Тема: «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
(из опыта работы).
музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №49 г. Читы Забродина Наталья Дмитриевна.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей дошкольников, нужно начинать с младшего возраста. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, увеличивается и расширяется словарный запас, развивается экспрессивная сторона речи, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально — эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Я работаю в детском саду №49 с июля месяца 2015 года.
В сентябре я создала два оркестра шумовых инструментов «Мы – музыканты» на базе МБДОУ детского сада №49. В 1977 году я закончила «Культурно — просветительное училище» (ныне Краевое училище культуры) и получила квалификацию «Руководитель оркестрового самодеятельного коллектива» (оркестровое отделение).
Я создала два оркестра (6 и 8 подготовительные группы).
Музыкальная деятельность включала в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия — пение, игра на музыкальных шумовых инструментах, изучение нотной грамоты, встречи с музыкантами, а также знакомство с различными музыкальными инструментами (саксофон, скрипка, гитара, ударные инструменты, баян, мандолина и другие).
С помощью пения (упражнения для голоса), игры на музыкальных инструментах можно развивать другую музыкальную способность — умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание — и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Инициатором обучения детей на музыкальных инструментах уже в двадцатые годы стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов обогащает музыкальные впечатления школьников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
В детском саду есть такие музыкальные инструменты: деревянные ложки, маракасы, ксилофоны, металлофоны, барабаны, дудочки, свистульки, треугольники, тарелки, трещетка, кастаньеты, флейта, ряд электронных музыкальных инструментов, саксофоны, гармошки и другие. Осенью 2015 года были приобретены дополнительно детские музыкальные инструменты.
Вначале я познакомила ребят со всеми детскими музыкальными инструментами и показала, как извлекаются на них звуки.
После начала обучать детей игре на данных инструментах. Ребята начали свое обучение с деревянных ложек, где сразу проверялся у детей слух и ритм. Учились правильно держать деревянные ложки, извлекать четкий, быстрый и сухой звук. Постепенно перешли на знакомство с другими музыкальными инструментами, такими, как свистульки, бубны, дудочки, металлофоны и ксилофоны.
Для развития слухового и ритмического восприятия использую различные дидактические игры, такие как: «Что звучит?», «Узнай по голосу», «Волшебный мешочек», «Ритмические кубики», «Нотная грамота», «Сыграй как я» и многие другие.
Особое внимание уделяю наглядности. В музыкальном зале имеются в наличии различные наборы карточек с музыкальными инструментами, портретами композиторов, и многое другое.
Провожу музыкальные разминки с использованием различных музыкальных инструментов.
Ребята знают музыкальные звуки (низкие, высокие, длинные, короткие, громкие, тихие) и знают, на каких инструментах извлекается тот или иной звук. На занятиях ребята знакомятся с нотной грамотой: знают главный знак в музыке — скрипичный ключ, нотный стан, понятие о такте, основные ноты (целая, половинная, четвертная и восьмая ноты) и их длительности, поют и проигрывают по нотам небольшие песенки («Василек», «Что ты хочешь, кошечка?» и другие) на ионике (электронный музыкальный инструмент).
В конце каждой четверти и в конце года устраиваем конкурсы «Самый умный», где ребята демонстрируют свои знания в музыкальной области и получают очки. В конце конкурса подводятся итоги и распределяются призовые места.
Помимо простых занятий мы знакомим детей с творчеством русских и зарубежных композиторов (П.И. Чайковский, Э. Григ, С. Рахманинов, Равель и многие другие), проводим занятия музыкальной терапии, которые помогают снять нервное напряжение и насладиться музыкой великих композиторов.
Также бывают занятия — слушание, где ребята знакомятся с сольными музыкальными номерами (игра барабанщиков, виолончелистов, скрипачей и гитаристов). Видя и слыша виртуозную игру великих музыкантов, ребята стремятся усовершенствовать свою игру. Когда ребята начали осваивать игру на шумовых инструментах, трудно было их приучать игре в оркестре. Они не прислушивались друг к другу, играли громче других (барабан, маракасы) и своей игрой заглушали других ребят. Постепенно я приучила их прислушиваться к игре других ребят, уважать друг друга и чувствовать себя частью детского оркестра.
Трудно было осваивать ритмический рисунок того или иного музыкального произведения, так как он не всегда был одинаков у того или иного инструмента,
но в процессе музыкальной деятельности ребята постепенно стали различать, запоминать музыкальное произведение и научились слушать музыку.
Репертуар в основном русский народный: «Во кузнице», «Выйду ль я на реченьку», «Светит месяц», «Яблочко», и другие.
Использую в своей работе компьютерные технологии. Ребята знакомятся с оркестрами русских народных инструментов, а также симфонических.
Ребята научились выступать на публике и с удовольствием демонстрируют свои навыки и умения на различных праздниках в детском саду.
Литература:
- «Обучение игре на детских музыкальных инструментах», Н.Г. Кононова, «Просвещение», 1990.
- «Учите детей петь», Т.М. Орлова, С.И. Бекина, Москва, «Просвещение», 1987.
- «Методические рекомендации обучения детей игре на шумовых инструментах» (статья из Интернета).
- «Учебное пособие: обучение детей игре на музыкальных инструментах» (статья из Интернета).
- Реферат: «Развитие музыкально — ритмических способностей учащихся на уроке «Оркестр шумовых и ударных инструментов» (материал из Интернета).
- «Ударные инструменты» (дополнительный материал из Интернета).
- Цикл музыкальных занятий с использованием ИКТ технологий «Знакомство с музыкальными инструментами» (Интернет).