Подготовительная группа «Загадка»

Годы детства - это прежде всего воспитание сердца.

Василий Александрович Сухомлинский

Наша визитная карточка.

Назарова Татьяна Валерьевна – воспитатель 1 категории, педагогический стаж 30 лет.

Иванова Елена Владимировна – воспитатель 2 категории, педагогический стаж 4 года.

Липатникова Елена Владимировна – учитель-дефектолог высшей категории, педагогический стаж 13 лет.

Гамова Ирина Сергеевна – помощник воспитателя.

Режим дня в подготовительной группе

(холодный период)

Прием, осмотр, игры, дежурство……………………………………7.30 – 8.20

Утренняя гимнастика ……………………………………………………..8.20 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак ……………………………………..8.30 – 8.50

Игры ………………………………………………………………………………..8.50 – 9.00

Занятия ...................................................……………………………1. 9.00 – 9.30

                 ................................…………………………………………..2. 9.40 – 10.10

                ………………………………………………………………………3. 10.20 – 10.50

Игры, подготовка к прогулке, прогулка……………………….10.50 – 12 10

Возвращение с прогулки, игры…………………………………….12.10 – 12.40

Подготовка к обеду, обед…………………………………………….12.40 – 13.00

Подготовка ко сну, дневной сон…………………………………..13.00 – 15.00

Постепенный подъем, воздушные процедуры………….......15.00 – 15.25

Подготовка к полднику, полдник…………………………………15.25 – 15.40

Игры, самостоятельная деятельность детей……………….. 15.40 – 16.10

Подготовка к прогулке, прогулка………………………………….16.10 – 17.20

Возвращение с прогулки, игры……………………………………..17.20 – 17.40

Подготовка к ужину, ужин…………………………………………….17.40 – 18.00

Игры, уход детей домой………………………………………………..18.00 – 19.30 

 

Распределение организованной образовательной деятельности

в подготовительной группе №12 «Загадка» на 2017 – 2018 учебный год.

Время проведения

Наименование занятий

Понедельник

9.10 - 9.35

10.30 - 10.55

Речевое развитие

Комплексное тифлопедагогическое

занятие

(ориентировка в пространстве)

9.50 - 10.20

Художественно-эстетическое развитие - музыка

Вторник

9.10 - 9.35

9.45 - 10.10

Познавательное развитие Познавательно-исследовательская деятельность

Речевое развитие

Комплексное тифлопедагогическое

занятие

(обучение грамоте)

10.30 - 10.55

Физическое развитие

Среда

9.10 - 9.35

10.30 - 10.55

Художественно- эстетическое развитие  рисование

Познавательное развитие

ФЭМП

9.50 - 10.20

 

15.10 – 16.00

Художественно-эстетическое развитие - музыка

Формирование сенсорных эталонов (индивидуально)

Четверг

9.10 - 9.40

Социально-бытовая ориентировка

Предметное окружение /Социальный мир/

 (интегрированное занятие)

10.30 – 10.55

Физическое развитие

Пятница

9.10 - 9.35

Развитие осязания и мелкой моторики

аппликация / конструирование

Совместная деятельность

11.00 - 11.30

Физическое развитие (на прогулке)

Совместная деятельность

Чтение художественной литературы ежедневно

Клубный час  –  9.50 - 10.20  четверг (1 раз в месяц)

 

Возрастные особенности детей 6—7 лет

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.

В этом возрасте чаще всего ваш ребенок:

 

Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.

 

Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.

 

Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.

 

Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

 

Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.

 

Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес

Вам как его родителям важно:

 

Быть главными помощниками ребенка в том, чтобы адаптироваться к школьной обстановке, выбрав для него максимально подходящую к его типу личности школу. По возможности предварительно выяснить уровень требований и специфику отношения к детям в той школе, где ему предстоит учиться.

 

Не торопиться с походом в школу, если вы замечаете, что у ребенка игровой интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, ему трудно усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. Можно организовать постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе.

