В познавательном развитии малыша третьего года жизни при условии целенаправленной педагогической работы происходят значительные изменения, которые выводят его на более высокий уровень сравнений и обобщений. На втором году жизни ребенок учился общаться с помощью речи, свободно ориентироваться в предметной среде, перемещаться в пространстве, наблюдать за действиями людей и т.п. К началу третьего года жизни довольно высокого уровня достигают восприятие, память ребенка и устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно действенное и появляется образное мышление, возникают предпосылки для перехода к качественно новому этапу освоения окружающего.

За этот год ребенок должен приобрести знания о человеке: внешние физические особенности (у каждого человека есть голова, руки, ноги, лицо; на лице два глаза, один нос, один рот и т.д.); физические и эмоциональные состояния (проголодался-насытился; устал-отдохнул; заболел-вылечился; опечалился-обрадовался; заплакал-засмеялся и т.д.); о деятельности близких людей: мама готовит обед; старшая сестра стирает белье; бабушка вяжет носки; брат делает уроки; дедушка чинит кран на кухне; папа помогает маме и т.д.; о предметах, действиях с ними и их назначении: предметы домашнего обихода (одежда, посуда, мебель и т.д.); игрушки; орудия труда (веник, лопата, метла, ведро, лейка и т.п.); о живой природе: растительный мир (деревья, трава, цветы, овощи, фрукты и т.д.); животный мир: домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, барашек, петушок, курочка, уточка, гусь и т.д.); детеныши животных (котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, цыпленок и т.д.); дикие животные (лиса, заяц, медведь, волк, белка, воробей, ворона, голубь и т.д.); о неживой природе: свойства и назначение воды (льется, теплая, холодная; в ней стирают, купаются, ею умываются и т.д.); вода в природе (река, пруд; бегут ручьи, тают сосульки); о явлениях природы: времена года(осень, зима, весна, лето) и их особенности (зимой - холодно; весной - тепло, светит солнце, тает снег, бегут ручьи, звенит весенняя капель; осенью - ветер, холодный дождь; зимой - метель, снег, лед); сезонные изменения в живой природе (осенью на деревьях желтеют и опадают листья - листопад, вянет трава; зимой деревья без листьев; весной начинает зеленеть трава, появляются первые цветы - подснежники, на деревьях появляются первые листочки и т.д.); О погодных явлениях (дождь - сыро, гулять нельзя; ветер - необходимо теплее одеваться; летом не надевают теплую одежду, при жарком солнце надевают панаму; осенью, если идет дождь, необходимо взять зонт; зимой люди надевают шубы, шарфы, рейтузы, теплые сапоги, меховые шапки и т.д.); о профессиях: доктор лечит, шофер водит машину, парикмахер стрижет волосы, повар варит, дворник подметает и т.п.; о транспорте как средстве передвижения (машина, автобус); о праздниках и народных гуляньях.

Постараемся ответить на вопрос: почему малыш не теряется в таком сложном социальном мире, в обилии информации, которую он должен усвоить?

Вероятно, вы давно обратили внимание на то, что наибольший интерес у ребенка вызывают наблюдения за действиями людей. Он может целый час сидеть на корточках и наблюдать, как папа чинит мотор, как дед косит траву, как мама поливает цветы, как бабушка ухаживает за огородом, как тетя доит корову, а пастух пасет стадо и т.п. В процессе этих наблюдений малыш знакомится с различными предметами, необходимыми для осуществления той или иной деятельности человека. Он узнает, что для рисования нужны краски, карандаши; для занятий музыкой инструменты - скрипка, балалайка, гармонь, фортепьяно и т.п.; для профессионального труда: доктору - фонендоскоп («трубочка»), шахтеру - отбойный молоток, шоферу - машина, летчику - самолет и т.д. И так, знания ребенка строятся вокруг «стержневого» звена - знаний о человеке и его деятельности. Весь окружающий мир он познает через человека и его действия. Вот почему так ценно внимание детей ко всему, что делает взрослый в окружающем мире. И на вопросы ребенка «А что ты делаешь? Что это? Зачем это нужно?» следует обязательно ответить, причем обстоятельно. Показать, какой предмет у вас в руках и как вы его используете, и обязательно обратить внимание ребенка на результат вашего труда.

В этом возрасте на более высоком уровне осуществляется ориентировка в окружающем мире. Можно сказать, происходит дальнейшая систематизация знаний:

  • человек и его жилище (дом);
  • человек и результаты его труда (выращивание овощей, фруктов и т.д.);
  • человек и растительный мир (уход за комнатными растениями, работа на участке, огороде и т.п.);
  • человек и животный мир (забота о животных; их значение в жизни людей: корова дает молоко, курочка - яйца и т.п.).

Эти представления на протяжении третьего года формируются постепенно, в процессе неоднократных наблюдений, рассказов взрослого, обобщений и сравнений.

Знакомя малыша с окружающим, родители решают не только образовательные, но и воспитательные задачи: формируют основы нравственного поведения в кругу сверстников; побуждают к проявлению внимания и сочувствия, поощряют желание уступать, делиться, помогать; воспитывают отрицательное отношение к проявлениям грубости жадности. Этому способствует и то, что ребенок третьего года жизни понимает и может выразить словами физические состояния (боль, жажда, усталость, голод и т.п.) и желания (есть, спать и т.д.). Он уже способен не только сочувствовать другому, но и помогать. Эмоциональное состояние человека (засмеялся, заплакал, обрадовался и пр.) ребенок начинает связывать с причиной и следствием каких-либо воздействий или с результатом удавшейся либо неудавшейся деятельности.

Большую роль играют отношения взрослых в семье, поэтому нельзя допускать грубость и бестактность в семейных отношениях. Если они строятся на принципах взаимопомощи и заботы друг о друге, ребенок усваивает эту форму взаимоотношений между людьми.

Особый интерес у детей вызывает животный мир. Взрослый расширяет представления о животных, полученные ребенком на втором году жизни. Теперь уже дети более продолжительно могут наблюдать за рыбами, птицами и другими животными. Обращайте их внимание на наиболее яркие, характерные особенности. Помните, что детям легче подмечать различия, чем сходство.

С первых лет жизни воспитывайте гуманное отношение к животным. В этом вам помогут игрушки-животные, стилизованные под человека (ребенка): слоник в платьице, мишутка в штанишках, петушок в сапожках. Ведь их можно «водить за ручку», «кормить», «катать в коляске»; «разговаривать» с ними. Играя, малыш начинает осознавать зависимость животных от человека. Особое значение для ребенка третьего года жизни приобретает художественная литература о животных. Чтение книг, игра, практические наблюдения помогают малышу понять, что для всех живых существ необходима пища, вода, тепло; все живые существа имеют глаза, передвигаются в пространстве и т.п.

Знакомство малыша с растительным миром происходит также на основе отношений взрослых к цветам, деревьям, траве и т.п. С раннего детства необходимо заложить в ребенке культуру поведения в лесу, в парке, на лугу. Экологическое воспитание начинается с образа жизни семьи, отношения взрослых к природе.

В заключение подчеркнем: программное содержание ознакомления с окружающим постепенно усложняется. Взрослый ведет ребенка от простого к сложному, помня о том, что малыш видит перед собой целостную, единую действительность, которую начинает познавать всерьез уже с первых лет жизни. Однако любая информация должна быть доступной для ребенка.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 56 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

Ошибка в тексте?

Система Orphus

© Оф.сайт Детского сада №75 г.Чита, 2012-2024

Полезные ссылки