па

Тема: «Обучение дошкольников игре на  детских музыкальных  инструментах»
(из опыта работы).

музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №49  г. Читы Забродина Наталья Дмитриевна.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей  дошкольников,  нужно начинать с младшего возраста. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, увеличивается и расширяется словарный запас,  развивается экспрессивная  сторона речи, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально — эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Я работаю в детском саду №49 с июля месяца 2015 года.

В сентябре я  создала  два оркестра  шумовых  инструментов  «Мы – музыканты»  на базе  МБДОУ детского сада №49.  В 1977 году я закончила «Культурно — просветительное училище» (ныне Краевое училище культуры) и получила квалификацию «Руководитель оркестрового самодеятельного коллектива» (оркестровое отделение).

Я создала два оркестра (6 и 8 подготовительные группы).

Музыкальная деятельность включала в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия — пение,  игра на музыкальных шумовых  инструментах,  изучение нотной грамоты, встречи с музыкантами, а также знакомство с различными музыкальными инструментами (саксофон, скрипка, гитара, ударные инструменты, баян, мандолина и другие).

С помощью пения (упражнения для голоса),  игры на музыкальных инструментах можно развивать другую музыкальную способность — умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание — и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Инициатором  обучения детей на музыкальных инструментах уже в двадцатые годы стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Игра на музыкальных инструментах  - один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов обогащает музыкальные впечатления школьников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

В детском саду есть такие музыкальные инструменты: деревянные ложки, маракасы, ксилофоны, металлофоны,  барабаны, дудочки, свистульки, треугольники, тарелки, трещетка,  кастаньеты, флейта, ряд электронных музыкальных инструментов,  саксофоны, гармошки  и другие.   Осенью 2015 года были приобретены дополнительно детские музыкальные инструменты.

Вначале  я  познакомила ребят со всеми  детскими музыкальными инструментами и показала, как извлекаются на них звуки.

После начала обучать детей игре на данных инструментах. Ребята  начали свое обучение с деревянных ложек, где сразу проверялся у детей слух и ритм. Учились правильно держать деревянные ложки, извлекать четкий, быстрый и сухой звук.  Постепенно перешли на знакомство с другими музыкальными инструментами, такими, как свистульки, бубны, дудочки, металлофоны и ксилофоны.

Для развития слухового и ритмического восприятия использую различные дидактические игры, такие как: «Что звучит?», «Узнай по голосу», «Волшебный мешочек», «Ритмические кубики»,  «Нотная грамота», «Сыграй как я» и многие другие.

Особое внимание уделяю наглядности. В музыкальном зале имеются в наличии  различные наборы карточек с музыкальными инструментами, портретами композиторов, и многое другое.

Провожу  музыкальные разминки с использованием различных музыкальных инструментов.

Ребята знают музыкальные звуки (низкие, высокие, длинные, короткие, громкие, тихие) и знают, на каких инструментах извлекается тот или иной звук. На занятиях ребята знакомятся с нотной грамотой: знают главный знак в музыке — скрипичный ключ,  нотный стан, понятие о такте, основные ноты (целая, половинная, четвертная и восьмая ноты) и их длительности, поют  и проигрывают по нотам небольшие песенки («Василек», «Что ты хочешь, кошечка?» и другие) на ионике (электронный музыкальный инструмент).

В конце каждой четверти и в конце года устраиваем конкурсы «Самый умный», где ребята демонстрируют свои знания в музыкальной области и получают очки. В конце конкурса подводятся итоги  и распределяются призовые места.

Помимо простых занятий мы знакомим детей с творчеством русских и зарубежных композиторов (П.И. Чайковский, Э. Григ, С. Рахманинов, Равель и многие другие), проводим занятия музыкальной терапии, которые помогают снять нервное напряжение и насладиться музыкой великих композиторов.

Также бывают занятия — слушание, где ребята знакомятся с сольными музыкальными номерами (игра барабанщиков, виолончелистов, скрипачей и гитаристов). Видя и слыша виртуозную игру великих музыкантов, ребята стремятся усовершенствовать свою игру.  Когда  ребята начали осваивать игру на шумовых инструментах, трудно было их приучать игре в оркестре. Они не прислушивались  друг к другу, играли громче других  (барабан, маракасы) и своей игрой заглушали других ребят.  Постепенно я приучила их прислушиваться к игре других ребят, уважать друг друга и  чувствовать себя частью детского оркестра.

Трудно было осваивать ритмический рисунок того или иного музыкального произведения, так как он не всегда был одинаков у того или иного инструмента,

но в процессе музыкальной деятельности ребята постепенно стали различать, запоминать музыкальное произведение и научились слушать музыку.

Репертуар в основном русский народный: «Во кузнице», «Выйду ль я на реченьку», «Светит месяц», «Яблочко»,  и другие.

Использую в своей работе компьютерные технологии. Ребята знакомятся с  оркестрами  русских народных инструментов, а также  симфонических.

Ребята научились выступать на публике и с удовольствием  демонстрируют свои навыки и умения на различных праздниках в детском саду.

Литература:

  1. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах», Н.Г. Кононова, «Просвещение», 1990.
  2. «Учите детей петь», Т.М. Орлова, С.И. Бекина, Москва, «Просвещение», 1987.
  3. «Методические рекомендации обучения детей игре на шумовых инструментах» (статья из Интернета).
  4. «Учебное пособие: обучение детей игре на музыкальных инструментах» (статья из Интернета).
  5. Реферат: «Развитие музыкально — ритмических способностей учащихся на уроке «Оркестр шумовых и ударных инструментов» (материал из Интернета).
  6. «Ударные инструменты» (дополнительный материал из Интернета).
  7. Цикл музыкальных занятий с использованием ИКТ технологий «Знакомство с музыкальными инструментами» (Интернет).