 

Выстроить режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры, прогулки. Понимать, что познавательная мотивация именно в этом возрасте радикальнее всего истребляется скукой, долженствованием, принуждением. По возможности организовать для ребенка интересный и увлекательный познавательный процесс.

 

Понимать, что желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную возможность выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от гиперконтроля и избыточной опеки, предоставляя ему все больше свободы. Для профилактики инфантильной позиции важно, чтобы ребенок делал самостоятельно то, с чем он может справиться сам.

 

Осознавать, что любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответствуют возрастным и личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется неадекватной (заниженной или завышенной). Ваши негативные оценки могут сформировать у него представление о себе как человеке недостойном, плохом, неспособном справляться с трудностями или неудачами. По возможности избегайте заключений о личности ребенка в целом, оценивайте лишь его действие или поступок.

 

Спрашивать мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость от внешней оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию стремления, в противовес мотивации избегания.

 

Еще до того, как ребенок пойдет в школу, осознать, что успехи или неудачи ребенка в процессе учебы не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение лишь отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией, но не является однозначным показателем его личностной реализованности.  

 

На планете «семья».  Консультация для родителей. 

Как сформировать интерес к чтению

«Чтение – это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя»

В. А. Сухомлинский.

Детская болезнь XXI века — пропал интерес к книге. В век интернета дети перестают читать и скоро перестанут совсем. Можно ли привить ребенку любовь к чтению? Можно, уверены детские психологи. Но результат будет успешным только в том случае, если родители не давят, а… сами подают пример. Главной причиной нелюбви к книгам психологи называют незаинтересованность, поэтому ответственность за прививание интереса маленьким детям лежит на их первых учителях – родителях.

В современном мире компьютеров, множества игр, информационных технологий, которые развиваются в таком темпе, что практически не оставляют возможности угнаться за ними, очень сложно найти ребенка, который променяет все блага цивилизации на бумажного друга – книгу.
Очень важно приучать ребенка к книгам с раннего детства: читать на ночь, давать книги в руки, чтобы они могли их потрогать, чтобы кроха видела, что это интересно, ярко, красочно. Чуть позже ребенок уже сам будет тянуться к знакомому предмету, перелистывать страницы, размышлять и что-то самому себе рассказывать.

Дарите малышу книги, которые соответствуют его возрасту и интересам. Но помните, что к выбору книги нужно подходить с умом, покупать яркие, красочные издания с добрыми историями. Литература должна быть качественной.

Предлагая ребенку новую книгу, нужно сообщить что-то интересное об ее авторе или рассказать интересный момент сюжета, сказав при этом, что остальное он сможет узнать сам. После чтения надо обсудить прочитанное.

Полезно использовать те познавательные интересы, которые у ребенка развиты. Если он интересуется техникой, любит конструировать, читайте с ним научно-популярную литературу о технике. Если он любит животных, читайте о них.

Каждый день следует выделять хотя бы полчаса на то, чтобы почитать маленькому ребенку и обсудить с ним рассказ. Можно объяснить то, что он не понял, или попытаться задать наводящие вопросы, которые помогут ребенку учиться мыслить. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни. Чтение книг, как известно, не только вид проведения досуга, а и способ развития памяти, расширения кругозора и возможность научиться писать грамотно, поэтому многие родители бьют тревогу, и не знают, как сделать так, чтобы ребенку хотелось почитать.

И самое главное, пусть дети видят, что вы сами читаете книги с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Нужно развивать образное мышление ребенка и фантазию, чтобы ребенок в голове представлял то, что слышит или читает. Дайте возможность детям разыгрывать рассказы, сказки, стихи по ролям, помогите подобрать костюмы, реквизит, рисуйте иллюстрации героев, используйте фразы из сказок, которые давно стали известными цитатами, при общении. Не забывайте похвалить ребенка за любые, пусть даже самые незначительные успехи в чтении. Читая, радуйтесь, сопереживайте вместе с ребенком. Помните, что ваше доброе слово и помощь будет оценено вашими детьми.

