Играем со словом
Обогащать словарь детей и совершенствовать навыки словоизменения и словообразования можно одновременно с закреплением правильного и четкого произношения какого-либо звука, используя всего одно слово, в котором есть этот звук. Рекомендуется включать это слово в различные смысловые контексты.
Вы можете предложить ребенку такие задания:
- Изменять слово по падежам (взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает – «В комнате стоит (что?)» - «стол». «Нет (чего?» - «стола» и т.д.).
- Образовать форму множественного числа («Стоит стол – стоят…» - «столы») и уменьшительно-ласкательную форму слова («столик»).
- Изменять эти словоформы по падежам («Нет (чего?)» - «столов», «столика». «Вижу (что?)» - «столы», «столик» и т.д.).
- Согласовывать числительные с существительным («Давай посчитает до 10 со словом «стол» - «1 стол, 2 стола, …, 5 столов»).
- Употреблять различные предлоги («Подошел к чему?» - «К столу», «Поставил на что?» - «На стол» и т.д.).
- Подобрать родственные слова («Столовая», «Столешница» и др.).
- Употреблять глаголы с приставками («Под стол» - «Залез», «Из-под стола» - «Вылез», «К столу» - «Подошел» и т.д.).
- Назвать части предмета, признаки предмета («стол» - «деревянный», «письменный» и др.). Действия с предметом («отодвинуть», «сесть за стол», «стереть пыль со стола» и т.д.).
Такую работу вы можете проводить ежедневно, используя любые слова. Данный прием позволяет вызвать у ребенка интерес к родному языку, желание заниматься.