Питание для любого живого организма - это источник энергии, продуктов, участвующих в обмене веществ, пластического материала. Правильное в количественном и качественном отношении питание - важнейший фактор роста и гармоничного развития ребёнка, адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды, повышения иммунитета.

Недостаточное, избыточное и одностороннее питание ведёт к возникновению дистрофических состояний (гипо, паратрофия, ожирение, анемия, острые расстройства пищеварения), предрасполагает к инфекционным и другим болезням.

Любые дефекты питания в дошкольном возрасте могут напомнить о себе в более старших возрастных периодах.

  1. Правильное питание определяется не только состоянием организма, но и «сожителями», т. е. бактериями, населяющими пищевой тракт. У большинства числа детей в настоящее время можно обнаружить так называемые проявления раздражённого кишечника, при этом необходимая для правильного пищеварения флора замещена другими микроорганизмами. Поэтому очень важно правильно кормить ребёнка, чтобы корректировать все отклонения в деятельности желудочно-кишечного тракта
  2. Приток питательных веществ в организме происходит за счёт того, что организм извлекает их непосредственно из пищи, перерабатывает с помощью специальных пищевых добавок и кишечника, либо синтезирует сам. Поэтому очень важно знать примерные рекомендуемые наборы продуктов, так как не все пищевые вещества синтезируются в организме.
  3. Очень важными компонентами пищи являются балластные вещества (пищевые волокна и клетчатка), они обязательно должны включаться в пищу. Растительные волокна нейтрализуют многие вредные вещества, поступающие в организм извне, и вводят в него пектины – очень ценные вещества для обмена веществ.

Для обеспечения правильного питания необходимы следующие условия:

а) наличие в пище всех необходимых ингредиентов (белки, жиры, углеводы, микроэлементы, витамины);

б) здоровый пищеварительный тракт, а также наличие в нём всех ферментов для правильной переработки этих пищевых веществ;

в) рациональный режим питания: это современная технология приготовления пищи (традиционная кухня детского сада вполне соответствует физиологическим особенностям ребёнка) и рациональное распределение пищи по калорийности в течение дня.

Такие продукты, как молоко, хлеб, сахар, масло, мясо надо использовать каждый день; рыба, яйца, сметана, творог могут использоваться не каждый день, но в течение недели ребёнок должен их получить 1-3 раза. Ребёнок не должен в один день получать по два мучных или крупяных блюда.

У каждого ребёнка свой аппетит, свой обмен веществ, свои вкусовые пристрастия, свой индивидуальный темп развития. Поэтому первое и главное правило для всех – никогда не кормить ребёнка насильно.

Источник белка – молочные продукты, мясо, яйца. Необходимо помнить, что не менее 60% белка в пище должно быть животного происхождения.

Не менее важны в пище жиры и углеводы, которые являются источником энергии для мышц, а также вводят в организм жирорастворимые витамины.

На работе мышц отрицательно сказывается и недостаток в пище витаминов и микроэлементов.

При дефиците витамина В мышцы плохо сокращаются, у ребёнка снижен тонус мышц

(так называемый симптом «вялых плеч»), снижен тонус брюшных мышц, следовательно, нарушено дыхание.

Нарушает белковый обмен в мышцах и дефицит витамина С. При его недостатке мышцы долго не могут расслабиться после нагрузки, что ускоряет развитие их перенапряжения. Недостаток витамина С сказывается и на прочности сухожилий и связок.

Дефицит жирорастворимых витаминов А и Е нарушает окислительный процесс в мышцах, а дефицит витамина D ведёт к рахиту.

Дефицит кальция и магния понижает сохраненную способность мышц, недостаток калия замедляет восстановление мышц после нагрузок.

Дети, не страдающие различными отклонениями в развитии и поведении, могут получать всю пищу в обычной кулинарной обработке. Для улучшения вкуса пищи в качестве приправ можно добавлять свежую, консервированную или сухую зелень (петрушка, укроп, сельдерей), зелёный лук, чеснок, щавель, ревень и др. Из рациона целесообразно исключить лишь перец, острые приправы, пряности.

При отсутствии свежих фруктов и овощей можно использовать компоты, соки, фруктовые и овощные пюре.

Количество жидкости, которую ребёнок ежедневно получает, составляет примерно 80 мл на 1 кг массы тела с учётом жидкости, содержащейся в пище. В жаркое время года количество потребляемой жидкости увеличивается до 100-120 мл на 1 кг массы тела. Для питья детям следует давать воду комнатной температуры, кипячёную и несладкую.

Для сохранения питательной ценности продуктов, используемых в детском питании, необходимо строго соблюдать хорошо известные правила кулинарной обработки продуктов.

