Контактная информация:
672010 Забайкальский край, г. Чита, ул. Баргузинская, 13
телефон: (3022) 35-76-61
e-mail: ds_chita_71@chita.e-zab.ru
проезд: тролейбусом №1, №3, №6 - остановка «Горбольница»

 

 График дежурства: 1.Самсонова Наталья Валентиновна, заведующая.

Понедельник, среда, четверг с 7.30‒15.30; вторник с 8.00‒19.30

Электронная почта: ds_chita_71@chita.e-zab.ru

Телефон: (3022)  35-76-61

2. Клейменова Елена Сергеевна, заместитель заведующей по МВР.

График дежурства:

Понедельник, четверг с 11.30‒19.30; среда с 10.00‒ 18.00; вторник, пятница с 7.30‒15.30

Электронная почта: ds_chita_71@chita.e-zab.ru

Телефон: (3022)  35-76-61

3. Писарева Наталья Юрьевна, зам.зав.по АХЧ

График дежурства:

Среда, пятница с 11.30‒19.30

Электронная почта: ds_chita_71@chita.e-zab.ru

Телефон: (3022)  35-76-61

 

35-76-61

Система Orphus

Кто на сайте

Сейчас на сайте 55 гостей и нет пользователей

ПРОГРАММЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ РЕЧИ

Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи

Программа разработана научными сотрудниками сектора логопедии НИИ дефектологии АПН СССР*. Составители: Г.А. Каше, Т. Б. Филичева

Программа адресована логопедам и воспитателям дошкольных учреждений (групп) для детей с нарушениями речи, является руководством при обучении детей с недоразвитием фонетического строя речи в подготовительной к школе группе.

Реализация программы осуществляется в контексте «Программы воспитания в детском саду»**, однако содержание и методы обучения по разделу «Родной язык» значительно отличаются от рекомендуемых для детей с нормальным речевым развитием:

— вводится новый материал «Формирование произношения и подготовка к обучению грамоте», который учитывает особенности отклонений в речевом развитии детей, причем обучению элементам грамоты предшествует длительный период воспитания у детей правильного произношения в единстве с формированием речезвукового анализа и синтеза;
— в разделе «Формирование грамматически правильной речи» определяются основные направления по развитию связной речи детей с учетом имеющихся у них трудностей;
— особо выделен раздел «Развитие графических навыков», обеспечивающий подготовку детей к письму. Задачи:
— помочь детям в овладении фонетической системой языка;
— подготовить к овладению грамотой общепринятым аналитико-синтетическим методом и усвоении некоторых элементов грамоты.
Структура: объяснительная записка, программа коррекционного обучения и организационно-методические указания.

Содержание. В объяснительной записке составители программы раскрывают специальные методические подходы, обеспечивающие эффективность коррекционно-речевой работы с детьми, имеющими фонематическое недоразвитие речи в условиях специальных детских садов или групп при массовых детских садах, описывают особенности речи детей, подлежащих воспитанию и обучению в логопедических группах. Здесь же подчеркивается необходимость четкой организации жизни детей во время пребывания их в ДОУ и важность правильного распределения обязанностей между логопедом и воспитателем, приводятся режим дня и распределение занятий в течение недели в Т—Ш периодах обучения.

В программе коррекционного обучения задачи индивидуальных, подгрупповых и фронтальных (групповых) занятий с детьми конкретизируются в соответствии с тремя периодами.

В организационно-методических указаниях содержатся:

— рекомендации по организации работы логопеда и ведению документации;
— формированию у детей произношения, подготовке к обучению грамоте;
— формированию грамматически правильной речи:
— развитию графических навыков.

Главными ориентирами правильной организации логопедической работы названы:

— своевременное обследование детей;
— рационально составленное расписание занятий;
— планирование индивидуальной работы с каждым ребенком в соответствии с общим планом;
— наличие планов фронтальных занятий и оснащение их необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
— совместная работа логопеда и воспитателей группы.

