«Умные пальчики» руководитель учитель-дефектолог: Липатникова Елена Владимировна

Пояснительная записка.

Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень разви­тия речи детей прямо зависит от уровня сфор­мированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответ­ствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М. М. Кольцова (1973) доказала, что движения пальцев рук стимулируют раз­витие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, необходима постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику. Причем, не от­дельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции, в том числе процессе кружковой работы.

Дети 4-5 лет редко имеют уве­ренную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмеча­ются моторная неловкость, неточность движений, Детям с нарушением зрения трудно даётся узнавание различных поверхностей. Из-за малого практического опыта им не с чем даже его сравнить. Это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности. Поэтому, деятельность кружка «Умные пальчики» направлена на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.

Цель кружковой работы «Умные пальчики»: развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.

В процессе кружковой деятельности важное место отводится решению кор­рекционных задач:

- обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы в ходе персептивных действий и т.д.;

- совершенствовать мелкую мотори­ку рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических дей­ствий;

- стимулировать межанализаторное взаимодействие (речедвигательную, зри­тельно-двигательную координацию и др.);

- развивать познавательную функ­цию рук: координацию движения обеих рук со зрительным прослеживанием (за­хват, удержание, приближение, удале­ние);

- стимулировать речевую активность детей в процессе кружковой работы;

- стимулировать мыслительные опе­рации в процессе актуализации знаний.

В процессе кружковой деятельности важно придерживаться следующих пра­вил:

- все игры, задания должны быть безопасны для жизни и здоровья детей;

- дифференцировать задания по уровню сложности и учитывать речевые, моторные и умственные возможности каждого ребенка;

- использовать различные виды по­мощи детям: побуждение, стимулирова­ние деятельности, подсказку, наводящий вопрос, указание на ошибку, совместную деятельность по типу «руки в руки», ука­зательный жест, указание пути решения, демонстрацию способа решения;

- не давать готовые умозаключения и выводы, а подводить к этому детей в про­цессе обсуждения;

- создавать игровые обучающие ситу­ации, а также проблемные ситуации.

Необходимое условие кружковой деятельности – игровая мотивация, способствующая стимуляции интереса детей, развитию их активности и творческой фантазии.

В кружковой работе в средней группе планируется проведение работы по развитию осязания и мелкой моторики. Для этого будут использованы следующие виды деятельности:

* складывание из камешков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, на индивидуальных фланелеграфах по образцу;

* сматывание ниток в клубок, на палочку, завязывание узлов различных конфигураций;

* нанизывание бусин;

* застёгивание и расстёгивание различной формы, величины и цвета пуговиц;

* использование пластилина;

* рваные аппликации с предварительным разрыванием бумаги и т.д.

Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2017 гг

Месяц

Тема, цель.

Тема, цель.

Сентябрь

Тема: «Прогулка в лес за подарками».

Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка правильного нажима на карандаш.

Тема: «В огороде».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, коррекция осанки и равновесия, формирование графических навыков.

Октябрь

Тема: «Во фруктовом, во саду».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование графо-моторных навыков.

Тема: «Птицы – наши пернатые друзья».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, развитие бинокулярного зрения.

Ноябрь

Тема: «Зимние забавы».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка правильного нажима на карандаш.

Тема: «Зимушка - зима».

Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка правильного нажима на карандаш, развитие графических навыков.

Декабрь

Тема: «Подарок жеребёнку».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка правильного нажима на карандаш, закреплять умение доводить начатую работу до конца.

Тема: «Коврик для котёнка».

Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка оперирования ножницами, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз.

Январь

Тема: «Волшебный теремок для шести братьев».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, совершенствование навыка правильного нажима на карандаш, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз, закрепление знаний об основных цветах.

Тема: «Забавный барашек».

 

Цель: развитие тактильной чувствительности пальцев рук, развитие мелкой моторики рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка работы ножницами, упражнять детей в изготовлении аппликации.

Февраль

Тема: «Нарядные дымковские лошадки».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с мелким материалом (бусинами), закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие бинокулярного зрения.

Тема: «Лодка для Пятачка».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы ножницами, с бумагой – оригами, совершенствование зрительно-ручной координации.

Март

Тема: «На окне расцвёл цветок».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, сыпучим и мелким материалом, совершенствование зрительно-ручной координации, развитие бинокулярного зрения.

Тема: «Весёлый кактус».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз, закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие бинокулярного зрения.

Апрель

Тема: «Рыбки для Карлсона».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пористым пластилином и гофрированной бумагой, развитие прослеживающей функции глаза, закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие бинокулярного зрения.

Тема: «Солнышки - малышки».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с ножницами, с сыпучим и мелким материалом (бисером), Закрепление приёма завязывания нити на узел, совершенствование зрительно-ручной координации, развитие бинокулярного зрения.

Май

Тема: «Весёлые божьи коровки».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, закрепление навыка работы с пластилином, проволокой, развитие бинокулярного зрения

Тема: «Забавная гусеница».

Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование тактильной чувствительности пальцев рук и ориентировки в малом пространстве, формирование графических навыков при раскрашивании, развитие бинокулярного зрения, упражнять в работе с мелким сыпучим материалом.