Цель. Изучить основные положения Конвенции о правах ребенка и нормативно-законодательные акты Российской Федерации. Направить усилия коллектива дошкольного учреждения на выполнение охраны прав детей.

Задачи.

  1. Изучить основные положения Конвенции о правах ребенка и нормативно-правовые акты Российской Федерации.
  2. Повысить педагогическую компетентность по проблеме охраны прав детей в ДОУ (проведение семинара-практикума "Охрана прав и достоинства ребенка. «Координация усилий семьи и детского сада»; проведение итогового педсовета; разработка проекта"Изучаем свои права").

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего должен выступать определенной "моделью" уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.

Родители, которые изо дня в день видят педагога, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, задумаются над необходимостью применения тех или иных агрессивных способов воспитательного воздействия на собственного ребенка.

Содержание деятельности

  1. Общее собрание трудового коллектива по теме «Охрана прав и достоинств ребенка в ДОУ»
  2. Подготовка нормативно-правовых документов по проблеме охраны прав ребенка.
  3. Анкетирование сотрудников детского сада «Что Вы знаете о Конвенции?»
  4. Включение в планы по самообразованию практических заданий на основе использования нормативно-правовых документов.
  5. Соблюдение санитарно-гигиенических норм по охране здоровья детей во всех возрастных группах.
  6. Проведение семинара-практикума «Охрана прав и достоинства маленького ребенка. Коор¬динация усилий семьи и детского сада»
  7. Проведение итогового педсовета.
  8. Разработка проекта "Изучаем свои права"
  9. Консультации: «Работа детского сада по профилактике нарушений прав ребенка в семье», «Работа дошкольного образовательного учреждения по защите прав ребенка»
  10. Семинар – практикум по правовому воспитанию в ДОУ

Уважаемый коллега!

Для решения многочисленных проблем детства необходим комплексный подход всех социальных институтов. Поэтому мы убедительно просим Вас честно и открыто ответить на предложенные вопросы.

Расскажите, пожалуйста, о себе.

1.Возраст _____________________________________

2.Образование _____________________________________

З.Общий стаж работы. _____________________________________

4. Педагогический стаж _____________________________________

5. В какой группе Вы работаете в настоящее время? _____________________________________

6. Какие документы о правах ребенка Вы знаете? _____________________________________

7. Какие права детей Вы знаете? Назовите _____________________________________

8. Кто ответствен за охрану прав детей?_____________________________________

9. Что может сделать ДОУ для защиты прав детей _____________________________________

10. Как Вы считаете, необходимо ли давать дошкольнику знания о правах и обязанностях человека (ребенка)? _____________________________________

Анкета

 

1. Оцените интенсивность Вашего общения с родителями.

  • Общаемся постоянно
  • Общаемся эпизодически, нерегулярно . Почти не общаемся

2. Перечислите наиболее типичные случаи Вашего обращения к родителям.

  • Изучение особенностей семейного воспитания
  • Необходимость согласования с родителями воспитательных воздействий или решения образовательных задач
  • Установление партнерских отношений
  • Организационные вопросы (оплата детского сада, организация утренников и т.д.)

3. Какими бы Вы хотели видеть родителей своих воспитанников?

 

4. Каким, на Ваш взгляд, должно быть сотрудничество родителей и воспитателей?

  • Родители должны в точности следовать советам воспитателей
  • Желательно, чтобы родители и воспитатели учитывали точки зрения друг друга
  • Родители могут и должны воспитывать своего ребенка так, как они считают нужным

Какие методы работы с детьми вы считаете наиболее эффективными

 

 

1. Где ребенок может получить знания о своих правах: на занятиях; вне занятий; предоставить это сделать родителям?

2. Какие формы работы для Вас предпочтительнее (коллективные или индивидуальные)?

3. Какие игры можно использовать в этой работе?

4. Как можно использовать театрализованную деятельность?

5. Сюжеты каких литературных произведений, сказок отражают права детей?

6. Какие пословицы и поговорки Вы будете использовать в своей работе?

7. Какую совместную деятельность с родителями можно предложить детям?

- составление альбома "Кто я"?

- подготовка стенной газеты

- фото- и видео просмотры

8. На каком примере можно рассказать ребенку о праве на здоровье?

9. На каком примере можно рассказать ребенку о приемлемом уровне жизни?