Составители отмечают, что неотъемлемой частью всего педагогического процесса в условиях специального детского сада является работа с родителями, осуществляемая в форме родительских собраний, «пятиминуток» для родителей, посещения ими открытых логопедических занятий и др.

В методических указаниях содержатся подробные рекомендации логопеду и воспитателям группы по формированию у детей произношения, подготовке к обучению грамоте, совершенствованию связной речи и развитию графических навыков в соответствии с тремя периодами коррекционного обучения.

Программа   рекомендована   к   изданию   Управлением   по   дошкольному   образованию Министерства просвещения СССР (1978).

Литература

  • Каше ГА. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., 1971.
  • Каше ГА. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. М., 1985. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М., 1978.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
(старшая группа)

 

Авторы :Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина

Программа предназначена для работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи в условиях старшей группы ДОУ (5—6 лет). Цели:

формировать у детей полноценную фонетическую систему языка;
— развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения в различных речевых ситуациях;
— обучать изменению просодических характеристик высказывания в зависимости от речевых намерений.

Авторы подчеркивают, что формирование звуковой стороны речи должно рассматриваться не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи воспитанников ДОУ и их подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Программа базируется на теоретических положениях Н.И. Жинкина, Р.Е. Левиной, А.А. Леонтъева, А. Р. Лурия о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становлении процессов письма и чтения.

Структура. Представлены следующие разделы:

— возрастные особенности звуковой стороны речи детей дошкольного возраста;
— характеристика детей с ФФН;
— обучение на занятиях.

Определяя фонетико-фонематическое недоразвитие как нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем, авторы представляют в программе его развернутую характеристику (недостатки произношения звуков, недостаточная дифференцированность фонематического восприятия, нередко — смазанность речи, сжатая артикуляция, некоторая ограниченность словаря и задержка в формировании грамматического строя речи). В основе работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития лежат общедидактические и специфические принципы обучения. Основополагающим принципом при этом является положение о том, что формирование речи осуществляется в определенной последовательности — от конкретных значений к более абстрактным путем решения речемыслительных задач. При этом если на начальных этапах коррекции для развития частных ме ханизмов речи (развития моторики артикуляционного аппарата, усвоения навыков слоговой структуры слова и др.) используются репродуктивные формы обучения, то в последующем на первый план выходят коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи и активизация речевой практики в меняющихся условиях общения.

Содержание. Базисная часть программы (задачи работы со всей группой) ориентирована на формирование следующих основных линий речевой деятельности детей:

— развитие артикуляционного и голосового аппарата;
— формирование навыков звукового анализа слов, членения предложений на слова, знакомство с буквами русского алфавита, обозначающими сохранные и скорригированные звуки;
— уточнение, обогащение и активация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
— формирование морфологической и синтаксической сторон речи;

39— развитие диалогической и монологической форм речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей).

Задачи индивидуальной коррекционной работы определяются с учетом структуры, степени выраженности речевого дефекта детей и их личностных особенностей.

Обучение на занятиях рассматривается как основная форма коррекционной-воспитательной работы с детьми, при этом разработчики программы подчеркивают их важное значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. В процессе обучения используются три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Задачи и содержание индивидуальных и подгрупповых занятий:

— развитие артикуляционного праксиса;
— фонационные упражнения;
—— уточнение артикуляции правильно произносимых звуков и различных звукослоговых сочетаний;
— вызывание и постановка отсутствующих или коррекция искаженных звуков;
— автоматизация (первоначальный этап) исправленных звуков в облегченных фонетических условиях.

Дополнительно на подгрупповых занятиях, в которых участвуют 3—4 ребенка, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи, осуществляется:

— закрепление навыков произношения изученных звуков;
— отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
— воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
— расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
— закрепление доступных возрасту грамматических категорий

с учетом исправленных на индивидуальных занятиях. Индивидуальные и подгрупповые занятия готовят детей к работе на фронтальных занятиях, включающих в себя:

— закрепление правильного произношения изучаемого звука;
— дифференциация звуков (на слух и в произношении).

