Музыкальная страничка

Музыка в семье

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта,часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком . Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы.

К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения.

В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности.

Наши праздники

Праздник Осени!

Группа «Ягодки»-  «Как зайцы осень встречали»

Группа «Звездочка»-  «Золотая  волшебница  Осень»

Группа «Золотые рыбки»-  «Золотая  волшебница  Осень»

Группа «Жемчужина»-  «Приключение Степки в осеннем лесу»

Группа «Светлячки»-   «Приключение Степки в осеннем лесу»

Группа  «Сказка»-  «Золотая  волшебница  Осень»

"Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса!..."

А.С. Пушкин. 

26, 27, 28 октября, в нашем детском саду прошли осенние утренники. Дети подготовили музыкальную программу. Исполнили музыкальные, танцевальные номера, а также играли на музыкальных инструментах (бубнах,  колокольчиках, металлофонах, тон- блоке). Читали стихи. Разыгрывали небольшие сценки.

 На праздник к детям пришла красавица Осень. Роль осени исполнила  педагог- психолог: Середа Вера Александровна. Дети готовились, ждали осень и с большим удовольствием выступали. Конечно- же, Осень поблагодарила  ребят,  угостила  своими дарами, дарами осени (яблоками).

Побывал на празднике  замечательный медведь, который провел игры с ребятами. Роль медведя исполнила воспитатель подготовительной группы Ильиных Оксана Борисовна.

В средних группах  порадовал детей персонаж  Степка - растрепка. Роль Степки исполнила инструктор по физической культуре: Смышляева Светлана  Евгеньевна.

На праздник были приглашены гости: родители наших ребят.

Ребята с удовольствием выступали. Особенно хочется сказать большое спасибо родителям за помощь в подготовке костюмов для детей.

Праздник удался на славу!

Группа "Светлячки"

Группа "Жемчужина"

Группа "Рыбки"

Группа "Звездочка"

Группа "Сказка"

Наши артисты


Учимся Доить Корову

Все товары хороши выбирай на вкус

Чай из самовара


Музыканты советуют

«Воспитание ребёнка средствами музыки» - эта тема никогда не потеряет своей актуальности.  Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства.

Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку. У маленьких детей музыка вызывает эмоциональный отклик, стремление к действию, хотя эти переживания ещё слабы и не совсем осознанны. Ранние музыкальные впечатления запоминаются порой на всю жизнь.

Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. В старшем возрасте  в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым и для начального этапа обучения слушанию музыки.

К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком.

«То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств. Он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами», - так писал выдающийся педагог современности В.А.Сухомлинский.

Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные. Для старших дошкольников это могут быть  пьесы, специально написанные для детей, например  “Детский альбом” П.И. Чайковского. С интересом слушают  музыку в исполнении оркестра народных инструментов. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа.   Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными.

После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. Многие родители считают, что лучше обучение музыки получать в специальной школе. В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально. Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек. Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется. Очень полезно слушать музыку вместе со сверстниками, дети стремятся, как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности.

Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей.

Информацию в выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом, родители могут почерпнуть в специальной литературе “Как рассказывать детям о музыке”; “Про трех китов”. Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения.

Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребенка узнать воспроизведенные в музыке явления. Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и знающего ее.

Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребёнка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку! Учите его, учитесь вместе с ним!    Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания,  она  обладает   большой   силой   эмоционального   воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

         «Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия», - считал Людвиг ван Бетховен.  Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства, но чтобы человек мог их понимать, нужно обязательно потрудиться.

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Основными задачами музыкального воспитания детей  в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, это:

· Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, знакомство с фольклором, сформировать основы музыкальной культуры;

·   Способствовать общему развитию детей средствами музыки;

· Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);

Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.  Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на  общее развитие:  формируется  эмоциональная  сфера,   совершенствуется   мышление, воспитывается чуткость к красоте  в  искусстве  и  жизни.