10. Как сформировать у детей представление о значимости образования в жизни каждого человека?

Шкала самооценки

 

Степень выраженности отметить знаком "+"

Перечень качеств и умений воспитателя

в соответствующей графе

Очень высокая

Высокая

Достаточно высокая

Слабая

Отсутствует

 

Доброжелательность, отзывчивость

 

 

 

 

 

Педагогический такт

 

 

 

 

 

Склонность к эмпатии

 

 

 

 

 

Психологическая наблюдательность

 

 

 

 

 

Общительность, открытость

 

 

 

 

 

Стрессоустойчивость, выдержка

 

 

 

 

 

Инициативность, оптимизм

 

 

 

 

 

Социально-психологическая готовность

 

 

 

 

 

к сотрудничеству

 

 

 

 

 

Умение проявлять гибкость в общении

 

 

 

 

 

Умение создавать атмосферу довери-

 

 

 

 

 

тельности и взаимопонимания в обще-

 

 

 

 

 

нии с родителями

 

 

 

 

 

Умение понять конкретного родителя

 

 

 

 

 

Умение убеждать

 

 

 

 

 

Умение слушать

 

 

 

 

 

Умение осуществлять индивидуальный

 

 

 

 

 

подход в общении с родителями

 

 

 

 

 

Умение регулировать свое эмоциональ-

 

 

 

 

 

ное состояние, поведение

 

 

 

 

 

Умение верно оценить свое общение с

 

 

 

 

 

родителями, наметить пути преодоления трудностей

 

 

 

 

 

Заведующая

 

  • Привлекает всех членов педагогического коллектива и родителей к работе по охране прав и достоинства ребенка в семье и детском саду.
  • Принимает решения об организации работы по оказанию помощи детям, подвергающимся (подвергавшимся) насилию со стороны родителей или других взрослых.
  • Планирует, координирует и контролирует результаты деятельности педагогического коллектива.
  • Осуществляет взаимодействие с администрацией и учителями школы по проблеме непрерывного и комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, которые подвергались или подвергаются жестокому обращению со стороны родителей или других взрослых.
  • Координирует работу детского сада с деятельностью специальных служб района и города по охране прав детей.
  • Проводит культурно-просветительскую работу среди общественности по вопросам охраны прав детей.

Старший воспитатель

  • Способствует формированию у воспитателей педагогических установок, направленных на предупреждение любых форм жестокого обращения с детьми.
  • Организует и проводит работу с воспитателями по повышению эффективности взаимодействия с родителями по охране прав и достоинства ребенка в семье.
  • Осуществляет подбор методической литературы по самообразованию родителей и педагогов. Оказывает помощь воспитателям в изучении нормативно-правовых документов.
  • Обучает педагогов методам и приемам оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. Организует обсуждение возможной стратегии поведения взрослых.
  • Создает условия для распространения успешного опыта воспитателей и родителей по охране прав ребенка.
  • Участвует в работе методических объединений района и города по данной проблематике и создании банка данных о жестоком обращении с детьми.

 

 

Воспитатель

 

  • Соблюдает права и свободы своих воспитанников.
  • Своевременно выявляет нарушения прав детей и принимает соответствующие меры. Осуществляет профилактику жестокого обращения с детьми.
  • Проводит правовое просвещение родителей по темам: трансляция положительного образа ребенка; коррекция детско-родительских отношений.
  • Выявляет "группы риска" - семьи, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.
  • Осознает личностную и социальную значимость своей профессии при проведении работы по охране прав ребенка в детском саду и семье и в связи с этим необходимость постоянного самообразования.

Семинар-практикум "Охрана прав и достоинства маленького ребенка. Координация усилий семьи и ДОУ"

Занятие 1. "Знаете ли Вы законодательные акты, определяющие права ребенка?"

Цель. Обобщить знания воспитателей о нормативно-правовых актах, определяющих права ребенка.

Предварительная работа.

1. Распределение на творческие группы.

Выбор темы:

"Международные нормативно-правовые акты о правах ребенка".

"Работа Комитета ООН по правам ребенка".

"Права ребенка в РФ: состояние и проблемы".

2. Изучение литературы по теме; анализ комплексных и парциальных программ.

3. Подготовка наглядного материала.

Занятие проводится в форме игры КВН.