Планирование содержания индивидуальной, подгрупповой и фронтальной коррекционно-речевой работы рекомендуется осуществлять в соответствии с тремя периодами обучения.

1. Сентябрь — первые две недели ноября.
2. Вторая половина ноября — первая половина февраля.
3. Вторая половина февраля — май.

Каждый период обучения имеет свои специфические задачи и содержание, ориентированное на два главных направления работы: подготовка детей к звуковому анализу и синтезу, закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.

В качестве одного из главных условий эффективности коррекционной работы авторы программы называют углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей с ФФН. В связи с этим в нее включены рекомендации по организации первичной и углубленной комплексной (медико-психолого-педагогической) диагностики детей при зачислении в группу, которые помогают логопеду определить общие (и целом для всей группы детей с ФФН) и частные (индивидуальные) задачи коррекционно-речевой работы и спланировать их реализацию в течение учебного года.

Другим, не менее важным, условием, выступает взаимодействие работы логопеда и воспитателя. Совместно решая задачи развития речи воспитанников группы, они не подменяют, а дополняют работу друг друга. Разработчики анализируемой программы подчеркивают роль стартовой педагогической диагностики, проведенной воспитателем группы, в дальнейшем выборе основной (комплексной) образовательной программы и ее согласовании с уровнем фонетического, фонематического и общего речевого развития детей.

Программа сопровождается методическими рекомендациями, в которых дастся характеристика недостатков в развитии фонематического слуха и звукопроизношения детей, раскрываются методы и приемы их исправления, а также обосновываются принципы формирования стороны речи у детей с ФФН и описываются особенности взаимодействия логопеда и воспитателя.

Программа и методические рекомендации входят в Федеральный перечень учебно-методических изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в ДОУ.

Литература

Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и метод, рек. для дошкольного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). М, 2003,

Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни

Авторы: Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина

Программа предназначена для обучения и воспитания детей с 11—111 уровнем речевого развития 6-го года жизни с нормальным слухом и интеллектом. Система обучения дошкольников 6-го года жизни с ОНР в условиях специального детского сада разработана на основе специальных исследований, проведенных сотрудниками лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН СССР* и кафедры олигофрено педагогики и логопедии МГЗПИ**.

Цель; устранить речевой дефект детей и предупредить возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

Задачи;

помочь детям в практическом усвоении лексических и грамматических средств языка;
— формировать правильное произношение (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
— готовить к обучению грамоте, помочь овладеть ее элементами;
— развивать навыки связной речи.

Теоретическая и методологическая основа: положения, разработанные Л.С. Выготским, Р.Е.Левиной, В. И. Лубовским и др.

1. Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка.
2. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.
3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в разных видах деятельности.

— В настоящее время — Институт коррекциошюй педагогики РАО.
—* В настоящее время — ГОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова.

Структура представлена следующими разделами:

— характеристика детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи, подлежащих обучению и воспитанию в группе;
— организация обучения и воспитания детей с ОНР;
— программа коррекционно-логопедического обучения;
— занятия воспитателя.

Основная форма коррекционного обучения: логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.

Содержание коррекционной работы с детьми определяется авторами, исходя из представления об общем недоразвитии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом как речевой аномалии, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. В программе особо подчеркивается системный характер нарушения речи, затрагивающий ее смысловую и произносительную сторону.

Содержание. Структурировано в соответствии с тремя периодами обучения и реализуется в ходе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.

Фронтальные логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи разделяются на следующие типы.

1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:

а)словарного запаса;

б) грамматического строя. Основные задачи занятий этого типа:

— развитие понимания речи;
— уточнение и расширение словарного запаса;
— формирование обобщающих понятий; практических навыков словообразования и словоизменения;
— выработка умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксически структур.

2. Занятия по формированию звуковой стороны речи. Основные задачи:

— формирование правильного произношения звуков;
— развитие фонематического слуха и восприятия;
— выработка навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры;
— контроль за внятностью и выразительностью речи;
— подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Занятия по развитию связной речи.