Музыка   развивает   эмоциональную   сферу. Эмоциональная  отзывчивость  на  музыку  –  одна  из  важнейших  музыкальных способностей. Она связана с воспитанием таких качеств  личности,  как  доброта,  умение  сочувствовать другому человеку.

Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения  или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой и более скромная по выразительным средствам, старинная музыка.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребёнок должен чувствовать себя любимым, защищённым, находиться в доброжелательном  окружении.

Несколько советов по слушанию музыки малышами:

  1. Нужно помнить о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое.
  2. Не следует на первых порах слушать крупные музыкальные сочинения, лучше выбирать для слушания небольшие произведения.
  3. Музыка может быть вокальная (музыка для голоса), или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чём хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи.
  4. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений.
  5. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребёнка от общения с музыкой.
  6. Посещать с детьми концертные залы, спектакли. Всё это создаёт особый эмоциональный настрой, поможет расширить знания о музыке.

Хочется родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию.

Пусть в вашем доме звучит народная, классическая музыка, которая своими волшебными звуками может исцелять, развить  способности, подарить радость. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет

Музыкальные альбомы для юных слушателей (аудиозапись):

  1. П.И.Чайковский «Детский альбом»
  2. С. Прокофьев «Детская музыка»
  3. Р. Шуман «Альбом для юношества»
  4. А.Гречанинова «Детский альбом»
  5. А. Климов «Детский альбом».
  6. А. Климов «Музыкальный календарь природы»
  7. Произведения С. Майкапара.
  8. Сборник «Классическая музыка для малышей»
  9. Сборник «Колыбельные песенки»
  10. Сборник. Классика и малыши. «Вальсы» и др.

Немногие знают, насколько сильно музыка влияет на психику и здоровье человека. Вы смотрите триллер, где на фоне изображения звучит резкая мелодия, и сами не замечаете, как усиливается напряжение, учащается пульс, сужаются сосуды и повышается артериальное давление. Даже во время еды музыкальное сопровождение влияет на процесс ее усвоения. Так что обед под соответствующую музыку оправдан не только с эстетической, но и с физиологической точки зрения.
Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. В самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас, музыка фигурирует как лечебное средство. Так, например, В Древней Греции одним из главных требований к врачам было непременное знание музыки.
Сегодня музыкальную терапию применяют практически во всех странах Западной Европы, направляя ее на широкий круг не только нервно-психических, но и соматических заболеваний. Более 70 университетов Европы готовят специалистов-музыкотерапевтов, есть даже Всемирная и Европейская ассоциации музыкотерапии. На Западе музыкальная терапия используется практически во всех медицинских отраслях. В хирургических клиниках она помогает человеку расслабиться перед операцией или сложной процедурой, снизить болевые ощущения, а значит уменьшить и дозу обезболивающих лекарств.
Лечение музыкой широко используется и в Беларуси. Музыкотерапия применяется в психиатрии, наркологии, а в последнее время и при реабилитации пациентов, перенесших инсульт. Все чаще для обезболивания и расслабления музыку используют врачи-стоматологи и акушеры.
О том, какая музыка и как влияет на организм человека, нам расскажет врач-психотерапевт Минской городской детской поликлиники №10 Алла Владимировна Берняк.

— Алла Владимировна, почему музыка используется при лечении психических заболеваний?

— Психологическое состояние личности имеет свои непростые ритмы: горя и радости, усердия и апатии, силы и слабости. Эти состояния очень чувствительны к музыкальным ритмам. Научно доказано, что музыкотерапия регулирует эмоциональное состояние, облегчает осознание собственных переживаний, повышает социальную активность.

— В чем же заключается целительное воздействие музыки?

— Воздействие музыки на организм человека до сих пор изучено не до конца. Хотя еще в Древней Греции ею укрощали безумных и доводили себя до экстаза на празднествах Диониса. Ученые так объясняют влияние музыки на здоровье: музыкальные факторы, такие как, например, ритм, конструируют определенные переживания, вызывая синхронизацию биологических ритмов — сердца, дыхания и мозговых волн — в соответствии с “пульсацией” музыки. И поскольку именно неправильный образ мыслей вызывает расстройство эмоциональной сферы, то успех музыкальной психотерапии во многом определяется тем, насколько полно удается психотерапевту сформировать у пациента навыки оптимистического мировоззрения.

