Предоставление опыта работы

Вос-ль: Фомичева Марина Михайловна

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных, шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общее – формирование базиса культуры, сохранение и укрепление как физического, так и психического здоровья ребенка.

Культура по отношению к каждому отдельному индивиду является, как прекрасно сказал П. А. Флоренский «средой, растящей и питающей личность».

Культурно - досуговая деятельность в условиях детского сада рассматривается, как приоритетное направление здоровьесбережения и организации творческой деятельности ребенка.

При организации культурно-досуговой деятельности, решается целый ряд педагогических задач:

  • укрепление здоровья детей, физического и психического состояния организма;
  • формирование  у  детей первоначальных представлений о культуре в целом, исходя из их психофизиологических особенностей;
  • приобщение к основам художественной, досуговой и коммуникативной культуры; обучение различным видам деятельности и творчества;
  • развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;
  • обучение правильному использованию свободного времени, формирование опыта организации содержательного досуга;
  • ознакомление с традициями и обычаями своего народа и своей семьи, формирование любви к Родине.

В жизни человека, а также и ребенка происходит чередование будней и праздников. Но чаще, в жизни детей больше будней, наполненных режимом и рутиной. Поэтому так необходимо организовать правильный интересный и полезный досуг для каждого ребенка. Различные праздники, развлечения, игры создают отличное настроение, вызывают положительные эмоции, помогают выявить интересы, стремления и желания детей заниматься той или иной деятельностью. Правильно планировать культурно-досуговую деятельность ребенка уже необходимо в дошкольном возрасте.

Культурно-досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для раскрытия его таланта и общего развития.

В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения с взрослыми и сверстниками, наполняя его значимым содержанием, а в итоге формируются основы общей культуры. Следовательно, надо учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстановить свои духовные и физические силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия, поэтому культурно-досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых.

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.

Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать её, а после затраченных усилий – отдыхать. Отдых можно подразделить на: активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов, размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, труд на участке, подвижные игры и т.д.

Виды отдыха:

  • самостоятельные занятия физическими упражнениями;
  • труд на территории детского сада;
  • спортивный отдых;
  • игры со снегом, песком и водой;
  • прогулки;
  • беседа с взрослым;
  • игровая деятельность;
  • чтение книг;
  • просмотр мультфильмов;
  • рассматривание иллюстраций в книжном уголке;
  • прослушивание сказок, песен, мелодий.

Развлечения – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.

Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. Особую роль играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.

В практике работы дошкольных учреждений используют три вида развлечений: дети являются только слушателями или зрителями, дети – непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети.

По содержательной направленности развлечения можно классифицировать:

  • театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, плоскостной театр, фланелеграф и др.);
  • познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников; обычаев и традиций родной страны; экологические;
  • спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты;
  • музыкально – литературные концерты.

К развлечениям относятся шутки, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.

Виды развлечений:

  • концерты: тематические, музыкально-литературные и др.;
  • народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.;
  • познавательные вечера: КВН и викторины;
  • спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и др.;
  • театрализованные представления: кукольный театр, инсценирование сказок и др.;
  • забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки и др.;
  • просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.

Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Деятельность в праздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках.

Виды праздников:

  • народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;
  • государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;
  • международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
  • православные: Рождество Христово, Пасха и др.;
  • бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;
  • праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник «Мыльных пузырей», «Оригами» и др.
  • Тематические, например: «Осторожно, грипп!», «Праздник чистюль», «День здоровья», «Путешествие в Спортландию», «Веселые старты», «Олимпийские игры», способствующие  формированию здорового образа жизни. Правильно подобранные тематические подвижные игры в сочетании с текстом, поединки детей с врагами здоровья (микробы,  лень,  страхи), познавательный материал, направленный  на систематизацию знаний детей о видах спорта, олимпийском движении,  российских спортсменах позволяют формировать положительное отношение к закаливанию, гигиеническим процедурам, режиму дня,  физической культуре и спорту;
  • Шуточные: «Праздник мыльных пузырей», «Праздник воздушных шаров», «1 Апреля», «Хэллоуин»  — способствуют созданию хорошего настроения, укреплению психического здоровья детей;
  • Народные и фольклорные: «Святки», «Коляда», «Масленица», «День Ивана Купалы», «Русские узоры», «Осенины» с использованием  народных игр, забав, хороводных плясок, песен, стихов, атрибутов национальной одежды -воспитывают у детей  интерес к народным традициям;
  • Православные: «Рождество Христово», «Пасха», «Вербное воскресение» -знакомят детей с религией народа;
  • Познавательные: «В гостях у лесовичка», «Космические приключения», «Наш мир – природа», «В подводном царстве у Нептуна», «Спасатели», «Дорожная азбука», «Путешествие по сказкам» и др. — включают различные викторины, разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок, соревнования и призваны систематизировать знания в области экологии, географии, астрономии, литературы, основ безопасной жизнедеятельности;
  • Государственно — гражданские: «Новый год», «День защитника отечества», «День Победы», «День народного единства» и др., воспитывающие патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности;
  • Международные: «День защиты детей»,  «Международный женский день» и др. — знакомят детей с «Конвенцией о правах ребёнка», расширяют представление детей о семье, родственных отношениях и формируют культуру мира и межличностных отношений;
  • Итоговые, как правило, связаны с определенными событиями в жизни детей —  окончание учебного года, выпуск из детского сада:  «Какими мы стали», «Вырастайка» «Танцевальный марафон» или сезонными изменениями (конец зимы, лета): «Велосипедные гонки», «Лыжня краснощекая»,  «Школа мяча», «Кросс нации» и др. — направлены на демонстрацию спортивных, творческих достижений детей.

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники, управляемая самой личностью. Именно в процессе самообразования развивается личность ребенка, раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы. Самообразование происходит в свободное время, осуществляется под руководством взрослых и может быть опосредованным или прямым. Оно во многом зависит от предметно-развивающей среды. Взрослым необходимо формировать у них интерес к новым знаниям, умение их «добывать», умение доводить дело до конца, упорство, навыки самостоятельной и совместной работы, уважение к мнению других детей.

· При организации самообразования важно исходить из того, что нужно помочь ребенку на основе принципа развивающего обучения.

· Формируя навыки самостоятельной деятельности, воспитатель должен научить ребенка оценивать свои вопросы и затруднения, как повод для обращения к собственным возможностям, постепенного осмысления необходимости создания в сотрудничестве с взрослым нового способа действия.

· Деятельность, связанная с самообразованием, носит творческий характер.

· С целью формирования этой деятельности необходимо развивать творческое воображение.

Виды самообразования.

  • Игры: сюжетно-ролевые, настольные.
  • Экспериментирование.
  • Самодеятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность.
  • Познавательные беседы.
  • Экскурсии: в парк, в лес, по историческим местам.
  • Посещение музеев, выставок, театров, цирка, зоопарка др.

Творчество – тоже рассматривается как культурно-досуговая деятельность ребенка. Обычно чем культурнее человек, тем разнообразнее его досуг, который он использует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой деятельности.

У всех детей есть способности. Дошкольники от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда обладают необходимыми навыками и умениями, поэтому следует создавать необходимую творческую проектировочную среду.

На развитие творчества детей большое влияние оказывает организация занятий в детском саду: художественной, театральной, музыкальной и др. Основная цель этих занятий – обеспечить каждому дошкольнику уверенность в своих возможностях и способностях. Этому способствует доступность и посильность заданий, четкое поэтапное объяснение, установка на необходимость получения знаний и навыков, взаимосвязь учебного материала и интеграция искусств, создание проблемно-поисковых ситуаций, а также реализация на практике индивидуального подхода.

Развитие творческого потенциала ребенка – это длительный процесс, который направлен на формирование его личности в целом, поэтому творческие задания должны способствовать развитию восприятия, мышления, воображения.

Выводы.

Все перечисленные виды досуговой деятельности очень интересные, разнообразные и доступные для маленьких детей. Каждый ребенок – это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром. И задача взрослого помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности.

Роль культурно-досуговой деятельности в жизни ребенка

Фоторепортаж

 

Полезные ссылки