– это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка. Музыка – это лекарство, которое слушают.
Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно – психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.
Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем:
преодолеть психическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять его увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.
В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных коррекционных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа.
Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована. Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим.
Музыкотерапия включает:
- прослушивание музыкальных произведений,
- пение песен.
- музыкальные паузы на занятиях.
- сочетание музыки и изобразительной деятельности.
- игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальная терапия
- музыкальные упражнения.
- ритмические движения под музыку.
Рекомендации по применению музыкотерапии в коррекционной работе с детьми:
- использовать для прослушивания произведения, которые нравятся всем детям;
- выбирать знакомые детям музыкальные пьесы;
- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.
Положительное влияние оказывает классическая музыка. Музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемом на те или иные функции:
- при раздражимости, угнетенном настроении, гиперактивности, повышенной возбудимости благотворными, успокаивающими оказываются произведения И. Баха, А. Моцарта, Л. Бетховена, Шуберта,
- при переутомлении и нервном истощении – «Утро» Э. Грига, «Полонез» М. Огинского;
- При выраженной раздражительности, гневливости – «Хор пилигримов» Р. Вагнера, «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского.
- при снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» П.И. Чайковского, «Лунный свет» К.Дебюсси, «Грезы» Р. Шумана.
Возбуждающий эффект свойственен музыке Вагнера, Оффенбаха, Равеля.
Тяжелый рок вызывает стрессовые реакции.
Разные музыкальные инструменты имеют разный терапевтический эффект:
- фортепиано – снимает возбудимость, успокаивает нервную систему;
- скрипка, флейта – расслабляют;
- кларнет – улучшает кровообращение, нормализует сердечно – сосудистую систему.