Логопедическое обследование - это исследование состояния речевого развития ребёнка с целью выявление возможных отклонений. В процессе логопедического обследования специалист обращает внимание на все стороны речевого развития ребёнка. Логопед обследует как понимание ребёнком обращённой речи (восприятие фонем, узнавание слов, понимание значения слов, понимание отношений между словами, понимание фраз, понимание смысла обращенной речи), так и собственную речь ребёнка (словарь, грамматический строй, звукопроизношение, голос, темп и плавность речи; особенности состояния двигательных функций, состояние функций жевания, глотания, состояния тонуса мышц речевого аппарата, и пр.). Во время логопедического обследования специалист также исследует строение и подвижность органов артикуляции ребёнка.

Логопедическое обследование носит комплексный характер, поэтому здесь учитываются возрастные, психологические и интеллектуальные особенности ребёнка.

Родителям надо быть готовым к вопросам логопеда о состоянии зрения, слуха их ребёнка, особенностях протекания беременности, родов и первых лет жизни малыша. Результатом логопедического обследования является логопедическое заключение и рекомендации родителям.

Комплексное логопедическое обследование особенно необходимо детям как минимум за 1 год до поступления в школу, даже если, по мнению родителей, у ребёнка нет видимых и явных нарушений речи. Дело в том, что некоторые речевые нарушения родители могут не замечать, списывая это на возраст ребенка, а современные требования к первокласснику достаточно высокие. После логопедического обследования ребёнка родитель может либо убедиться в отсутствии речевых нарушений у будущего школьника, либо вовремя быть проинформирован о выявленных нарушениях речи у ребёнка и возможностях их устранения.

При возникновении заикания у ребенка, одним из первых шагов , который обязан сделать каждый родитель- как можно скорее получить консультацию специалиста, т. к. от этого зачастую зависит результат. Любое промедление и » ожидание «,  что само пройдет, как правило приводит к закреплению данного нарушения и длительной коррекционной работе,  порой  требующей довольно много времени, сил и высокого профессионализма от логопеда.

Необходимость логопедического обследования возникает и в случае появления школьных проблем, таких как трудностей в овладении письмом и чтением.

Логопедическое обследование и  последовательный план коррекционной  работы особенно важен для детей со сложной структурой нарушения :  неговорящие дети, дети речь которых практически непонятна для окружающих, дети с проблемами жевания и глотания, при таких диагнозах как: детский церебральный паралич, аутизм, синдром Дауна, при синдроме дефицита внимания, гипервозбудимости.