 На планете «семья». Консультация для родителей.

Мир ребёнка

Мир ребёнка – это его комната с кубиками и куклами, стульчиком и кроваткой, это двор, где можно качаться на качелях, ездить на велосипеде, детский сад с воспитателем и другими детьми. Этот уютный мир ограничен: для малыша существует только то, что он видит и слышит сейчас, в данный момент.

Общаясь с ребенком, взрослый постепенно расширяет эти границы, вводит малыша в свой более сложный и богатый мир. Ребенок начинает вспоминать о прошедших событиях, строить планы на будущее. Конечно, без общения со взрослыми это было бы невозможно. Например, гуляя с бабушкой по улице, четырехлетний  Митя увидел кошку. Удивился, обрадовался, хотел догнать, но не получилось. Мальчик тут же забыл о ней и пошел дальше. Так, наверное, эта кошка никогда бы и не вспомнилась Мите, если бы на другой день бабушка за обедом вдруг не сказала: «А помнишь, Митенька, какую мы вчера кису видели, как она быстро бегала, а ты ее догонял? » И сразу перед глазами мальчика возникла эта история, и он начал вспоминать ее подробности: кошка убежала, на дерево залезла и т. д.

Таким же образом малыш узнает о будущем времени: «Завтра мы пойдем в зоопарк», - говорит папа, и ребенок мысленно представляет себе эту прогулку.

Постепенно малыш начинает понимать, что жизнь не ограничивается сегодняшним днем. Правда, он ещё долго может путать значения слов «вчера» и «завтра» и строить смешные фразы типа «Завтра я был у бабушки» или «Вчера я в кино пойду». Но именно так он начинает постигать течение времени.

От взрослых ребенок узнает и о том, что мир велик, что существуют разные города, страны, реки, моря, океаны. И хотя сам он не был, например, в Африке, на реке Лимпопо, местность эта стала ему знакомой благодаря «Доктору Айболиту» К. Чуковского:

А в Африке, а в Африке на черной Лимпопо

Сидит и плачет в Африке печальный Гиппопо.

Постепенно малыш узнает, что ночью светит луна, а днем солнце, что бывают разные времена года и т. д.

Все эти новые значения и представления, которые передаются через общение со взрослыми, расширяют и углубляют мир ребенка, выводят его за пределы воспринимаемой конкретной ситуации.

Сначала инициатива в таком диалоге принадлежит взрослому; он рассказывает, а ребенок слушает, причем зачастую не слишком внимательно и, кажется, мало что понимая. Но это обманчивое впечатление, потому что малыш вдруг начинает задавать такие вопросы, на которые не всякий взрослый сразу найдет ответ: Почему луна на землю не падает? Почему у собаки много ног, а у меня две? А если Пушкин умер, почему же тогда сказки Пушкина? Может ли козел жениться на еже и какие у них будут дети – с рогами или с иголками? Почему курица не летает, а крылья у нее есть? Почему девочки носят платья, а мальчики нет?. .

Дети 4-5 лет буквально засыпают взрослых подобными вопросами. Этот период называют иногда возрастом «почемучек».