Основная задача — обучение детей самостоятельному высказыванию. Логопедические занятия первого и третьего типов строятся с учетом требований общей и специальной дошкольной педагогики. При их планировании и проведении логопед:

— определяет тему и цель занятия;
— выделяет предметный и глагольный словарь, словарь признаков, который дети должны усвоить в активной речи;
— отбирает лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление речевого материала);
— обозначает основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, а также сформулировав цель каждого этапа;
— подчеркивает наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;
— обеспечивает постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;
— включает в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;
— учитывает при отборе программного материала зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;
— предусматривает приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;
— регулярно повторяет усвоенный речевой материал.

Специфика логопедических занятий второго типа (по формированию произношения), которые строятся с учетом задач и содержания каждого периода обучения, обусловливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками. Исключаются смешиваемые звуки.

В каждом занятии обязательно предусматриваются этапы по закреплению правильного произношения данного звука (на материале слогов, слов, предложений и текстов), развитию фонематического слуха, восприятия, слухоречевой памяти, овладению навыками элементарного анализа и синтеза.

Все занятие состоит из нескольких этапов, к каждому из которых логопед дает четкую и краткую инструкцию. На фронтальные занятия выносятся только правильно произносимые звуки и предусматривается постепенное усложнение условий для различения речевых звуков. Дополнительно в занятие включается постепенная отработка имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий с предъявлением требования их правильного фонетического оформления.

{период обучения: сентябрь — ноябрь. Содержание коррекционного обучения включает в себя:

— развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слова;
— подготовку к овладению диалогической формой общения;
— практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы~)
усвоение притяжательных местоимений мой— моя в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия);
— преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в изъявительное наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени (спи — спит, пей — пьет);
— овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке по моделям: им. п. сущ. + согласованный глагол + прямое дополнение; им. п. сущ. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах;
— усвоение навыка составления короткого рассказа.
Лексические темы*: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда». «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи, фрукты».
— Здесь и далее перечет, лексических тем приведен по изданию: Филичева Т.Е., Чиркана Г В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи и условиях специального детского сада. М., 1991.

// период обучения — декабрь — март.

Содержание занятий по формированию навыков лексико-грамматических средств языка включает:

— уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;
— практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания (лимонный, яблочный), растениям (дубовый, березовый), различным материалам (кирпичный, каменный и т.д.);
— различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам: какой? какая? какое?, формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;
— упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов (лежи лежит лежу), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного и множественного числа (идет — идуидешь — идем);
употребление предлогов (на, под, в, из), обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных;
— совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);
— закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов, первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
— составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.

Лексические темы: «Одежда», «Продукты питания» (повторение), «Домашние и дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «Восьмое марта», «Весна».

На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляется:

— закрепление правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях I периода;
— постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;
— дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звукослогового состава;
— формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость, твердость — мягкость;
— воспитание готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза. /// период: апрель — июнь.
Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи:
— закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал — подъехал — съехал и т.п.);
— закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ое, ~ин, -ев, -ан, -ян)',
образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных (волчий, лисий);
образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов -енък, -оньк;
— усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами (добрый— злой, высокий — низкий и т.п.);
— уточнение значений обобщающих слов;
— формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (с основой на мягкий и твердый согласный звук);
— расширение значения предлогов: к (употребление в дательном падеже), от (родительном), с, со (винительном и творительном);
— отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;
— составление разных типов предложений: простых распространенных из 5—7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний); предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте, с противительным союзом «или»; сложноподчиненных предложений с придаточным причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия;
— преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога (встретил брата — встретился с братом и т.п.); изменением вида (мальчик писал письмо — мальчик написал письмо и т.п.);
— умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи (два — три — четыре)',
умение выделять предлог как отдельное служебное слово;
— развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий;
— закрепление навыка составления рассказов по картинке и серии картинок с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа);
— составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. Лексические темы: «Весна», «Транспорт», повторение всех ранее пройденных тем. Содержание занятий по формированию звуковой стороны речи:
— усвоение звуков [л], [с], [ш], [с] — [з], |р] — [л], [ы] — [и] в твердом и мягком звучании в прямом слоге;
— дифференциация звуков по участию голоса, твердости — мягкости, месту образования;
— овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слога (ас-са), односложных слов типа «суп».

