В первую очередь с семьи. Но по-настоящему это происходит, когда малыш поступает в детский сад. Именно там он учится общаться с незнакомыми людьми - взрослыми и детьми, усваивает нормы и правила поведения, учится жить в обществе. От того, как пройдет привыкание дошкольника к новым условиям, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье. К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки.
Эмоциональная реакция родителей на поведение ребенка в этот период часто усугубляет ситуацию. Из-за того, что они сами не знают, как лучше поступить, мама с папой не могут помочь своему малышу.
Для каждой семьи острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность.
В связи с этим говорят о трех вариантах адаптации (P.P. Калинина):
- легкая адаптация — поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней;
- адаптация средней тяжести — в течение месяца;
- тяжелая адаптация — требуется от 2 до 6 месяцев.
Для того чтобы адаптация прошла легко, а также с целью значительного снижения эмоциональной напряженности разработана система работы с детьми, не посещающими ДОУ,- будущими воспитанниками. Работа начинается в комнате здорового ребенка при детской поликлинике. Здесь воспитатели групп раннего возраста, педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед проводят консультации для родителей.
Цель консультаций - оказать посильную помощь родителям в воспитании малышей, повысить их педагогическую компетентность. Одновременно с этим мы отслеживаем родителей, дети которых впоследствии придут к нам в детский сад. Дальнейшая работа ориентирована уже на них, и все мероприятия проходят в нашем детском саду.
До поступления ребенка в дошкольное учреждение родителям предлагается прийти на консультацию к педагогу-психологу. Проводится первая встреча с семьей (по разработкам Г.Г. Зубовой). Ее задачи:
- провести предварительную диагностику ребенка;
- выявить особенности семейного воспитания;
- дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с оформлением ребенка в детский сад;
- дать индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к посещению дошкольного учреждения.
- Особое внимание обращается на исследование развития таких социальных навыков ребенка, как:
- уверенность в себе;
- самостоятельность, инициативность;
- способность устанавливать и поддерживать отношения со взрослым;
- эмоциональная чувствительность;
- усвоенные простейшие нормы и правила поведения. Важно определить особенности семейного воспитания, выяснить:
- дают ли родители ребенку в первые минуты пребывания в незнакомом месте осмотреться или сразу пытаются вовлечь его во что-либо, например обращая его внимание на игрушки или детали интерьера;
- заботятся ли родители о самочувствии ребенка во время пребывания в кабинете;
- доверяют ли родители ребенку;
- сильно ли опекают;
- жестко ли контролируют;
- поддерживают ли детскую инициативу или подавляют;
- рассказывая о ребенке, говорит "мы" вместо "он", например, "мы умеем самостоятельно одеваться";
- я легко ли родители вступают в контакт;
- доверяют ли родители ребенка специалисту или пытаются контролировать ситуацию общения с ним;
- откровенны ли родители;
- насколько родители готовы к сотрудничеству;
- соглашаются ли они со всем или умеют отстаивать свои интересы и точку зрения.
Тематика консультаций для родителей
- "Как играть с малышом";
- "Проблемы детского сна";
- "Как подготовить ребенка к детскому саду";
- "Как отучить малыша от груди, соски, бутылочки";
- "Как приучить малыша к горшку";
- "Развивающая гимнастика для малышей по мотивам русского фольклора";
- "Развитие речи детей раннего возраста" и т. д.
Встреча с родителями начинается с непродолжительной беседы. Выясняются причины оформления ребенка в детский сад; исследуются родительские ожидания, связанные с этим; их осознание того, насколько высока вероятность реализации этих ожиданий и от кого это зависит; от кого зависит благополучие ребенка в детском саду; чего родители опасаются и как они могут справиться со своей тревогой; в чем может заключаться родительская помощь ребенку на начальном этапе вхождения в новую среду. Родителям предлагается заполнить анкету (приложение 1).
Параллельно с беседой педагог-психолог наблюдает за малышом. Предполагается, что поведение ребенка в кабинете специалиста продемонстрирует модель его типичного поведения в освоении новой обстановки и установлении отношений с новыми для малыша людьми.
Важно обратить внимание на родителей. Чаще тревогу испытывают дети, родители которых сами очень взволнованны, иногда до такой степени, что не замечают эмоционального состояния малыша и не могут его ободрить. Обычно в этом случае проясняются родительские опасения, волнения. Важно помнить, что снижение волнения у родителей благотворно сказывается на ребенке.
По результатам беседы с родителями и наблюдения за поведением ребенка педагог-психолог делает вывод о том, как лучше организовать переход от семейного воспитания к общественному.
После первичных консультаций родителям вместе с детьми предлагается цикл занятий по подготовке к детскому саду. Эти занятия разрабатываются совместно с учителем-логопедом детского сада, проводятся педагогом-психологом и воспитателем группы, в которую поступят малыши. Каждое занятие длится 10 мин, проводится в кабинете педагога-психолога.