Детские вопросы не только вызывают умиление и восхищение у взрослых, но и заводят их в тупик. Потому что простые, однозначные ответы на них, доступные детскому пониманию, дать невозможно, поскольку предполагают они подробное и обстоятельное объяснение законов живой и неживой природы, которые ребенок не в четыре года, ни в пять лет еще не в силах понять. А если взрослый и попытается дать научно обоснованный ответ, малыш поймет его весьма своеобразно. Так, один мальчик за обедом спросил папу, почему у курицы кости. Выслушав подробное объяснение отца об опорной функции скелетных костей у позвоночных, мальчик сделал вывод: «Значит, кости для того, чтобы мясо не падало на землю». Вопросы пятилетнего ребенка порой поражают своей неожиданностью. В его сознании удивительным образом уживаются самые несовместимые, с точки зрения взрослого, понятия. Когда мама однажды спросила свою дочку, кто такой Хрюша из передачи «Спокойной ночи, малыши! », та, не задумываясь, ответила: «Обыкновенный живой игрушечный говорящий поросенок. Что тут непонятного? » Для ребенка вполне естественно, что волшебное и реальное, живое и неживое могут совмещаться в одном предмете. Его ум напряженно работает, обобщая и анализируя окружающий мир, совершая своеобразные открытия, которыми малыш охотно делится со взрослыми: «А правда, что мандарин – это сын апельсина? », «Мама, посмотри, хомяки сделаны из мышек! »

Подробные вопросы и умозаключения ребенка свидетельствуют о появлении у него потребности познавать мир. При нормальном ходе развития она складывается примерно к пяти годам. Явным ее свидетельством являются вопросы, адресованные старшим, которые, как правило, направлены на выяснение основных закономерностей живой и неживой природы. Взрослый помогает дошкольнику по-новому взглянуть на окружающие вещи, узнать о том, что он не может видеть, сформулировать свои собственные вопросы.

И вовсе не обязательно давать научно обоснованные ответы (как выше это попытался сделать папа, достаточно просто связать интересующее явление с тем, что малыш уже знает и понимает. Например: бабочки зимуют под снегом, им там теплее; белки боятся охотников; бумагу делают из дерева и т. д. Такие весьма поверхностные ответы вполне удовлетворяют ребенка и способствуют тому, что у него складывается свое, пусть ещё примитивное, видение окружающего. В то же время детские представления о мире надолго остаются в памяти, поэтому ответы взрослого не должны искажать действительность. Однако не всегда объяснение взрослого непосредственно отпечатывается в сознании ребенка. Даже у самых маленьких детей представление об окружающем мире бывает весьма своеобразным.

На планете «семья». Консультация для родителей.

Во что играть с детьми 5 лет

Игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. А ведь произвольность – это не только действия по правилам, но и независимость, ответственность, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остается ситуативным, непроизвольным, зависимым от мнения окружающих.

Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и, главное, хотеть действовать правильно.

Классификация детских игр

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации и назначению. Рассмотрим основные типы детских игр.

Игры на развитие мелкой моторики рук

В головном мозге человека области, регулирующие работу мышц пальцев рук и мышц языка, глотки и гортани, расположены очень близко. Именно поэтому движения пальцев рук влияют на развитие речи. Совершенствуя мелкую моторику рук и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы стимулируем и соседние зоны, отвечающие за развитие речевого аппарата.

В этом смысле очень полезны любые «пальчиковые игры». Если ваш ребенок еще не начал говорить или плохо выговаривает некоторые буквы, научите его следующим упражнениям:

  • нанизывать колечки на палочку;
  • собирать бусы из разноцветных бусинок;
  • заполнять коробочку кубиками или пирамидками;
  • опознавать предметы и вещества на ощупь;
  • «месить» руками песок или другое сыпучее вещество;
  • лепить из глины и пластилина;
  • рисовать;
  • вырезать из бумаги ажурные снежинки и другие фигуры;
  • развязывать узелки на веревке;
  • собирать с пола мелкие предметы (спички, горошины, пуговицы и т.д.);
  • перекатывать в ладони шарик или карандаш;
  • в такт счету или песенке поочередно загибать пальцы или смыкать их в колечки;
  • играть в театр теней, складывая пальцы в различные фигуры;
  • играть в кукольный театр, надевая фигурки на пальцы.