— Для лечения каких заболеваний “прописывают” сеансы музыкальной терапии?

— Это и эмоциональные отклонения, страхи, двигательные и речевые расстройства, отклонения в поведении, коммуникабельности, а также психосоматические заболевания.

— Есть мнение, что лечебными свойствами обладает только классическая музыка...

— Вовсе нет! Это может быть фольклорная и популярная, эстрадная и джазовая, камерная и оперная, симфоническая. Главное, чтобы эта музыка была мелодичной, вызывала умиротворение и нравилась конкретному человеку. О вкусах спорить бесполезно, но уже доказано, что люди, отдающие предпочтение металу, року, чаще страдают различными заболеваниями. Дело в том, что в этой музыке присутствуют такие звуковые частоты, которые могут стимулировать рост отдельных патологических клеток, включая раковые.

— Как правильно подобрать музыку, например, при депрессивном настроении?

— Если возникает депрессивное состояние, слушать музыку нужно обязательно. Начните с задумчивых и грустных, а затем включите радостную и веселую мелодию. Оттенки печали передаются медленной минорной музыкой, а радость выражают быстрые мажорные мелодии. Главное, вначале подобрать музыку максимально соответствующую настроению, а затем, подбирая мелодии, постепенно выравнивать свой эмоциональный фон. Во время такой процедуры внимание следует сосредоточить только на музыке и следить, как она действует — усиливает положительные эмоции или наоборот.

— Слушать музыку лучше в пассивном состоянии?

— Музыкотерапия может быть как активной, так и пассивной. При активной форме человек может сам писать музыку, играть на каком-либо музыкальном инструменте или петь. При пассивной — только слушать специально подобранную музыку.

— Значит, излечиться от многих недугов помогает не только прослушивание музыки, но и ее непосредственное воспроизведение — пение?

— Конечно. Ведь недаром профессия певцов — профессия долгожителей. Искусство пения — это прежде всего правильное дыхание, которое и является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни. Когда человек поет, лишь 20% звука уходит во внешнее пространство, а 80% — во внутренние органы. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса.

Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения.

                   

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая, и прочая ...

Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:

1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и   дисциплину: заниматься на инструменте надо  постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает   математические способности. Он пространственно  мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского  музыкального клуба.

Внимание, дальновидные родители  будущих математиков и инженеров! Музицировать  приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший  – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.

Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.

Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обош ли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.

Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть  мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на  завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.

Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.

Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9.

Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:

- Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;

- Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,

- Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.


Дошкольный возраст - наиболее сензитивный период для воспитания звуковой культуры речи.

Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность и её дикцию.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

- формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

- воспитание орфоэпически правильной речи - умение говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

- формирование выразительности речи - владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребёнок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

- выработка дикции - отчётливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

- воспитание культуры речевого общения как части этикета.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

- развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, чёткой аритикуляции;

- развитие восприятия речи (слуховое внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух)

Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение звуко- и словопроизношения, так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш) .

Правильное произношение звуков имеет большое значение для формирования полноценной личности ребёнка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняя взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребёнка и развитие других сторон речи.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребёнка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарём и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.

Процесс произношения звуков человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями, вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит. К этим связям присоединяются ещё и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции (движения и положения губ, языка и др. артикуляционных органов) говорящего). Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем самым уточнять свои собственные движения (Ф. Ф. Рау).

Важными предпосылками овладения чистым звукопроизношением в дошкольном возрасте являются нормальная работа органов слуха, зрения и речедвигательного аппарата (язык, губы, мягкое нёбо, челюсти и т. д., умение ребёнка слышать и различать все звуки речи, дополняемые особой восприимчивостью к звуковой стороне языка, любовью детей к звукам речи, стремление овладеть ими.