Их цель - развитие мыслительных операций, социальных навыков, знакомство детей друг с другом и с педагогами. В качестве примера в приложении 2 представлена структура одного из занятий по подготовке ребенка к детскому саду, проводимого совместно с родителями.
Мамы принимают активное участие в занятиях. Малыши чувствуют их поддержку, меньше тревожатся в присутствии незнакомых взрослых. Кроме того, мамы имеют возможность повторять все игры дома, закреплять то, чему научились дети в дошкольном учреждении.
После этого ребятам дается возможность поиграть в комнате самостоятельно. Некоторые занятия проводит музыкальный руководитель в музыкальном зале. Здесь дети могут побегать, потанцевать, послушать и попеть песенки и потешки. Мамы же получают хороший багаж знаний по музыкальному развитию малышей.
По окончании всех занятий проводится праздник "Давайте все подружимся!" с участием различных персонажей. Мероприятие организуют музыкальный руководитель, педагог-психолог, воспитатель группы. Его цель — подвести эмоциональный итог для ребят, оставить положительное впечатление о детском саде, заронить в их души огромное желание прийти сюда снова.
По результатам консультаций и занятий делается прогноз степени адаптации ребенка к детскому саду (приложение 3).
Далее проводится общее собрание для всех родителей будущих воспитанников нашего детского сада. На нем старший воспитатель и педагог-психолог знакомят мам и пап с правилами, требованиями нашего учреждения, образовательной программой. Также семьям даются конкретные рекомендации, как подготовить малыша к детскому саду. Кроме того, мы знакомим их с разными вариантами адаптации детей к ДОУ и в соответствии с этим с различными вариантами введения ребенка в группу.
Так, дети, адаптация которых согласно прогнозу будет протекать легко, достаточно быстро переводятся на пребывание в детском саду на целый день. Они легко осваиваются, остаются на тихий час, у них быстро восстанавливается аппетит. Родителям, у чьих детей спрогнозирована адаптация средней тяжести, рекомендуется некоторое время находиться в группе детского сада вместе с ребенком: сначала небольшой промежуток времени (час или чуть больше), который потом увеличивается. Когда он уже освоится, станет доверять педагогам, мама может постепенно сокращать время пребывания в непосредственной близости от малыша. Если первые дни она играла вместе с ним, то через некоторое время она просто находится в группе, в поле зрения ребенка, но не рядом с ним — например, сидит в сторонке, наблюдает за ним, беседует с педагогом-психологом. Потом мама может на некоторое время удаляться из группы, увеличивая этот промежуток времени. И, наконец, наступает день, когда она приводит ребенка в группу и оставляет его там.
Труднее всего мамам малышей с тяжелой степенью адаптации. Дети отказываются от еды, плачут. Поэтому период родительского присутствия удлиняется, а ежедневный промежуток времени нахождения в детском саду укорачивается. В таком случае необходима помощь воспитателей группы, педагога-психолога. Иногда помогает неординарный подход к условиям адаптации: например, если ребенок отказывается от пищи, которую дают в дошкольном учреждении, на первых порах привыкания мы разрешаем маме приносить свою посуду и еду из дома.
В сентябре, когда дети поступают в детский сад, работа продолжается. Педагог-психолог ежедневно посещает группы раннего возраста, наблюдает за психоэмоциональным состоянием детей, с которыми проводит игровые занятия и игры невысокой подвижности. Параллельно с этим отслеживаются дошкольники с трудностями в общении и повышенным уровнем тревожности. С ними и с их родителями в дальнейшем планируется индивидуальная, более глубокая работа.
Родители вновь поступивших воспитанников приглашаются на консультации к педагогу-психологу. Здесь они делятся трудностями в прохождении их ребенком периода адаптации и его воспитании. Специалист дает рекомендации, совместно с родителями вырабатывает стратегию поведения в том или ином случае и методы воспитания ребенка.
В группе раннего возраста в период адаптации на стенде вывешивается информация с рекомендациями, как научиться расставаться с малышом, общаться с ним в этот период (например, чего не стоит ему говорить).
В октябре педагог-психолог посещает родительское собрание в группах раннего возраста. Как правило, это вводное собрание, где обсуждается, насколько легко или сложно ребята адаптировались к условиям дощкольного учреждения. Со своей стороны, специалист освещает некоторые особенности развития детей раннего возраста, объясняющие трудности привыкания к детскому саду.
Также педагог-психолог знакомит родителей с клубом молодых родителей "Мой кроха", созданным в нашем дошкольном учреждении с целью эффективного сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста.
- оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
- повышение педагогических знаний родителей детей раннего возраста.
Клуб - открытая форма организации родителей, т. е. на любое заседание может прийти любой родитель, которого интересует тот или иной вопрос воспитания детей дошкольного возраста.
Опыт работы показал, что дети, чьи мама и папа участвовали в совместной с педагогами работе по адаптации малышей, легче привыкают к детскому саду. Они уже знакомы со всеми, кто с ними будет работать, с будущими одногруппниками, а потому легче привыкают к режиму детского сада. И детские слезы по утрам быстро сменяются улыбками на лицах наших воспитанников.