В программе приведен примерный режим дня, расписание занятий логопеда и воспитателя, которые строятся с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач. При составлении расписания занятий на неделю предусматривается деление детей на подгруппы.

Так, в Г периоде обучения фронтальные занятия (с подгруппой) по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю (13 — 14 занятий посвящается словарной и грамматической работе, а 6 — 7 занятий — формированию первоначальных навыков связной речи).

Во II периоде обучения фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю (14 по формированию словаря и грамматического строя речи, 12 — по развитию связной речи). Занятия по формированию произношения проводятся I раз в неделю.

В III периоде фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю (17 занятий по формированию словаря и грамматического строя, 33 — по развитию связной речи). Занятия по формированию произношения проводятся 2 раза в неделю*.

Основная задача индивидуальных логопедических занятий — первоначальное формирование звуковой стороны речи, что включает в себя: комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия. Особенностью таких занятий является предваряющая отработка артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения па фронтальных логопедических занятиях.

На индивидуальных занятиях в I периоде осуществляются:

— уточнение произношения простых звуков типа: [а], [у],

[О], И, [И], [М], [М'], [Н], [Н'], Ш, ГГ], [Т], [ф], [ф1, фП, [В], [В' И, [б1]:

— постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков ([к], [к'], [г], [г , [х],
— различение на слух гласных и согласных звуков;
— выделение первого ударного звука в слове (Аня, ухо и т.п.), анализ звуковых сочетаний типа уд, ау.

Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии во II и 1 1 1 периодах все дети умели его правильно артикулировать.

На индивидуальных занятиях II периода уточняется произношение посттленных ранее звуков в речевом потоке. Коррекции подлежат следующие звуки: [л1], [б], [б1], [д], [д'|, [г], [г1], [с], [с']> И» _3']> [щ]э [ЖЬ М? [л]- Осуществляется работа по выделению звука из ряда звуков, слога с заданным звуком из ряда других слогов, определению наличия звука в слове, ударного гласного в слове и начального сочетания, выделению гласного звука в прямом слоге и односложных словах. Последовательность и сроки изучения определяются индивидуальными особенностями звуковой стороны речи детей.

Индивидуальные логопедические занятия с детьми логопед проводит ежедневно. Для повыше] шя их результативности в программе особо выделен раздел по организации индивидуальных занятий с детьми, страдающими дизартрией и ринолалией.

Особым разделом программы стали рекомендации по организации деятельности воспитателя, В условиях группы для детей с ОНР он выполняет помимо общеобразовательных задач и ряд коррекционных, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.

Фшичева Т.Е., Чиркана Г,В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи и условиях специального детского сада. М., 1991.

Авторы программы отмечают, что компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского

сада. В процессе овладения этими видами деятельности воспитатель особое внимание должен уделить развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления, познавательных интересов.

В задачу воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Решение этих задач невозможно без хорошего знания возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей, поэтому воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности или, напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности, вялости.

В программе содержатся рекомендации для воспитателя по проведению диагностической и коррекционно-воспитательной деятельности в соответствии с ее основными направлениями (развитие речи, развитие элементарных математических представлений, конструирование, изобразительное искусство, физическая культура, трудовое воспитание).

Содержание и планирование коррекционной работы в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи (второй год обучения)

В связи с тем что после коррекционного обучения в старшей группе у детей с ОНР наблюдается определенное отставание в развитии языковых средств, трудности в их использовании в повседневном речевом общении, Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина предлагают рекомендации по продолжению логопедической работы в подготовительной группе*.

Логопедическая работа с детьми в подготовительной группе организуется на основе тех же теоретических положений и научно-методических подходов, что и в старшей группе.