Ход занятия:

Формируются две команды (не более 5-6 человек в каждой). Остальные участники ведущий, группы поддержки или запасные игроки. Выбирается жюри.

Первый этап "Команда - капитан".

Командам дается задание придумать название, защитить его и выбрать капитана.

Второй этап "Пойми меня".

- Команды выстраиваются. Все игроки, кроме капитанов, надевают наушники. Ведущий называет капитанам по одному правовому термину (право, свобода, закон, Конституция, ответственность, Конвенция, обязательства). Капитан просит игрока своей команды, стоящего первым, снять наушники. Описательно объясняет термин, не называя его, не используя ни жестов, ни рисунков. Игрок должен назвать термин, а затем, попросив следующего игрока снять наушники, "рассказывает" ему о термине. На передачу задания от первого игрока до последнего дается 1 минута.

Если вся команда назвала термин правильно и уложилась в указанное время, каждому игроку присуждается по 1 баллу (затем баллы суммируются). Если команда уложилась в срок, но не все отгадали термин, присуждается столько баллов, сколько игроков ответили правильно. Если термин не отгадан, команда не получает ни одного балла.

Третий этап "Права детей".

Командам дается список возможных прав и свобод человека. Надо определить, какими правами пользуются дети в соответствии с российским законодательством. На задание дается 2 минуты. Баллы подсчитываются по числу прав ильных ответов.

Четвертый этап "Ассоциации".

Проводится аналогично заданию второго этапа.

Все игроки, кроме капитана, надевают наушники. Капитану называют один термин (ассамблея, коллектив, организация, решение, парламент). Он должен подобрать слово-ассоциацию. Затем все члены команды, снимая по очереди наушники, называют слово-ассоциацию. На выполнение задания дается 1 минута. Фиксируется число совпадений, за каждое дается 1 балл.

Пятый этап. Теневой театр "Я и мои права".

Реквизит. Ширма, настольная лампа или свеча; текст Конвенции о правах ребенка; карточки с номерами; стул для каждого участника; несколько помещений для репетиций.

Команды по очереди выбирают три карточки, на каждой написан номер статьи Конвенции. (Эти сведения не разглашаются.) При необходимости можно взять текст 7 Конвенции и посмотреть содержание статьи.

Затем игроки уходят в помещения для репетиций и придумывают сюжет, в котором отражается содержание определенной статьи Конвенции (они должны уложиться в 15 минут). В представлении может участвовать вся команда или несколько игроков.

Команды показывают свой спектакль, используя звуковые, музыкальные и танцевальные приемы, но без слов. Педагоги проявляют смекалку, артистичность. Время показа - не более 3 минут.

Выступление каждой команды обсуждается, все отгадывают, какая статья инсценирована.

Порядок выступления команд произвольный: можно показать подряд все три сценки или же выступать по очереди с другой командой.

Шестой этап. Отгадывание кроссвордов.

1. По горизонтали.

1. Личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого-либо или чего-либо.

2. Маленький мальчик или маленькая девочка.

 

 

 

 

 

1

3

а

к

о

н

 

 

 

 

 

 

 

2

к

о

Д

е

к

с

 

3

д

о

с

т

о

и

н

с

т

в

о

 

 

 

4

и

н

д

и

в

и

д

у

у

м

5

о

б

я

3

а

т

е

л

ь

с

т

в I о

6 с

о

г

л

а

ш

е

н

и

е

 

 

 

о I р

г

а

н

и

з

а

ц

и

я

 

 

 

 

 

 

8

з

а

щ

и

т

а

 

 

 

 

 

 

н

а

ц

и

я

 

 

 

 

 

3. Группа лиц, объединенных общей деятельностью, общими интересами.

4. Вводная, разъясняющая часть какого-либо международного документа, закона или иного правового акта.

5. Самостоятельный раздел, параграф в юридическом документе.

6. Соблюдение равных прав.

7. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми.

8. Основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

9. То, что принято в результате обсуждения.

10. Сообщение, извещение о чем-либо, доводимое до всеобщего сведения.

Слово по вертикали.

Официальное провозглашение каких-либо принципов, положений от лица государства, партии, международной организации, а также документ, в котором они изложены.

II. По горизонтали.

1. Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой.

2. Систематизированный свод законов.

