделиться с детьми. Главный результат таких праздников - хорошее настроение, совместная радость, удовольствие от общения с детьми, музыкой.

Предлагаем вашему вниманию рассказ о проведении неожиданных праздников, идея которых была разработана в результате совместного творчества педагогов и родителей.

День большой картины

В коридоре помещаем рулон обоев для коллективного рисования. Рисуют все: родители, сотрудники, гости. Это настолько весело, увлекательно. Получилась огромная картина под названием «Мы любим лето». Дети не только показывают всем свои рисунки, но и с гордостью демонстрируют работы родителей.

Праздник первого снега

Все рады чистоте, свежести, которые   принес   с   собой первый снег. На снегу рисуем специальными   карандашами, играем в снежки, лепим фигуры из снега, приносим снег в тазу в группу, лепим из него пирожки для кукол, талой водой поливаем цветы, вырезаем из салфеток снежинки, устраиваем снежную метель. Все так ждут этого момента! Сколько восторга и счастья!

Осенние посиделки

Дети, педагоги, родители (в основном мамы и бабушки) готовят стол, который изобилует дарами осени: пирогами с ягодами, салатами, вареньем, компотами, картошкой в мундире. Дети в русских народных костюмах, бабушки и мамы с платками на плечах поют песни, водят хороводы. Все вместе пьют чай у самовара под песни и шутки.

Праздники Полянки Чудес

На территории нашего детского сада есть Полянка Чудес. Это небольшой участок за детским садом: уютный, зеленый, с деревьями и клумбами. Летом здесь проходит много праздников. Каждую весну папы наводят на полянке порядок: обрезают старые ветки, поросль, мешающую играм, чистят участок от листьев, помогают разбить цветники. А как горды дети, что их папы благоустраивают их любимую полянку.

День рождения березки

Нашей красавице березке мы поем песни, водим вокруг нее хороводы, повязываем ей ленты, читаем стихи, загадываем друг другу загадки. В корзине под березкой находим дары дерева: сушеные листья, изделия из бересты, сушеные почки, деготь в бутылочке. Спасибо нашей березке, она не только веселит, но и лечит. Березка, мы о тебе тоже позаботимся: подрыхлим, удобрим землю, польем водой. Поговорим о бережном отношении к березке, о том, как губительны для нее надрезы во время весеннего сокодвижения, прочтем строки «Не руби березы белой, не губи души лесной...». Из кусочков бересты, подаренных березой, сделаем игрушки.

День сюрпризов

На Полянке Чудес детей ждут чудо-деревья с выросшими фруктами (бананами, яблоками, апельсинами) или конфетами. Здесь детям встречается гриб Мухомор, который знает много загадок. Прилетает Ветер поиграть с детьми, попроказничать, приносит султанчики, бумажные ленты, вертушки (сделанные папами) для наблюдений и игр с ветром. Дети находят на деревьях письма с заданиями, встречаются на полянке со сказочными героями. Фантазии педагогов и наших союзников - родителей нет предела.

День рождения

Как же сделать так, чтобы А этот день стал незабываемым, знаменательным в жизни ребенка?

Ко дню рождения, как и к любому празднику, готовятся заранее, конечно, втайне от ребенка. Пусть этот день будет полон сюрпризов. Утром, обязательно утром, потому что ребенок задолго до этого дня находится в ожидании чуда, начинаются поздравления. Переступив порог детского сада, он слышит их от всех сотрудников, так как накануне воспитатели группы сообщили всем о предстоящем дне рождения. С самого утра имениннику надевают золотую корону и красивый плащ, сидеть он будет тоже на особенном стульчике - троне, задрапированном нарядной тканью Обязательны «Каравай» и «Круг пожеланий». Утром в группу приходит сказочный герой, играет со всеми, поздравляет именинника. На чаепитие приглашаются мама и папа. На праздничном пироге - обязательно свечи по количеству лет. Все вместе большой семьей пьют чай с пирогом. Для виновника торжества устраивается концерт, небольшой спектакль. Родители показывают фотографии ребенка в возрасте одного года, двух, трех лет, рассказывают, каким он был в это время, вспоминают интересные события в его жизни. Дети дарят виновнику торжества подарки, сделанные своими руками, затем подарки преподносят мама и воспитатель группы.

Присутствие родителей, их участие в празднике усиливает эмоциональную связь с ребенком, они ближе знакомятся с другими детьми, чувствуют свою дети сопричастность к жизни ребенка в детском саду.

День проказ и приключений

1 апреля! Теплое весеннее утро, снег почти весь растаял. Детей и родителей встречает на улице Дед Мороз и предлагает прокатиться на лыжах по голому асфальту - дети пробуют, родители смеются. Всем интересно, как Дед Мороз попал в детский сад. Оказывается, шутник Карлсон пригласил его на Праздник Смеха. Дети объясняют Деду Морозу, какой сегодня праздник. Зимний гость обещает прийти к ним зимой, прощается, настроение веселое.

В саду приключения продолжаются: чтобы пройти в группу, надо скатиться с горки, пройти по скамейке, лабиринту. В группе дети видят воспитателей в необычных костюмах, причем воспитатели поменялись группами. Дети после выполнения забавных игр-заданий возвращают своих любимых педагогов в группы. Все дети в смешных нарядах. У одного мальчика на голове крышка от чайника вместо шляпы; мальчишки - в юбках, платьях, девочки - в папиных галстуках, носках разного цвета.

Собираясь на прогулку, дети обнаруживают у себя в варежках, сапожках, шапочках конфеты. Кто бы мог их туда положить? Ясно кто, спора нет - Дед Мороз. На прогулке дети встречают лису Алису с котом Бази-лио. Выполняя смешные задания, приходят на Полянку Чудес, где их ждет чудо-дерево с фруктами.

В этот день все ходят по саду спиной вперед, друг друга разыгрывают. Вечером в зале детей ждут клоуны. Все поют песни, играют, носят шары на подносе, забивают в ворота воздушный шарик, мамы прыгают через скакалки, соревнуясь, кто дольше. Дети - в ожидании сюрпризного момента, и вдруг влетает Карлсон с огромной конфетой, которую обещает подарить, если все вместе станцуют веселый танец «Лавата». Мамы, папы, дети танцуют. В подарок получают воздушные шары, которые быстро надуваются, а у иных и лопаются. Такой уж этот день смеха.

Праздник - важное и большое дело, всего  коллектива , всегда ,творческое. Праздник  своеобразная форма духовного обогащения ребенка. Без праздников невозможно представить себе счастливого ребенка.

Делу время... и потехе время.