Цель: продолжать развитие связной речи детей (монологической и диалогической) на основе уточнения и расширения словарного запаса, совершенствования грамматического строя речи, практического овладения сложными формами словоизменения и способами словообразования,

На логопедических занятиях предусматривается последовательная работа над словом, предложением и связной речью.

Коррекционно-речевая работа с детьми 7-го года жизни в течение учебного года планируется и проводится в той же логике, что и в предыдущей группе. Вновь условно выделяются три периода обучения, в рамках которых определяется основное содержание логопедической работы, тип и количество логопедических занятий.

В / период обучения (сентябрь — ноябрь) проводится 3 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию произношения.

Во // период (декабрь — март) проводится 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию произношения и 1 занятие по обучению грамоте.

В /// период (апрель — май) проводится 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматического строя, 1 — по формированию произношения, 2 — по обучению грамоте.

В каждом периоде обучения выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. В их контексте проводится специальная работа по совершенствованию фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи детей. Авторы не только раскрывают приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи, но и иллюстрируют методические положения конспектами логопедических занятий.

Необходимость ранней диагностики и раннего начала коррекционной работы с детьми обусловила разработку Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной и включение в целостную систему устранения общего недоразвития речи проекта программы логопедической работы еще с одной группой — детьми средней группы (со Пуровнем речевого развития при ОНР) *.

* Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть II. Второй год обучения (подготовительная группа). М., 1993.

* Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников: Практическое пособие. М., 2003.

Основными задачами работы с ними являются:

— развитие понимания речи;
— развитие словарного запаса;
— формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов;
— развитие фонематического слуха;
— развитие звукопроизношения и формирования слоговой структуры.

Авторы считают, что наибольшей результативности в обучении детей со II уровнем речевого развития можно достигнуть на занятиях с 1—2 детьми (в первые месяцы обучения), при этом продолжительность занятий составляет 10—15 мин. Спустя два месяца детей целесообразно объединить в подгруппы из 2—3 человек, а время занятий увеличить до 15—20 мин.

Во втором полугодии состав подгрупп может включать ^—5 человек, что дает возможность проводить совместные игры и уделять внимание организации взаимоотношений детей в совместной речевой деятельности.

При определении содержания логопедических занятий рекомендуется выверять посильность требования к ребенку и использовать средства, стимулирующие не только речевую, но и познавательную активность детей, поддерживающие их работоспособность и интерес к ним.

Литература

  • Фшичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть I. Первый год обучения (старшая группа): Пособие для студ. дефектол. ф-тов, практич. работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М., 1993.
  • Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть П. Второй год обучения (подготовительная группа): Пособие для студ. дефектол. ф-тов, практич. работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М., 1993.
  • Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. М, 1989.
  • Филичева Т.Е., Чиркина Г.В, Устранение общего недоразвития речи у дошкольников: Практическое пособие. М., 2003.

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4—7 лет)

Автор Н.В. Нищева

Программа рассчитана на пребывание ребенка с общим недоразвитием речи в логопедической группе ДОУ с 4-летнего возраста.

Цель: построить систему коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи — I—III уровень речевого развития (по Р.Е. Левиной), 1Ууровень (по Т.Б. Филичевой) в возрасте 4—7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образования и родителей дошкольников.

Задачи: коррекционные, развивающие и воспитательные.

Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Вместе с тем, автор особо подчеркивает приоритет коррекционных задач и подчинение им задач общеобразовательной работы с детьми.

Теоретической основой программы является рассмотрение общего недоразвития речи как системного нарушения речевой деятельности, сложных речевых расстройств, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Р.Н. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

Принципы построения программы. Основа программы — создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР. По млению автора, это достигается за счет модификации общеразвивающих программ* и всего комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей.

В связи с этим первым в перечне принципов построения программы П.В. Нищева называет принцип природосообразности, раскрывая его как стремление к реализации общеобразовательных задач параллельно с синхронным выравниванием речевого и психического развития детей. Онтогенетический принцип предполагает учет общности развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, инструктора ЛФК, воспитателей. Кроме того, в основу построения программы положены общедидактические принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп.