Одной из важных предпосылок формирования речи является способность ребёнка к подражанию. Фонетической стороной речи ребёнок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Подражание звукам речи возникает во втором полугодии первого года жизни, особенно интенсивно оно развивается на втором году. В 8-9 мес. можно развить такое подражание, когда ребёнок способен повторить за взрослым произносимый им звук. В 10-11 мес. возникает умение повторять за взрослым новые звуки, которые ребёнок сам ещё не произносил в лепете.

С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводят в основном в игровой форме, что создаёт условия для многократного их повторения.

Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукоподражание: «Кто как кричит? », «Что звучит? », «Чей домик? » и др. Используются звукоподражание шуму ветра, рокоту самолёта, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др. Ребёнку не надоедает щёлкать языком «как кучер», жужжать «как пчела», гудеть «как паровоз». В связи с этим следует заметить, что дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природного происхождения, т. е. подражание звукам животных и т. п. осуществляется опосредованно, через речь взрослого.

Для развития речевого дыхания проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты, поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек. Однако дети не сразу справляются с заданием. Многие напрягаются, раздувают щёки и не могут сдуть лежащую пушинку. Этому детей надо учить. От простых игр переходим к более сложным, где требуется сильная воздушная струя воздуха, - детям предлагается подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; подуть на воду до образования брызг.

В процессе дыхательных упражнений ребёнок учиться правильно дышать, делать короткий, быстрый выдох и длительный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали. Упражнения проводятся не более 1, 5 мин (начиная с 0, 5 мин) .

Для развития речевого слуха, слухового внимания рекомендуются игры «Угадай, кто позвал? », «Угадай, что я сказала? », «Что делает Петрушка? », «Эхо» и др.

В индивидуальной работе используется артикуляционная гимнастика: облизывание языком верхней и нижней губы (слизывание мёда) ; язык делается «жалом», «широкой лопаткой» и др.

Формирование звуковой выразительности речи.

В связи с воспитанием звуковой культуры речи следует говорить о фонетико-интонационном аспекте выразительности. Под интонацией понимается целый комплекс компонентов: ударение, мелодика, темп, ритм, сила голоса, её тембр. Интонационно-звуковая выразительность важна для связной речи.

Надо помнить, что без умения правильно произносить звуки речь детей не будет выразительной. Однако, умея правильно произносить все звуки, ребёнок может говорить невнятно, небрежно, невыразительно в силу плохой дикции. Поэтому с младшего дошкольного возраста необходимо учить ребёнка отчётливому, внятному произношению каждого звука, слов и фраз.

Выразительная речь зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, чёткой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

Зачастую в процессе речи дети, не владеющие дыханием, умением постепенно расходовать воздух, теряют звучность голоса, комкают слова, преждевременно заканчивают фразу, начинают говорить на вдохе, «захлёбываются».

Дети младшего возраста говорят медленно, потому что им трудно справиться с выговариванием звукосочетаний и слов. По мере развития навыков владения артикуляционным аппаратом создаются предпосылки для формирования естественного темпа речи.

Таким образом, совершенствование звуковой стороны речи: чёткости произношения, звучности и подвижности голоса, умения пользоваться темпом и ритмом речи, правильного дыхания является необходимым этапом подготовки к выразительности речи

Большую роль в речи играет интонация. Она усиливает значение слова. Вместе с тем иногда с её помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово.

Умение осознанно пользоваться интонацией (вопросительной и утвердительной, с различной эмоциональной окраской (радость, огорчение, удивление и пр.) в процессе высказывания развивается с помощью специальных упражнений на основе стихотворений, потешек, считалок и пр. («Заяц белый. », «Кисонька-мурысонька» и т. п.)

С целью выработки умения выделять в тексте слова можно использовать скороговорки с повторением их сначала с выделением одного слова, а потом другого (Маленькая болтунья молоко болтала, да не выболтала.) .

 Учите вместе с нами


© CopyRight МБДОУ «Детский сад № 78» город Чита. Создание сайта: «Меридиан»