3. Сознание своих человеческих прав, своей личностной ценности; уважение к себе.

4. Отдельный человек.

5. Обещание, подлежащее непременному выполнению.

6. Взаимное согласие.

7. Объединение отдельных общественных групп или государств, имеющее четкую структуру и определенные задачи, программу действий.

8. Защищающая сторона в судебном процессе.

9. Государство, страна.

Слово по вертикали.

Договор, соглашение между государствами по какому-либо специальному вопросу.

По окончании игры жюри подсчитывает общее число баллов, определяет и награждает победителей.

Занятие 2 "Технология работы по охране прав детей в ДОУ"

Цель. Систематизировать знания воспитателей по осуществлению прав ребенка в

ДОУ и семье.

Предварительная работа.

1. Проверка состояния работы в ДОУ по проблеме охраны прав детей.

Анализ годового тематического плана.

2. Определение обсуждаемых вопросов.

3. Анкетирование родителей.

Занятие проходит в форме круглого стола с элементами дискуссии по указанной теме.

Ход занятия

Первый этап. Дискуссия «Как работать с конвенцией»

1. Взгляд отечественных педагогов на вопросы защиты прав и достоинства ребенка.

2. Пути претворения в жизнь основных положений Конвенции

3. Ваше мнение: как реализовать Конвенцию о правах ребенка?

4. Какие статьи Конвенции, с Вашей точки зрения, доступны пониманию дошкольников?

5. Какие формы информации и разъяснения этих статей Конвенции Вы считаете возможным использовать в работе с детьми?

6. Имеется ли у Вас опыт работы по данной проблеме? Если "да", то раскройте его позитивные результаты. Назовите трудности, с которыми вы столкнулись, и причины, их вызвавшие.

7. Государственные гарантии в области воспитания детей дошкольного возраста.

8. Какие права и свободы детей, декларированные Конституцией РФ, по вашему мнению, ущемляются в настоящее время?

Второй этап "Мозговой штурм".

Поиск путей реализации прав ребенка.

Третий этап. Мини-дискуссия «Как бы Вы поступили?"

Анализ проблемных ситуаций, возникающих в процессе работы с детьми.

Четвертый этап. Выступление старшего воспитателя.

  • Результаты тематической проверки (успехи и недостатки в организации охраны прав детей).
  • Советы воспитателям.

1. Одобрение даст ребенку ориентиры, как себя вести. При хорошей дозе одобрения можно обойтись минимумом запретов. Но при этом все, что хорошо получается, отмечать, а что пока не удается, не замечать.

2. Если не испытываете радости от общения с ребенком, но при этом пытаетесь его чему-то научить, знайте - это дело бесполезное.

3. Замечено, что заурядный, но смелый, решительный человек может соперничать с любым талантом, если талант робок.

4. Пик раскрытия способностей очень индивидуален. Он может быть и в 5, и в 15, и в 20, и в 40, и даже в 60 лет. (Примеров как раннего, так и позднего раскрытия способностей не счесть.) Жизнь, то есть среда, условия, может способствовать или не способствовать их появлению и проявлению.

5. Самая большая хитрость в воспитании - отойти на второй план, но так организовать условия (среду), обстоятельства, чтобы ребенок сам проявлял инициативу. Не учить напрямую, не воспитывать "в лоб". Все, как в искусстве: мысль будить через чувство.

6. Древние китайцы считали: "Если ты недоволен собой - совершенствуй себя, а если ты недоволен другими – совершенствуй себя, а не других".

7. Для развития ребенка и становления его характера гораздо важнее научить его заботиться о других. Посоветуйте родителям: "хитренько" перенесите некоторые заботы о себе и членах семьи на ребенка. Вспомните "мужичка-с-ноготок", на седьмом году серьезно заявлявшего: "Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я". Отец этого мальчика явно был замечательным педагогом.

Пятый этап. Итоги анкетирования родителей по выявлению причин нарушения прав детей в семье.

Выступления воспитателей.

Занятие З "Формы и методы работы с детьми и родителями по охране прав ребенка" (по материалам "Декларации прав человека")

Цель. Продемонстрировать воспитателям формы и методы работы по теме. Развивать аналитические умения.

Предварительная работа.

1. Обсуждение методики и формы проведения занятия.

2. Консультация по технологии организации открытого коллективного просмотра "Поговорим о ваших правах".