Игры на развитие логики, внимания, памяти, воображения

В основу развивающих игр положены два принципа: «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет решать сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

  • развивающие игры дают пищу для ума с самого раннего возраста;
  • задания-ступеньки создают условия, опережающие и, следовательно, стимулирующие развитие способностей;
  • каждый раз самостоятельно поднимаясь до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно;
  • развивающие игры чрезвычайно разнообразны по содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
  • играя со своими детишками, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное качество – сдерживаться, не мешать ребенку самостоятельно размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен делать сам.

Среди развивающих игр необходимо упомянуть:

  • конструкторы – они развивают творческие и умственные способности, самостоятельность, усидчивость, внимание, произвольность, а также совершенствуют мелкую и крупную моторику рук; в процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки, получает представление о форме и размере предметов, их физических свойствах, узнает названия цветов;
  • головоломки развивают сообразительность, логику, внимание, помогают ребенку усвоить понятия «одинаковый», «такой же», «другой», «симметрия» и «асимметрия»;
  • сюжетно-ролевые игры (куклы, дочки-матери, «игра в доктора» и пр.) развивают воображение, память, мышление, речь, учат общаться, строить отношения с партнерами, решать возникшие проблемы;
  • шахматы учат действовать по определенным правилам, дисциплинируют ум, воспитывают волю; шахматист учится распределять свои силы, просчитывать ходы, управлять ситуацией, регулировать ее;
  • устные игры («Города», «Запрещенная буква», «Скрытая подсказка», «На что это похоже?», «Назови одним словом...», «Ассоциации», «Представь, что ты...», «Сочиняем сказки» и т.д.) развивают мышление, логику, воображение, закрепляют знание алфавита, пополняют словарный запас.

Познавательные игры

Это игры, формирующие представления ребенка об окружающем мире.

  • Для самых маленьких подойдут игры в песочнице и в воде, разумеется, под присмотром родителей. Такие занятия стимулируют различные рецепторы, дают базовые знания о физических законах природы, предоставляют малышу неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.
  • Ребятам постарше можно предложить игры-путешествия. Это воображаемые путешествия в мир зверей, птиц, насекомых, растений, в толщу океана и в космическое пространство. С помощью атласов, книг, детских энциклопедий, слайдов и прочих пособий ребенок знакомится с природой различных зон Земли, с законами Вселенной. По окончании каждого такого путешествия организуется «симпозиум», на котором дети выступают с небольшими докладами о том, что они узнали. В результате ребенок приобретает опыт работы с научно-популярной литературой, учится резюмировать информацию и выступать на публике.
  • Чрезвычайно интересны и познавательны для детей простейшие научные опыты. Их можно проводить в домашних условиях в присутствии взрослого. Происходящие прямо на глазах физические и химические реакции удивят и озадачат малыша, продемонстрируют ему необычные свойства самых обычных предметов, заставят задуматься о природе многих явлений и, возможно, помогут обнаружить в вашем ребенке талант изобретателя.
  • И девочкам, и мальчикам придутся по вкусу кулинарные опыты. Обычно дети с удовольствием помогают своим родителям готовить всевозможные блюда, а заодно узнают много интересных вещей о продуктах питания и приобретают навыки, которые пригодятся им в будущем.
  • Ориентироваться на местности учит игра «Ищем клад». Сначала вместе с малышом нарисуйте план комнаты. Обязательно разъясните, что это вид комнаты сверху. Затем ребенок выходит за дверь, а вы прячете в комнате «клад» (какую-нибудь игрушку) и обозначаете соответствующее место на плане ярким крестиком. Задача ребенка – найти «клад», пользуясь планом. Игру можно усложнить, например, спрятать «клад» во дворе или на дачном участке.

Подвижные игры

Догонялки, «Казаки – разбойники», салки, вышибалы – все эти развлечения, знакомые нам с детства, развивают ловкость, силу, быстроту реакций, точный расчет, глазомер и чувство ритма.

Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать вместе с командой в непрерывно меняющихся условиях.

Кроме того, подвижные игры требуют от участников постоянных двигательных усилий и, следовательно, наиболее полно соответствуют природе детства.

...