  • Питание детей дошкольного возраста должно быть разнообразно (мясо, молоко, сыр, яйца, фрукты, овощи), вкусно приготовленная и красиво подана. Детей следует постепенно приучать самим мыть руки и правильно есть - пользоваться ложкой, а в 4-5 лет - и вилкой. Самый первый пример ребенок берет из взрослых, ведь он их копирует. Чрезмерная заботливость родителей, а особенно бабушек, которые «окружают» ребенка и подсказывают ему, сколько и как есть, затормаживают навыки есть самостоятельно, и сам прием пищи растягивается, а это ребенку быстро надоедает, он утомляется и начинает нервничать.

Жидкость можно давать как во время кормлений, так и между ними, если малыш этого просит. Ребенок такого возраста выпивает примерно 1 литр жидкости в день (или воды, или в виде продуктов). У ребенка должен быть свой стакан и  вообще отдельная посуда.

Завтрак дают сразу после того, как ребенок проснулся. Блюда те же, что и у взрослых. Детей, которые привыкли просыпаться рано, кормят сытнее (молоко обычное или с цикорием или какао, хлеб с маслом и медом или булочка), а детей, которые просыпаются позже, кормят  завтраком полегче (стакан обычного молока или сваренного с каким-то мучным изделием, чай с хлебом). Детям, которые утром едят калорийную пищу (яйцо, ветчина), обед подают позже, а кроме  того, он должен быть не таким калорийным.

Обед состоит из супа или борща или легкого супчика, за ним подают мясное блюдо, а напоследок фрукты или компот с печеньем или пирожным. Немало детей едят все с удовольствием. Но есть и такие дети, которым достаточно самого супа или борща, от второго блюда они отказываются. А между тем именно второе блюдо  ценное по своим питательным качествам. Поэтому я снова советую подавать таким детям сначала второе блюдо, питательное, а суп или борщ предложить в чашке во время обеда или после него. Когда нет рыбы или мяса, нужно давать мягкий сыр с мучными изделиями, овощи и т.д.. Если ребенок  слишком капризный, можно попробовать такую ??систему: бутерброд, сделанный из тонко нарезанного хлеба и кусочка  печени или ветчины с маслом или без него, стакан холодного молока и фрукты. Немало детей отказываются от хлеба и супов, причем, родителей это очень тревожит. Лучше заменить эти продукты на что-то другое, мы много внимания уделяли супам в детском питании!

Второй завтрак, в 10 часов утра, обязательно. Вообще надо давать продукты, которые легко усваиваются. Полдник предлагается в зависимости от желания и предпочтений ребенка, а также в зависимости от того, когда он обедал (фруктовый сок, стакан молока или простокваши, бутерброды, домашнее печенье).

Ужин должен быть одинаковым для всей семьи: мясо, молоко или молочные продукты, овощи, десерт. Ребенок может есть все  наравне со всеми!

Раньше родители весьма снисходительно относились к тому, как ребенок ведет себя за столом: он неправильно держит ложку, размывает пищу, хватает блюда руками, крошит хлеб на пол, громко отхлебывает т.д.. От 3 до 6 лет взрослым уже не стоит быть равнодушными к непристойности, вредности  ребенка за столом. Конечно, речь не идет о резком изменении отношения к ребенку. Спокойно, без насмешки и упреков следует показать, как держать ложку и как брать чашку, как пить без шума , как жевать, закрыв рот. За все успехи ребенка надо хвалить, а за неудачи не следует ругать слишком строго. Очень важно, чтобы все в семье ели правильно и вели себя вежливо, поскольку «хорошие манеры» не усваиваются из советов, поучений и замечаний, а лишь благодаря живым примерам.

Инстинкт подражания помогает малышу воспринимать указания взрослых, но излишняя настойчивость может вызвать резкое сопротивление с его стороны. К таким недоразумениям не надо относиться очень серьезно. Если родители (особенно бабушка и дедушка) выберут другие методы для обучения ребенка, то впоследствии негативные реакции будут возникать все реже.

  • Питание детей дошкольного возраста имеет еще и социальное значение, ведь обед завтрак и ужин объединяют членов семьи. Время, проведенное за столом, - это повод для встреч всей семьи, для обмена мнениями и впечатлениями, для лучшего взаимопонимания и налаживания более тесных духовных связей.

Многие расстройств аппетита у ребенка этого возраста можно объяснить погрешностями, допускаемые взрослыми во время застольной «церемонии»:

а) нервное напряжение

б) плохое настроение, что превращает обед в долг, а не на радость,

в) когда за общим столом ребенку подают другую пищу, чем взрослым

г) заставляют ребенка употреблять блюда согласно лекарственными рекомендациями (например, родители запрещают малышу пить воду за столом)

д) отсутствие удобств у ребенка (слишком низкий или слишком высокий стул, длительное пребывание за столом, суровые родительские требования и т.п.);

е) попытки раз разговаривать так, чтобы ребенок ничего не слышал или не понимал,

ж) упреки малышу, что он «некрасиво ест» или плохо вел себя в течение дня и т.д..

Ребенку нужно привить привычку умываться до и после еды. ему это делать совсем нетрудно, если взрослые поступают именно так.

Приятного аппетита!