3. Подбор наглядного материала (литературных произведений, иллюстраций).

4. Обзор методической литературы по изучаемой проблеме.

5. Чтение детям русских народных сказок, рассматривание иллюстраций.

6. Выполнение домашнего задания "Мои права" (сочинение, рисунок и др.).

Задачи.

Формировать представления о правах человека на основе литературных произведений. Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям. Развивать коммуникативные навыки и толерантность (способность принимать точку зрения собеседника). Развивать эмоциональную отзывчивость. Обогащать детско-родительские отношения опытом ведения бесед, споров и совместной творческой деятельности.

Участники: родители, дети, социальный педагог, психолог, воспитатели группы.

Ход занятия

Открытый просмотр - детско-родительская гостиная "Поговорим о ваших правах".

На коллективном просмотре были показаны различные формы ознакомления с правами человека:

- использование литературных произведений, например сказки "Красная Шапочка" - статья 3 (неприкосновенность);

сказки "Летучий корабль" - статья 16 (право человека создавать семью);

сказки "Что дороже соли?" - статья 19 (право на убеждения);

сказки "Кощей Бессмертный" - статья 17 (право на имущество);

- театрализованное обыгрывание ситуаций с помощью вымышленных персонажей;

- дискуссионный клуб (переговоры, публичные выступления, поиск компромиссов,  голосование, выражение протеста, взаимодействие с официальными лицами);

- "Декларация прав человека" в картинках. На занятии воспитатели анализируют стиль общения с родителями и детьми. Родители получили интересующую их информацию о правах ребенка, все участники гостиной почувствовали единение, радость от совместной деятельности.

Занятие 4 "Презентация форм и методов работы с детьми и родителями"

Цель. Оценить проективные умения воспитателей. Познакомить с разнообразием форм работы по охране прав детей. Способствовать развитию креативных/p cellpadding=p align= , презентативных и рефлексивных умений.

Предварительная работа.

1. Анкетирование родителей (см. прuложенuе).

2. Подготовка родительского собрания "Воспитание ненасилием в семье".

З. Разработка проекта "Изучаем свои права" (для детей средней и старших групп).

4. Подготовка конспектов занятий в разных возрастных группах: "Дружная семья" (средняя группа); "Семья, моя родословная" (старшая группа); "Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена?" (подготовительная к школе группа).

5. Сочинение родителей на тему "Мой ребенок, его индивидуальные особенности".

6. Подбор наглядного материала.

Родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье"

Цель. Убедить родителей в преимуществе ненасильственных методов семейного воспитания. Обсудить средства и приемы построения гуманных взаимоотношений с детьми.

Предварительная работа.

Анкетирование родителей.

Подготовка памятки для каждой семьи (о характере воспитательных воздействий на ребенка).

Участники: родители, воспитатели группы, психолог.

Вопросы для обсуждения на собрании

- За что и почему родители оскорбляют и бьют детей?

- Каковы последствия физического и психического насилия над детьми?

- Как обойтись без унижающих наказаний?

- Если наказывать, то как?

Совместная деятельность участников при обсуждении каждого вопроса осуществляется в соответствии со следующим алгоритмом:

а) проблемная постановка вопроса;

б) выявление мнений; в) презентация мнений;

г) комментарии психолога и воспитателя;

д) принятие решения.

Общее решение родительского собрания оформляется как рекомендации родителям.

 

 

 

Анкета для родителей

1. Наказания происходят потому, что ________________________

2. Какие наказания применяли по отношению к Вам родители в детстве? ________________________

3. Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к детям? ________________________

4. Какие наказания Вы реально применяете по отношению к своему ребенку? ________________________

5. Кто, с Вашей точки зрения, наиболее агрессивен в семье Ваших родителей? ________________________

6. Кто, с Вашей точки зрения, наиболее агрессивен в Вашей семье? ________________________

7. За что, в какой ситуации Вы можете повысить на ребенка голос? ________________________

8. В какой ситуации вы можете ударить его?________________________

9. Вы можете в публичном месте ударить своего ребенка?________________________

10. Что раздражает Вас в Вашем ребенке?________________________

В жене (муже)?________________________

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 95 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

Ошибка в тексте?

Система Orphus

© Оф.сайт Детского сада №75 г.Чита, 2012-2024

Полезные ссылки