Все мамы и папы хотят, чтобы их дети легко обучались в школе и были успешны во взрослой жизни.

Первый шаг к этому – умение красиво, свободно говорить.

Второй – умение грамотно читать и писать. Говорить ребенок учится в живом общении с взрослыми, слушая их речь и подражая ей. Если у него нет серьезных проблем в развитии, то этот процесс проходит незаметно: ребенок «берет» образец из речи окружающих и начинает активно его использовать. И часто, когда логопед спрашивает родителей, как они развивали речь ребёнка, те отвечают: «Ничего особенного не делали. Говорили много, не сюсюкали, песенки пели, книжки читали, чуть ли не с пеленок… играли много… потом начали стихи учить… он сам и научился…» Навыки чтения и письма, с другой стороны, не возникают «сами собой». И сколько же порой времени и терпения нужно, чтобы научить малыша читать! «Лиза в четыре года читала, а с Сашей бьемся уже два года, только воз и ныне там. Буквы все давно знаем, слоги читаем, а как берем слова – так сразу стоп, остановка…» «Мы в буквы с трех лет играть начали – пели, рисовали. Потом стали в слоги складывать, а ничего не получается. Буквы по одной называет, но вместе прочесть не может. Как нам быть?» «В логопедическую группу нас не взяли: сказали, что у Катюши с речью все в порядке. Но сейчас там ребята уже вовсю читают, а наша по-прежнему ни «бэ», ни «мэ». Пошли в «обучалку» на занятия по кубикам Зайцева – бесполезно, Катя не понимает ничего. Что делать?»

КОГДА УЧИТЬ? Существуют различные мнения о раннем обучении чтению. Многие родители считают: чем раньше, тем лучше. Вдохновленные (или испуганные) слоганом «После трех лет уже поздно!» они старательно изучают популярные методики, пишут слова на карточках и показывают их годовалому малышу, играют с двухлеткой в кубики Зайцева или шершавые буквы Монтессори. А в неудачах винят только себя: дескать, отступили от методических канонов. В свою очередь, логопеды, дефектологи, психологи нередко высказываются против раннего обучения чтению. В частности, психологи обращают внимание, что детишкам, которых слишком рано начали учить читать, бывает трудно вписаться в детский коллектив. Не потому, что они интеллектуально «выше» сверстников – просто у них не сформированы навыки общения. В то время, когда эти навыки должны были развиваться, мозг был занят другим делом: учился грамоте. Логопеды отмечают, что малыши, которых научили читать рано, читают, не понимая смысла: складывают буквы-картинки правильно, но не могут передать смысла прочитанного. Более того, эти дети нередко говорят хуже своих сверстников! Им тяжело даются самостоятельные рассказы, они неправильно изменяют слова (много помидоры, два уши, заменяют сложные предлоги простыми (ложка упала от стола, собака вылезла из крыльца) и т. д. Причина всё та же: в то время, когда малыш должен был учиться говорить, его учили читать.

Безусловно, во все времена были дети, которые сами хотели научиться читать, и постоянно приставали к родителям с вопросами «А здесь что написано?», «А это какая буква?». В этом случае, чтение было собственной задачей ребенка, и не мешало развитию речи и психики. Какой же выход? Идти вслед за реальным развитием малыша. Однозначного ответа, в каком возрасте учить ребенка читать, нет. Одни дети, действительно, в три года уже готовы к штурму азбуки, у других грамота «не пойдет» и в пять-шесть лет.

КАК УЧИТЬ? Итак, ребёнок готов к обучению чтению… И возникает новый вопрос: КАК его учить? Методик обучения чтению в наше время существует великое множество. Кубики Зайцева, карточки Домана, методика Монтессори, методика Тюленева, развивающие игрушки Воскобовича – это далеко не весь список. Они эффектны. Они обещают быстрый результат («Человек Читающий должен появляться раньше, чем Человек Прямоходящий!» «Там, где работают по „Кубикам“, уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам»). Другой вопрос – насколько эффективны? «Далеких» результатов пока нет – инновационные методики (как и раннее обучение чтению) пришли в Украину в течение последнего десятилетия, и поколение, занимавшееся по карточкам, кубикам и т. д. пока не выросло.