ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ. ВСЕ "ЗА" И "ПРОТИВ"

Нужны ли занятия с логопедом ребенку? Если задать этот вопрос любому родителю, в большинстве случаев мы получим один ответ – «У нас проблем нет, нам логопед не нужен».

Логопед нужен почти каждому ребенку, который подрастает в наше современное время. Он нужен именно потому, что практически у большинства детей есть дефицит внимания и общения, особенно со своими сверстниками. Бывает так, что ребенку просто не с кем поговорить. Именно речь достаточно сильно связана как с мелкой моторикой, так и с координацией движений в целом. А если у ребенка дефицит общения, как он может нормально развиваться?

Многие родители вручают своему чаду свой планшет или телефон, чтобы ребенок отстал от них и просто поиграл в электронные игры. Ребенок достаточно быстро освоит предложенный способ заполнить свое личное время. Но как этот способ скажется на его развитии? Как это в целом повлияет на развитие его речевого аппарата?

Есть еще один скрытый момент, на который не обращают многие родители. Это истерика у ребенка. Догадывались ли вы, например, что такая форма невроза у ребенка может развиваться по одной простой причине – он не может четко выразить свою мысль, не может объяснить то, что он хочет. Это вызывает у него раздражение, а истерика – это именно форма выражения этого самого раздражения. Кстати, нельзя не вспомнить про заикание. У многих детей причина заикания именно в том, что они не могут четко сформулировать фразу, которую хотели сказать, начинают нервничать и заикаться. Есть большое количество различных форм неврозов, которые можно вылечить, консультируясь у логопеда. Это и заикание, и недержание мочи, и различные тики у ребенка. Во многих случаях причиной для невроза является именно задержка в развитии речевого аппарата, а невроз – это только симптом.

Занятия с логопедом незаменимы при подготовке ребенка к школе. Не важно, может ваш ребенок произносить букву «р» или нет, важно умеет ли он грамотно составлять предложения? Не путает ли он слова. А может быть вашему ребенку можно поставить диагноз дислексия? Что вы будете делать тогда? Дислексия – это не отклонение от нормы развития, это просто трудность в овладении навыком чтения и письма у ребенка. Теперь представьте себе, ваш ребенок пошел в школу и у него начались проблемы с освоением школьной программы. Реальность жизни такова, что некоторые учителя склонны называть таких детей «умственно неполноценными» и предлагают отправить ребенка в коррекционную школу. Но у ребенка дислексика нет отклонений в умственном развитии, это просто особенности его головного мозга. Определённые зоны мозга (задняя часть левой средней височной извилины) у таких детей функционально менее активны, чем в норме. Именно логопед может помочь выявить первые симптомы дислексии.

С другой стороны, если у ребенка все в порядке с чтением и письмом, есть другая сторона медали. Публичные выступления, в школе – это ответы у доски. Если ребенок испытывает трудности с формированием фраз и предложений, то ответы у доски будут для него создавать определенную психологическую проблему, которая при запущенных формах может привести к различным фобиям и заиканию у ребенка. Именно логопед научит ребенка основам формирования построения логических фраз, а это в свою очередь поможет ребенку побороть страх ответов у доски или публичных выступлений. 

Нарушение звукопроизношения и его коррекция

  • Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. Поощряйте стремление изучить что-то новое. Для ребенка весь мир – новый. Создайте ему возможность получать новые впечатления (но не переборщите!).
  • Основная деятельность ребенка – игра. Не отказывайтесь играть с ним. Хвалите и ободряйте его.
  • Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка – "сюсюкать" с ним. Тем самым Вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляется искаженное произношение. 

С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей; когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи; когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. 
Однако даже в раннем возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Они могут быть обусловлены как нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.

Возраст ребенка  Звуки 

1-2 года А О Э П Б М

2-3 года И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й

3-4 года С З Ц

4-5 лет Ш Ж Ч Щ

5-6 лет Л Р 

Воспитание у ребенка навыков правильного звукопроизношения

Эта задача ложится и на педагогов, и на родителей. Необходимо, чтобы и в семье, и в дошкольном учреждении все участники обучения ребенка произносили звуки правильно. Родителям нужно вовремя обратить внимание на нарушения речи у ребенка, ни в коем случае не подражать языку ребенка, не лепетать вместе с ним, не «сюсюкать» и не стимулировать неправильную речь. Например, некоторые родители, услышав от крохи неправильное слово и посчитав его смешным, начинают произносить его именно в этой манере, нежели исправить его произношение у малыша. Так формируется неправильное звукопроизношение и нарушение речи у детей.

Слова должны произносится одинаково правильно в общении со взрослыми и детьми. Во время игр и занятий с ребенком стараться больше внимания уделять произношению звуков, проговаривать их или пропевать в игровой форме. Можно подражать в звуках животным.

Ребенок не должен играть всегда один, ему обязательно нужно общение со взрослыми в процессе его игр. Хорошо, если родители помогут ребенку придумать сюжет, распределить роли, наделенные игровыми действиями. При таком подходе речь малыша будет улучшаться, он будет запоминать больше слов, расширять словарный запас.

Полезно читать ребенку сказки или пересказывать их своими словами, подключая и ребенка к пересказу. Кроме сказок, ребенку необходимо давать пояснения всем природным явлениям и бытовым ситуациям, которые с ним происходят, развивая тем самым его любознательность.

Можно учить с ребенком простые детские стишки и потешки, печь песенки, загадывать ребенку загадки.
Нужно учить с ребенком новые слова, особенно хорошо запоминаются труднопроизносимые и необычные, например, названия  динозавриков. 

 Артикуляционные упражнения, чтобы помочь ребенку заговорить

Приведенные ниже артикуляционные упражнения используются логопедами для стимуляции речевой активности детей. Занимаясь с ребенком дома, вы поможете своему малышу быстрее освоить речь и свободно заговорить.

► Артикуляционное упражнение с игрушечным котенком

  • Показать как котенок дует на молочко (дуем широкий язык, зажатый между зубов, щечки не надуваем);
  • Киска лижет молочко из блюдечка (широким языком делаем движения наподобие лакания, блюдцем является ваша ладонь);
  • Показать как котенок облизывается (делаем круговые движения язычком по внутренней поверхности губ);
  • Показать как котенок зевает: а-а (широко открыли рот);
  • Показать, как котенок заметил мышку и удивился: о-о (губки округлили);
  • Котенок стал пугать мышку: д-д (по подражанию);
  • А теперь котенок доволен сам собой (надувать и сдувать щечки)

► Артикуляционное упражнение с игрушечным ёжиком

  • Показать, как ежик фырчит (прикусываем верхними зубками нижнюю губу : ф-ф);
  • А теперь фырчит ежонок (улыбнулись, прикусили верхними зубками нижнюю губу: фь-фь);
  • Покажи, как Ежик кушает яблоко (надуваем по очереди щечки);
  • А теперь Ежик умывается (делаем круговые движения язычком по губам);
  • Покажи, что Ежику вкусно и он улыбается: и-и (в улыбке показать сомкнутые зубки);
  • А теперь ежик устал и зевает: а-а (широко открыли рот)

►"Окошко"

  • широко открыть рот - "жарко"
  • закрыть рот - "холодно"

► "Чистим зубки"

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

►"Месим тесто"

  • улыбнуться
  • пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
  • покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

►"Чашечка"

  • улыбнуться
  • широко открыть рот
  • высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

► "Дудочка"

  • с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

►"Орешки"

  • рот закрыткончик языка с напряжением поочередно упирается в щёкина щеках образуются твердые шарики - "орешки"

► "Шарик"

  • надуть щеки