Печать
Категория: Верхнее меню
Просмотров: 719

Развитие музыкальных способностей и творческого начала на занятиях.

Сегодня, к сожалению, недостаточно внимания уделяется развитию чувственной сферы детей. А ведь в этом огромную помощь может оказать музыкальное образование. Музыка – один из самых  эмоциональных видов искусств, связанных с духовной жизнью человека. Музыкальный язык  универсален. Объединяя звук, слово и движение, музыка способствует решению проблемы гармонизации интеллектуальной и эмоциональной жизни ребенка, создает условия для творческих упражнений и действий, развивает воображение и творческое мышление.

Ребенок получает массу важнейших  знаний и умений – опору для опознания и развития во всех областях. Душа ребенка формируется под влиянием творческого процесса, который базируется на эмоциональном восприятии и опыте раннего детства. А то, что ребенок познает в детстве, остается на всю жизнь. Изначально заложенная природой музыкальность развивается у детей до трех лет в процессе получения определенных впечатлений и  приобретения раннего опыта. В этот период организаторами получения всей необходимой информации являются  чуткие и заботливые родители. Только от них зависит, сумеет ли ребенок реализовать тот потенциал, который в нем заложила природа. Позже, посещая детские дошкольные учреждения, ребенок начинает знакомиться и приобщаться к миру музыки и творчества.

Для того чтобы он быстрее включился в образовательный процесс, привык к новым условиям, требованиям и просто к новым взрослым и своим сверстникам, необходимо узнать и определить, что он чувствует, ощущает, что интересует и привлекает его внимание. Ведь у каждого ребенка свое восприятие окружающей действительности.

То, что в данный момент  привлекает внимание одних, оставляет равнодушным других. Поэтому на начальном этапе музыкального образования экспериментируйте, пробуйте и наблюдайте за его реакцией. Период адаптации для детей, с которыми играли с рождения, проходит обычно быстро и легко. На первых занятиях обязательно присутствие близкого для ребенка взрослого.

Но не для того, чтобы заставлять и делать за малыша то, что  он сможет сделать сам. Только личным примером и активным участием в работе группы можно помочь ребенку освоить навыки игрового поведения. Сложнее происходит  привыкание детей, с которыми мало играли или ограничивали самостоятельность. При первой же неудаче они могут отказываться от процесса обучения. Таких детей лучше приводить на занятия в раннем возрасте, чтобы они поняли, как можно интересно обучаться играя. Непросто адаптируются и дети, привыкшие к академической подаче музыкального материала. Они боятся экспериментировать, пробовать, у них слабо проявляется творческое начало. Чем старше ребенок, тем больше «вмешивается» в обучение его характер, что, конечно, мешает учебному процессу. Проблемы, связанные с возрастными изменениями ребенка, наилучшим образом поможет решить коллективная игра, удовлетворяющая  его претензии на самостоятельность. Процесс обучения предполагает подход к ребенку как к личности и заключается в том, чтобы пропустить любую музыкальную деятельность через его чувства. Для успешного выполнения игровых задач от него потребуются такие качества, как чувство локтя,  согласованность в действиях, ответственность перед другими, умение принимать индивидуальные решения в рамках коллективных взаимоотношений. Ребенок, действуя согласно личным интересам и возможностям, приобретает собственный музыкальный и коммуникативный опыт. Дети осваивают навыки совместного творчества, учатся петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать и играть.

Занятия принимают форму единого импровизационно – игрового процесса.  Создавая условия для эмоционального раскрепощения и самовыражения детей, музыкальный руководитель должен следовать четко поставленным целям и задачам. Но при возникновении неожиданных ситуаций (например, ребенок пришел с игрушкой и не хочет  с ней расставаться) эффективнее изменить запланированный ход занятия. Поддерживая инициативу ребенка, предложите ему выбрать действия и игру, в которую хотела бы поиграть игрушка. Владея всем арсеналом игрового материала, руководитель может варьировать ход самого занятия и игровые действия, быть свободным в выборе игрушек, спортивного инвентаря и атрибутики, необходимых  для творческого развития детей.