Структура: пояснительная записка, общие рекомендации по реализации программы (включая примерные режим дня, расписание занятий на неделю, расписание работы логопеда и перечень лексических тем в каждой из них, рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей среды и осуществлению работы с родителями), а также подробное описание системы коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной группах для детей с ОНР. В приложении содержатся рекомендации по проведению обследования и схема обследования ребенка с ОНР, перечень пособий методического комплекта, список специальной, методической и детской художественной литературы.

Содержание. Центральным разделом программы является раздел «Речевое развитие», что обусловлено особенностями имеющихся у детей и требующих коррекции дефектов речи. Основными направлениями в рамках этого раздела выступают:

— развитие словаря;
— формирование и совершенствование грамматического строя речи;
— развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа;
— обучение элементам грамоты;
— развитие связной речи и речевого общения.

Эти направления реализуются преимущественно в содержании деятельности логопеда, однако программой предусматривается активное включение в эту работу воспитателей ДОУ и родителей.

Тематический подход к планированию содержания коррекционной работы обеспечивает концентрированное изучение материала и его ежедневное многократное повторение. Отбор лексического материала проводится с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей.

Другие разделы программы связаны с данным разделом и в совокупности позволяют решать задачи всестороннего и гармоничного развития личности каждого ребенка. Однако каждый раздел программы имеет свои специфические задачи и направления работы.

Так, в разделе «Познавательное развитие» в качестве основных направлений деятельности специалистов ДОУ выделены:

— сенсорное воспитание детей;
— развитие психических функций;
— ознакомление с окружающей действительностью;
— ознакомление с художественной литературой;
— развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений.

При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию и развитию высших психических функций; воспитатели организуют работу по ознакомлению дошкольников с окружающим, художественной литературой, по развитию временных, пространственных и математических представлений.

В разделе «Креативное развитие» выделены следующие направления:

— развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса;
— художественно-творческая деятельность;
— музыкальное развитие;
— игровая и театрализованная деятельность.

Руководство работой внутри раздела осуществляют воспитатели, в ней также участвует музыкальный руководитель и педагог-логопед.

Воспитателям принадлежит и ведущая роль в реализации задач, выделенных и разделах «Нравственное воспитание», «Трудовое воспитание». Работу по разделу «Физическое здоровье и развитие» проводит главным образом руководитель физического воспитания с учетом состояния здоровья и уровня физического развития детей.

Важной особенностью организации предметно-пространственной среды в соответствии с данной программой является создание в логопедическом кабинете, группе и ДОУ в целом специфических Центров детской деятельности, которые оснащаются необходимым учебно-игровым оборудованием.

Учебно-методическое обеспечение Программы составляют: методические рекомендации по планированию занятий воспитателя, примерные конспекты занятий, речевые карты, комплекты рабочих тетрадей, настольно-печатные игры и пособия для детей.

Программа рекомендована к использованию в образовательных учреждениях экспертным советом комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга.

* Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, 13.Б. Гербовой. Т.С. Комаровой. М., 2005; Детство: Программа развития и воспитания в детском саду. СПб., 1995.

Литература

  • Нищвва Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОН Р. СПб., 2006.
  • Нищева Н.В. Программа коррекционно-развиваюшей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб., 2006.
  • Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. СПб., 2006.
  • Нищева Н.В. Система коррекшюнной работы в логопедической группе для детей с обшим недоразвитием речи. СПб., 2005.
  • Нищева Н.В. Тетради для средней логопедической группы детского сада № 1, № 2, № 3. СПб., 2006.
  • Нищева Н.В. Тетради для старшей логопедической группы детского сада № 1, № 2. СПб., 2006.
  • Нищева Н,В. Тетради для подготовительной к школе логопедической группы № 1, № 2. СПб., 2006.
© CopyRight МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 71" г. Чита, ул. Баргузинская, 13, 2011-2024, создание сайта: «Меридиан»