Невнятная речь и нечеткое произношение звуков доставляют ребенку немало огорчений; малыш не получает радости от общения, он не может применить разговорные навыки для удовлетворения своих нужд, так как окружающие его не понимают. Родители, как правило, особо не беспокоятся. "Подрастет – выровняется, - думают они.
Нечеткое произношение не только мешает общению, но и приводит к тому, что малыш вообще плохо отличает один звук от другого. В результате у него не вырабатывается фонематический слух, а в школе могут возникнуть серьезные проблемы с чтением и письмом. Такой ребенок плохо справляется со звуковым анализом слов, путает буквы, пишет так, как говорит. Но в первом классе бить тревогу уже поздновато, ведь основы фонематического слуха должны закладываться в раннем детстве.
У детей пяти – шести лет с нормальным слухом и сохранным интеллектом невнятной речи и нечеткого произношения звуков могут быть обусловлены
- отсутствием правильного образца для подражания (речь взрослых или детей, окружающих малыша, является дефектной или в общении используется большей частью «сюсюканье»).
- недостаточным развитием фонематического слуха (ребенок плохо различает на слух похожие звуки).
- наличием нарушений в строении речевых органов (губ, зубов, челюсти, языка, мягкого и твердого неба).
- недостаточной подвижностью органов артикуляции (нижней челюсти, губ и языка).